Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.2 Меры по развитию реализации продукции
Проведенный анализ показал, что рост товарооборота в ООО «ТРЭЙС», объясняется следующими причинами:
- ростом объемов продаж в натуральном выражении за счет увеличения спроса в 2021 г.;
- повышением розничных цен на товары;
- ростом производительности труда за счет повышения квалификации персонала;
В качестве отрицательного момента можно отметить заметные колебания объема товарооборота в течение года: рост товарооборота наблюдается только во втором квартале, в первом, третьем и четвертом кварталах наблюдается сокращение товарооборота.
К факторам внешней среды, повлиявшим на товарооборот магазина в 2021 г. можно отнести рост спроса в связи с улучшением положения в российской экономике, а также сезонность спроса. Также следует отметить, что на товарооборот магазина ООО «ТРЭЙС» влияют также географические факторы, то есть местоположение. Магазин расположен в районе, население которого в среднесрочной перспективе будет увеличиваться.
К внутренним факторам роста товарооборота относятся:
- повышение квалификации персонала;
- рост запасов на начало года;
- рост поступления товаров.
Составление прогноза продаж на каждый квартал 2023 г., основывается поквартальной динамики объема товарооборота и расчёте коэффициента сезонной вариации.
Для того, чтобы составить прогноз товарооборота, необходимо сначала рассчитать тренд, а затем – сезонные компоненты.
Тренд определяется в следующем порядке:
-
Рассчитывается скользящая средняя по следующим формулам:
(1 кв.2020 + 2 кв.2020 + 3 кв2020. + 4 кв.2020) / 4
(2 кв.2020 + 3 кв.2020 + 4 кв2020. + 1 кв.2021) / 4
(3 кв.2020 + 4 кв.2020 + 1 кв2021. + 2кв.2021) / 4
(4 кв.2020 + 1 кв.2021 + 2 кв2021. + 3кв.2021) / 4
(1 кв.2020 + 2 кв.2021 + 3 кв2021. + 4 кв.2021) / 4
Таким образом, остается пять средних значений товарооборота:
-
Затем суммируются два соседних значения. Остается 4 значения товарооборота (за 4 квартала года).
3. Затем определяется тренд скользящих средних. Для продолжения анализа временного ряда и расчета сезонной вариации необходимо знать значение тренда точно на то же время, что и исходные данные, поэтому необходимо центрировать полученные скользящие средние, сложив соседние значения и разделив их пополам. Центрированная средняя и есть значение рассчитанного тренда.
4. Затем определятся отношение товарооборота (за 3, 4, 1, 2 кварталы по отдельности) к тренду. Таким образом, определяется, на сколько процентов фактические товарообороты за 1,2,3,4 кварталы отклоняются от тренда. Это сезонная вариация.
5. Определим остаточную вариацию. Для этого необходимо умножить каждое среднее значение сезонности умножить на корректирующий коэффициент, чтобы сумма средних составила 400 (то есть в каждом квартале в идеальном случае должно быть реализовано 100% продукции: 100+100+100+100=400).
В ООО «ТРЭЙС» сумма сезонных вариаций равна : 200 + 200 + 200 + 200 = 800
Корректирующий коэффициент равен 400 / 800 = 0,5.
Результаты анализа временного ряда за 2020-2021 гг. представлены в табл. 2.8.
Таблица 2.8 – Анализ временного ряда ООО «ТРЭЙС» за 2020-2021 гг.
Показатель | 3 квартал | 4 квартал | 1 квартал | 2 квартал |
Сумма двух соседних значений, тыс. руб. | 95 120 | 103 260 | 107975,439 | 68692,98 |
Тренд, тыс. руб. | 47559,962 | 51629,846 | 53987,7195 | 34346,49 |
Соотношение объёма продаж к тренду, разы | 2,00 (200%) | 2,00 (200%) | 2,00 (200%) | 2,00 (200%) |
Данные табл. 2.8 показывают, что в 1 квартале объем продаж отклоняется от тренда в большую или меньшую сторону в 2 раза (200%), аналогично во 2, 3 и 4 кварталах.
На основе полученных данных можно осуществлять прогнозирование товарооборот. В табл. 2.9 представлены результаты расчета коэффициента сезонности за 2020-2021 гг. по кварталам.
Таблица 2.9 - Оценка сезонности товарооборота ООО «ТРЭЙС» за 2020-2021 гг. (поквартально)
Показатель | 2020 г. | 2021 г. | |||||||
1 кв. | 2 кв. | 3 кв. | 4 кв. | 1 кв. | 2 кв. | 3 кв. | 4 кв. | ||
Товарооборот, тыс. руб. | 6826,6 | 16601,3 | 9055 | 8948,5 | 10276,5 | 21958,7 | 11837,4 | 10881,8 | |
Среднеквартальный товарооборот, тыс. руб | 12048,2 | ||||||||
Коэффициент сезонности, % | 56,66 | 137,79 | 75,16 | 74,27 | 85,29 | 182,26 | 98,25 | 90,32 |
Данные табл. 2.9 показывают, что всплеск спроса наблюдается во втором квартале в каждом году. В первом квартале года наблюдается сокращение товарооборота. При этом в 2020 г. в первом квартале снижение товарооборота было значительным, по сравнению с аналогичным периодом 2021 г., что можно объяснить экономическим спадом, начавшимся в 2020 г. В 2021 г. падение экономики замедлилось, и товарооборот в первом квартале сокращался в меньшей степени. Также следует обратить внимание на то, что в третьем и четвертом квартале 2021 г. падение объёма продаж не так существенны, как в 2020 г. Поэтому можно сделать вывод о том, что сокращение товарооборота в 2020 г. объясняется не только сезонными колебаниями спроса, но и кризисными явлениями в российской экономике.
В табл. 2.10 представлен расчет среднеквартальной сезонной вариации товарооборота.
Таблица 2.10 – Расчет среднеквартальной сезонной вариации ООО «ТРЭЙС» за 2020 – 2021 гг. (поквартально)
Показатель | 2020 г. | 2021 г. | ||
1 кв. | 2 кв. | 3 кв. | 4 кв. | |
Коэффициент сезонности (нескорректированный), % | 85,29 | 182,26 | 98,25 | 90,32 |
Всего | 119,34 | |||
Корректирующий коэффициент | 0,5 | |||
Коэффициент вариации (скорректированный),% | 42,65 | 91,13 | 49,13 | 45,16 |
На основании данных табл. 10 можно спрогнозировать, что в 1 квартале объем продаж в среднем будет составлять 42,65% значения тренда, в 2 квартале –91,13% от значения тренда, в 3 и 4 квартале соответственно: 49,13% и 45,16%.
Плановые показатели товарооборота с учетом скорректированного коэффициента вариации представлены в табл. 2.11.
Таблица 2.11 – Планируемый товарооборот ООО «ТРЭЙС» на 2023 г.
Показатели | 1 квартал | 2 квартал | 3 квартал | 4 квартал | Всего |
Товарооборот за 2021 г., тыс. руб. | 10276,5 | 21958,7 | 11837,4 | 10881,8 | 54954,4 |
Тренд, тыс. руб. | 47559,962 | 51629,846 | 53987,7195 | 34346,49 | - |
Товарооборот за 2023 г., тыс. руб. (прогноз) | 20284,32 | 47050,28 | 26524,17 | 15510,87 | 109369,6 |
Таким образом, ожидаемый объем товарооборота в 2023 г. составит 109396 тыс. руб. На основе результатов проведенный анализ динамики и структуры товарооборота, оценки факторов, формирующих товарооборот объекта наблюдения, определены направления и причины роста товарооборота данной организации.
Заключение
Важность розничной торговли, ее несомненно, ключевая роль в процессе обеспечения населения товарами, экономическими благами, не всегда может быть эффективно реализована в силу отсутствия системного подхода, сложности и неопределенности внешней среды, часто фатального влияния глобальных социальных, экономических, политических и иных факторов на предприятия оптовой торговли. Между тем эффективность крупных международных розничных сетей, их глобальный характер, позволяют говорить о возможности эффективной организации торговой деятельности, достижения устойчивого развития за счет эффективных процессов управления.
Под розничной торговлей также понимается «деятельность по перепродаже (продаже без изменения) новых и бывших в употреблении товаров широким слоям населения для личного потребления или для домашнего пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью».
Современные организации розничной торговли сегодня активно используют различные группы инструментов управления, а именно:
а) технологии, связанные с хранением, переработкой и продажей товаров, обеспечивающие сохранность и возможности по доставке товаров потребителям;
б) инструменты, связанные с оптимизацией товарно-материальных, информационных потоков и бизнес-процессов, основанные на методах цифровизации, автоматизации процессов, математических моделей организации логистики. Также активно используется искусственный интеллект, теория больших чисел (в крупных торговых сетях) для повышения эффективности бизнеса;
в) инструменты автоматизации работы с поставщиками и покупателями, облегчающие покупки, оптимизирующие работу с поставщиками, обеспечивающие удобство оплаты и т.д. Сюда можно отнести дистанционные платежи, внедрение новых финансовых инструментов, отсрочек и т.д.
г) социально-психологические технологии, направленные на воздействие на потребителя (маркетинг, мерчендайзинг, реклама, стимулирование продаж, вирусное воздействие