Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Значительные трудности остаются в признании некоторых категорий служащих должностными лицами. Речь идет о лицах, исполняющих профессиональные или чисто технические обязанности. По поводу квалификации их деяний в уголовно-правовой литературе сложилось три позиции. Большая часть специалистов исходит из разделения должностных и профессиональных функций. В каждом конкретном случае выполняются лицо профессиональные функции, либо должностные. Сторонники второй концепции считают, что неисполнение профессиональных функций должно квалифицироваться как халатность, поскольку при их невыполнении работник представляет государственное учреждение. Сторонники третьей позиции исходят из того, что должностным лицом является лицо, которое наряду с осуществлением профессиональных функций занимает должность, связанную с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей. Анализ указанных положений позволяет сделать вывод о том, что последняя позиция является наиболее приемлемой.
Составу преступления, предусмотренному статьей 293 УК РФ, с одной стороны, свойственны криминологические признаки неосторожных преступлений, поскольку оно совершается по неосторожности, с другой – оно как преступление против интересов государственной власти совершается должностными лицами, поэтому ему присущи криминологические черты «беловоротничковой» преступности.
Исследование данных о численности, укомплектованности штатов и среднемесячной заработной плате гражданских служащих позволили сделать вывод о том, что основная масса гражданских служащих сосредоточена в органах исполнительной власти. При этом среднемесячная заработная плата гражданских служащих ниже, чем в реальном секторе экономики. Кроме того, наибольший «некомплект» приходится именно на органы судебной власти и прокуратуры, деятельность которых непосредственно направлена на обеспечение законности и правопорядка в обществе1.
Анализ динамики развития должностных преступлений в целом и халатности в частности, позволил прийти к выводу о том, что «шараханья» законодателя в определении общественно опасных последствий, декриминализировали ряд общественно опасных деяний, в результате чего количество зарегистрированных по статье 293 УК РФ преступлений снизилось более чем в два раза (если в 2003 году халатность в структуре должностных преступлений составляла 10 процентов, то в 2008 году – всего 4,2 процента). В структуре неосторожной преступности халатность составляет примерно 9-15%.
Важное значение для профилактики имеет место совершения преступления. Анализ статистических данных позволяет прийти к выводу о том, что наибольшее число преступлений, квалифицируемых как халатность, совершается в сфере деятельности органов власти и управления, поэтому именно там необходимо сконцентрировать свои силы в проведении профилактической работы2.
Согласно официальным статистическим данным, обобщенный портрет личности преступника можно представить следующим образом. Мужчина в возрасте от 30 до 50 лет, служащий, имеющий, как правило, высшее образование, всегда гражданин Российской Федерации, обычно, местный житель. Характеризуя личность виновного в халатности, необходимо отметить, что искажение жизненных ценностей здесь практически никогда не достигает такого уровня, как в умышленных преступлениях. Выборочное изучение уголовных дел показало, что 80-85 процентов этих лиц имеют положительную трудовую и бытовую характеристику. Отрицательные стереотипы поведения, как правило, носят локальный характер и относятся к определенным видам обязанностей1.
По нравственно-психологической характеристике субъект преступления можно условно разделить на типы:
1. Должностное лицо, которое обладает хорошими деловыми качествами, однако недостаточно учитывает конкретную обстановку. В качестве мотивации преступного поведения здесь выступают, как правило, ложное понятые интересы службы.
2. Субъект преступления пытается создать или упрочить личный авторитет. В интересах этого он сам, своим поведением создает условия для наступления общественно опасных последствий либо не препятствует уже сложившейся порочной практике, приводящей к их наступлению. Главной целью является продвижение по службе.
3. Субъект преступления не обладает достаточной квалификацией. Он не умеет хорошо организовать работу и поэтому легко идет на правонарушения. Обычно он начинает с правонарушений непреступного характера.
4. Должностное лицо, которое с самого начала проявило самонадеянность и приступило к выполнению служебных обязанностей, для которых у него отсутствует необходимая компетенция. Для таких деяний характерно легкомысленное и недисциплинированное отношение к предъявляемым требованиям.
1.4.Субъективная сторона преступления
Субъективная сторона преступления представляет собой «психическое отношение лица к совершаемому им общественно опасному деянию»
2. Субъективная сторона халатности характеризуется неосторожной виной.
Однако в литературе высказаны и другие позиции. Так, Н.Г. Кадников полагает, что субъективная сторона халатности характеризуется как умышленной, так и неосторожной формами вины. «Виновный сознает опасность и противоправность своего поведения при недобросовестном отношении к службе, предвидит причинение крупного ущерба и допускает его причинение либо относится к нему безразлично. Хотя многие авторы отрицают возможность совершения халатности с косвенным умыслом. Но положения ч. 2 ст. 24 УК не исключают такого варианта. Чаще всего халатность совершается по легкомыслию или небрежности. При этом виновный не желает наступления ущерба, не предвидит его, но мог и должен был его предвидеть, либо легкомысленно рассчитывал на возможность его предотвращения»1.
Субъективная сторона рассматриваемого преступления выражается в недобросовестном или небрежном отношении к службе. Если отношение должностного лица к неисполнению или ненадлежащему исполнению своих обязанностей характеризуется недобросовестностью, в этом случае отношение указанного лица к последствиям деяния выражается в форме легкомыслия, т.е. когда это лицо без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение вредных последствий деяния. Если же отношение должностного лица к неисполнению или ненадлежащему исполнению своих обязанностей характеризуется небрежностью, отношение его к последствиям преступления может выражаться только в форме небрежности. Как в одном, так и в другом случае речь может идти лишь о неосторожной вине должностного лица
Анализ рассматриваемой уголовно-правовой нормы позволяет сделать вывод о том, что термины «недобросовестный» и «небрежный» являются синонимами. Из этого формально вытекает, что вина по отношения к последствиям может быть выражена только в виде небрежности. Но это не так. Анализ практики применения статьи 293 УК РФ показывает, что вина при халатности может быть выражена как в виде легкомыслия, так и в виде небрежности2.
Статья 293 УК РФ устанавливает ответственность за неисполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе. Такая формулировка не дает возможности определить отношение лица к совершаемому им деянию, что существенно при определении формы вины. К тому же она не согласуется с определением понятия «преступление», под которым понимается виновно совершенное общественно опасное деяние. На основании вышеизложенного считаю необходимым вернуться к характеристике объективной стороны преступления как отношения к исполнению должностным лицом своей обязанности и заменить слова «отношения к службе» словами «отношения к ним».
Значимым признаком, определяющий преступление как неосторожное деяние, является отношение лица к наступившим в результате его деяния последствиям. При описании признаков халатности в части 1 статьи 293 УК РФ не указано, что предусмотренные ею последствия причиняются по неосторожности. Между тем в соответствии с традиционным пониманием халатности оно является неосторожным преступлением. В части 1 статьи 293 УК РФ предлагаем указать, что причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства осуществляется по неосторожности.
Поскольку мотивация свойственна любому сознательному действию, то определенные мотивы характерны и для поведения, приведшего к причинению общественно опасных последствий по неосторожности. Однако в данном случае мотив характеризует не конкретное противоправное деяние, а деятельность субъекта преступления в целом1.
.
1.5. Причины халатности и ее профилактика
Причины халатности можно условно разделить на две группы. К первой группе относятся причины, которые привели к возникновению опасной ситуации, а ко второй – причины, обусловившие противоправное поведение личности.
К условиям, способствующим совершению рассматриваемого преступления, следует отнести:
- недостатки в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Их синтезируют следующие факторы: а) условия службы; б) существующий тип управления; в) социально-психологическая обстановка в коллективе;
- недостаточный контроль за соблюдением должностными лицами своих обязанностей. Его возникновению способствует: а) низкое состояние трудовой дисчиплины; б) безнаказанность правонарушений; в) бесконтрольность вышестоящего начальства;
- недостаточное нормативно-правовое регулирование. Его можно подразделить на: нечеткость уголовно-правовых формулировок и недостатки локального нормативного регулирования.
Противоправное поведение должностного лица имеет свои социальных корни, к которым можно отнести: невнимательное отношение к интересам общества; недостатки профессиональной ориентации; неправильное представление должностного лица о должном поведении в сложившейся ситуации1.
В криминологии принято выделять общие и специальные меры предупреждения. Общие меры предупреждения не ориентированы на непосредственную борьбу с преступностью. К ним относятся меры по развитию экономики, педагогические меры, организационные меры. Меры специального предупреждения, также как причины халатности, можно разделить на две группы: относящиеся к ситуации неосторожного деяния, и относящиеся к личности преступника.
К мерам, относящимся к ситуации неосторожного деяния, следует отнести: предоставление зарплаты и услуг, обеспечивающих достойный уровень жизни, особенно в органах судебной власти и прокуратуры, где наблюдается наибольший «некомплект» кадров; создание нормативного типа управления коллективом; укрепление трудовой и хозяйственной дисциплины.; соблюдение принципа неотвратимости ответственности при привлечении должностных лиц к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности; принятие мер к вышестоящим должностным лицам, которые не реагируют, а иногда и создают условия для совершения их подчиненными правонарушений; совершенствование нормативной правовой базы, устанавливающей права и обязанности должностных лиц.
К мерам специального предупреждения, относящимся к личности преступника, можно отнести: подбор кадров на основании профессиональных и психофизиологических качеств; обучение работников правилам поведения в опасных ситуациях; совершенствование контроля за деятельностью работников; «научная организация труда … с учетом требований медицины и психологии труда»; проведение мероприятий, повышающих ответственность работников.
К мерам индивидуального предупреждения относят воспитательное воздействие со стороны различных общественных институтов (семьи, ВУЗов, трудового коллектива), обучение, психологическую помощь, контроль за поведением лиц, совершивших административные правонарушения или дисциплинарные проступки. Кроме того, в качестве меры индивидуального предупреждения суд может применять лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе работы сделаны выводы :
Непосредственным объектом халатности являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование отдельных звеньев государственного аппарата, органов местного самоуправления.
Объективная сторона халатности как уголовного преступления состоит из трех элементов: 1) деяние (как действие, так и бездействие) - неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе; 2) последствия в виде крупного ущерба (ч. 1), причинения тяжкого вреда здоровью или смерти человека (ч. 2), смерти двух или более лиц (ч. 3) по неосторожности; крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает сто тысяч рублей; 3) причинная связь.