Файл: Влияние средств массовой информации на сознание и подсознание человека.ppt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Влияние средств массовой информации на сознание и подсознание человека
Основные виды деятельности современной молодежи
Заинтересованность разных категорий людей в информационных ресурсах
Средства массовой информации (СМИ)
Манипулирование общественным мнением
Признаки психологического воздействия
Методы психологического воздействия
Нейролингвистическое программирование
Самые распространённые способы манипуляции в массах
Базовые приёмы воздействия СМИ
Разновидность способов воздействия
Способы защиты себя и своих близких
Как защитить себя от деградации?
Влияние средств массовой информации на сознание и подсознание человека
«Если одно — два приветливых слова могут сделать человека счастливым, надо быть негодяем, чтобы отказать ему в этом»
Thomas Paine - англо-американский писатель, философ, публицист
Актуальность вопроса
Современное общество фактически не может существовать без средств массовой информации. Для многих его представителей последние заменяют реальный диалог друг с другом. СМИ привлекают людей самыми разными способами. Но если простой обозреватель думает, что человек добровольно, осознанно посвящает свое время СМИ, он ошибается.
При этом, отдельные телевизионные компании, журналы зависимы от своих спонсоров, чаще всего представленных в лице государства или обеспеченных людей. Они тоже имеют возможность искажать ценности телезрителей в своих интересах. Для этого используются определенные техники воздействия на подсознание. Таким образом, СМИ не отражают общественное мнение, мнение масс, а создают его.
Казалось бы, аудитория, осведомленная об этом факте, могла бы изменить положение. Но большинство населения не имеет представления о способах манипуляции и не может обезопасить себя
Основные виды деятельности современной молодежи
Заинтересованность разных категорий людей в информационных ресурсах
Средства массовой информации
Средства повседневной практики сбора, обработки и распространения информации, предназначенной для массовых аудиторий.
Этот термин появился в 70-x годах от французского “moyens d'information de masse”
Во Франции этот термин ушел из обихода в конце 60-х годов
В английском языке mass media является сокращением от media of mass communication,что в переводе означает: средство массовой коммуникации.
Средства массовой информации (СМИ)
Телевидение
Печатная индустрия
Основные средства влияния:
Фотографии
Цитаты
Заголовки
Интернет
Интернет
Безграничная манипуляция:
Фабрикация фактов. Каждый человек может открыть web-сайт и публиковать информацию произвольного содержания, независимо от того, совпадает ли она с реальностью
Ссылки на псевдо-сенсационные новости
Размещение компрометирующих фотоматериалов
Телевидение
Самое распространенное средство манипуляции в СМИ обладает следующими особенностями:
Воздействует на зрение и слух
Охватывает самые широкие слои населения, пользуясь всеобщей популярностью
Мгновенность передачи («прямой эфир»)
Простота подачи информации
Речевое построение сообщения Использование слов, вызывающих яркий образ, связанный с жизненным опытом Комбинация между речевой динамикой, мимикой и жестами. Прием упрощения. Это самый действенный способ для изменения стереотипов поведения. Доля развлекательных передач намного превышает долю интеллектуальных. При этом значительную часть эфира занимают сериалы, отвлекающие население от реальных проблем Новости и информационные программы. В программах такого типа используется фабрикация фактов, ссылки на авторитетных экспертов, дезинформация. Репортажи «с места события» тоже создают у зрителя иллюзию достоверности. Ток шоу в непринужденной форме захватывают абсолютно разные вопросы. За подготовкой ток шоу чаще всего стоят профессиональные психологи. Результатом показа таких передач является понижение морального уровня населения. При этом в таких шоу очевидна явная наигранность, спланированность, непрофессиональная актерская игра.
Реалити-шоу.
Реалити-шоу.
Характеристики таких шоу аналогичны ток шоу, но за счет «реалити» создается эффект достоверности.
Визуальный эффект тоже имеет важное значение. От того, как выглядит герой (например, политик), во многом зависит отношение к нему. На его внешний вид влияет несколько важных факторов:
- Обстановка интервью
Характер передачи
Передача в записи. Герой чаще всего имеет право на «второй дубль», обстановка более спокойна.
Телевидение имеет огромное влияние на сознание населения. При этом уровень образования, IQ или профессиональная реализация мало влияют на подверженность человека такому влиянию. По последним исследованиям более образованным и умным людям свойственно переоценивать себя и относиться менее критично и настороженно к манипуляции.
Функции СМИ
Общественное мнение
Отношение к общественным событиям
Отношение к деятельности всевозможных организаций и деятелей
Регуляция поведения индивидов
Насаждение определенной нормы социальных взаимоотношений
Выражение позиции по различным вопросам
Это понятие состояния массового сознания включает в себя:
Манипулирование общественным мнением
Манипуляция
– вид психологического воздействия
Данный термин произошел от латинского слова:
manipulatio – manipulus – горсть
manipulus – пригоршня, от manus и ple – наполнять
Скрытое психологическое воздействие на собеседника, слушателя.
В словарях европейских языков манипуляция толкуется как обращение с объектами с определенными намерениями, целями. Оксфордский словарь английского языка трактует манипуляцию как «акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка».
Признаки психологического воздействия
6 основных признаков, которые помогают в определении: 1. Отношение манипулятора к другому человеку как к средству достижения цели 2. Стремление получить односторонний выигрыш 3. Скрытый характер воздействия 4. Использования психологического доминирования, игра на слабостях 5. Мотивация 6. Мастерство в осуществлении манипуляционных действий
Теория манипуляции
Выделяют четыре базовых метода психологического воздействия на человека: -атака -давление -программирование -манипуляция
Методы психологического воздействия
Психологическая атака – это метод разнообразного, изменчивого; быстрого, активного; многословного, многозначного; подвижного, пантомимического воздействия на психику человека с целью отключения логического мышления: произведения или неотразимого впечатления, или введения в состояние растерянности, с последующим побуждением человека к нужной реакции.
Психологическое программирование – это метод однообразного, константного; точного, настойчивого; однозначного, уникального; неподвижного, инертного воздействия на психику человека с целью создания алгоритмов его интеллекта и формирования стереотипов поведения.
Атака
Давление
Психологическая манипуляция – это метод двойственного, композиционного; ловкого, решительного; двузначного, двусмысленного; равновесного, сбалансированного воздействия на психику человека с целью постановки его в неудобное положение необходимого выбора своего поведения между двумя альтернативами (между хорошим и плохим, хорошим и более хорошим, плохим и более плохим, хорошим и нейтральным, плохим и нейтральным).
Психологическое давление – это метод представительного, внушительного; сильного, интенсивного; указующего, утвердительного; устойчивого, стабильного воздействия на психику человека с целью принуждения его к действиям и размещения на нижней ступени социальной иерархии.
Программирование
Манипуляция
Нейролингвистическое программирование
Если человека нужно в чем-то убедить, то следует копировать поведение собеседника, разговаривать с ним на той же «волне». Например, если субъект принадлежит к кинестетическому типу, а объект – к аудиальному, то коммуникатору необходимо перестроиться на аудиальный лад или найти более подходящего рецепиента
Таким образом, СМИ обычно ориентируется на определенную аудиторию, пригодную для получения информации в данной форме. Опасность заключается в том, что НЛП действует как на сознание, так и на подсознание человек.
В последнее время техника НЛП стала очень популярной. Различают 3 вида НЛП:
- Визуальное
Аудиальное
Кинестическое
Классификация
Подгруппы информационных приемов:
Манипулирование информационными потоками – отбор событий для сообщений.
Принцип демократии шума. Прием заключается в потоплении неугодного, но неизбежного сообщения в потоке бессмысленной информации.
Слухи – главный метод закрепления стереотипов в сознании.
Дробление – разделение целостной проблемы на отдельные фрагменты так, чтобы читатель/зритель не могут осмыслить проблему.
Срочность – немедленность информации, придание ей характера неотложности.
Сенсационность.
Опросы общественного мнения
Опросы общественного мнения
Технику манипуляции общественным мнением путем опросов условно называют «спиралью умолчания». Способ состоит в том, чтобы путем фальсифицированных опросов общественного мнения или других подобных «фактов» убедить граждан в поддержке большинством угодной манипулятору идеи.
Лесть
Этот новейший прием был с успехом опробован, в частности, в отношении В.Черномырдина. СМИ, заинтересованные в компрометации политика, наделяют его качествами, которых он в действительности лишен (талант государственного деятеля, харизма, красноречие, чувство юмора и т.д.)
Самые распространённые способы манипуляции в массах
Отвлечение внимания
Создавать проблемы, а затем предлагать способы их решения
Способ постепенного применения
Отсрочка исполнения
Обращаться к народу как к малым детям
Делать упор на эмоции в гораздо большей степени, чем на размышления
Держать людей в невежестве, культивируя посредственность
Побуждать граждан восторгаться посредственностью
Усиливать чувство собственной вины
Знать о людях больше, чем они сами о себе знают
Чтение мыслей — журналист делает вид, что сообщает мнения разных людей, переходя от индивидов к миллионам.
Опускание, или исключение, информации, позволяющее не допустить в эфир посторонние мнения
Непрямая атака подсознания
Атака с помощью двойного стандарта
Обвинение по ассоциации
Поддельный нейтралитет
Фальсификация.
Базовые приёмы воздействия СМИ
Разновидность способов воздействия
Убеждение
Убеждение — элемент (качество) мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности. Убеждения направляют поведение и волевые действия. Высшая (абсолютная) степень убеждённости, у многих олицетворяет вера[1] (уверенность).
- акцентированно-логичное
- императивное (категорично)
- эксцитативное (растравливание эмоций);
- альтернативное (сведение проблемы к выбору "или-или").
Принуждение
Насилие
Физическое или психическое принуждение
Внушение
Внушение
Внушение (лат. suggestio — сугге́стия) — психологическое воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок. Представляет собой особо сформированные словесные (но иногда и эмоциональные) конструкции, часто также называемые внушением.
Метод влияния, основанный на использовании химических веществ с дурманящими ферментами, для достижения кодирования объекта на желаемый поступок