Файл: Методические рекомендации по формированию интереса к музыке 16 Заключение 20.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- личная профессиональная возможность;

- разнообразие видов и жанров [14, с. 78-90].

При формировании репертуара необходимо учитывать следующие критерии:

- соответствие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка. Произведение должно не только соответствовать возрасту исполнителей, участников коллектива, но важно, чтобы руководитель учитывал и предвидел, что даст это произведение не только коллективу, но и каждому из учащихся, как формирующемуся исполнителю;

- доступность для понимания и исполнения.

Репертуар определяется поставленной целью и задачами, планом воспитательной работы в коллективе, он должен быть связан с ближними и дальними перспективами развития коллектива.

Принципы формирования репертуара детских коллективов различных творческих направлений.

Принципы подбора репертуара в вокальном ансамбле.

В последние годы малые формы совместного музицирования, в частности вокальные ансамбли, занимают значительное место в концертной практике. Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Работа с творческим коллективом - вокальным ансамблем строится на основе достижений многих наук: музыкознания и эстетики, психологии и педагогики.

Вопрос формирования репертуара всегда был основным в творчестве вокальных ансамблей. От умелого подбора репертуара зависят рост и перспектива развития коллектива. Чтобы правильно подобрать репертуар, руководитель должен помнить о задачах поставленных перед ансамблем и выбранное произведение так же должно быть на- правлено на отработку некоторых навыков.

Репертуар должен отвечать таким требованиям:

- носить воспитательный характер;

- быть высокохудожественным;

- соответствовать возрасту и пониманию детей;

-соответствовать возможностям данного исполнительского коллектива;

- быть разнообразным по характеру, содержанию;

- подобранным трудностям, т.е. каждое произведение должно двигать коллектив вперёд в приобретение тех или иных навыков, или закреплять их.

Брать сложные и объёмные произведения не следует. Для детей, которые будут петь, исполнение данного произведения может оказаться неразрешимой задачей, и это обязательно скажется на продуктивности в их работе, и может повлечь за собой утомление, отсутствие интереса к делу, которым они занимаются, в некоторых случаях даже отчуждение от пения вообще (зависит от характера ребёнка).


Но сложные произведения должны входить в репертуар, их следует брать с осторожностью и с учѐтом всей последующей работы. В то же время большое количество легких произведений должно быть в репертуаре ограниченно, так как лёгкая программа не стимулирует профессиональный рост.

Так же репертуар должен быть интересен участникам ансамбля, это даѐт даже некоторое облегчение в работе, так как дети будут стремиться как можно лучше работать и прислушиваться к каждому слову руководителя.

Полноценными и эффективными по своей воспитательной роли можно считать такой репертуар, в котором представлены пять групп стилистических пластов:

- духовные сочинения различных конфессий;

- сочинения зарубежных композиторов-классиков;

- сочинения композиторов русской классической школы;

- народные песни разных стран;

- произведения современных композиторов – русских и зарубежных [13, с. 3-9].


Заключение



В любом образовательном процессе, обусловленном музыкально-педагогической деятельностью, репертуар играет одну из главных ролей. Будь то индивидуальные уроки или групповые занятия. Эта феноменальная функция репертуара подчеркивается авторами многих источников специальной литературы. П. Халабузарь, В. Попов, Н. Добровольская определяют его как «…основополагающий фактор музыкального воспитания».

Репертуар — это лицо преподавателя, его визитная карточка. Еще не слыша ученика, но зная его репертуар, можно в определенной мере точно судить о его эстетических и нравственных позициях и его исполнительских возможностях. Обеспечивая полноценное музыкальное развитие каждого ученика, репертуар не только повышает музыкальную культуру, но и способствует нравственному и эстетическому воспитанию, формирует вкус и взгляды.

Безусловно, репертуар должен быть разнообразным. В него могут быть включены самые разные произведения, изучение которых способствуют выполнению определенных задач музыкально-эстетического воспитания. Это могут быть песни с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и многоголосные.

В репертуаре ученика должны найти место русская и зарубежная классика, народная песня, произведения современных композиторов и старинная музыка.

Каждое из этих сочинений, раскрывая свои характерные черты, значительно обогатит духовный мир ученика, расширит его музыкальный кругозор и сможет способствовать развитию его вокальных данных.

Выбор репертуара для педагога не является спонтанным шагом. Как правило, он, анализируя музыку и перечитывая текст новой композиции, всегда представляет себе, что нового откроют для себя ее исполнители, какие убеждения окрепнут в их сознании, что из всего многообразия мыслей и чувств унесут они в свою будущую жизнь.


Музыкальный вкус дирижера, его отношение к выбору репертуара очень важны, так как репертуар – стержневой вопрос жизни творческого коллектива.

Подбирая репертуар, надо учитывать такие факторы как практическая значимость, разнообразие материала, его доступность для восприятия с учетом возрастных особенностей и творческого развития коллектива.

Педагог должен уметь объективно и верно оценивать возможности каждого своего ученика, и уметь находить индивидуальный подход к каждому. Опытные педагоги, работающие со своими учениками, в отдельных случаях применяют в работе также и следующий прием. Они предлагают ученикам в качестве своеобразного упражнения произведение, сложное по своим интонационным (но не тесситурным!) особенностям. Одним из положительных свойств, предлагаемого метода, является неторопливость и основательность самого процесса разучивания, когда интонационные и прочие трудности усваиваются учащимися без поспешности и напряжения.

Список использованной литературы


  1. Арановская, И.В. Музыкальное исполнительство как междисциплинарный феномен. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2013. - 57-60 с.

  2. Балабан, О.В. Песни и хоры зарубежных композиторов на языке оригинала. Часть I. Учебно-методическое пособие для хорового класса, вокального ансамбля. - М. ООО «АВАГЛИОН-ПРИНТ», 2012. – 96 с.

  3. Балабан, О.В. Хоровая музыка в творчестве современных композиторов России как средство коммуникации. В сборнике: Философия и Музыка Материалы научно-практической конференции. 2012. - 30-37 с.

  4. Вартанов, С. Я. Исполнение – интерпретация в фортепианной музыке : учебно-методическое пособие по курсам «История исполнительского искусства», «Специальный инструмент», «Фортепианные стили» / С. Я. Вартанов. — Саратов : Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2016. — 95 c. ISBN 978-5-94841-202-3. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/54398.html (дата обращения: 19.01.2021). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей.

  5. Горюнова, Л.В. Хоровое музицирование [Текст] Л.В. Горюнова // Искусство в школе. – 2018. – № 5. – 30–34 с.

  6. Грибков, Н. Б. Несвоевременные мысли вокруг музыки : музыкально-публицистические очерки / Н. Б. Грибков ; под редакцией Р. А. Ульянова. — Нижний Новгород : Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки, 2016. — 96 c. ISBN 978-5-94841-202-3. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/54398.html (дата обращения: 19.01.2021). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей.

  7. Демченко, А. И. Избранные статьи о музыке. Композиторы России ХХ века: сборник статей / А. И. Демченко. – Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2017. - 196 c. ISBN 978-5-94841-202-3. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/54398.html (дата обращения: 19.01.2021). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей.

  8. Закирова, А.Ф. Педагогическая герменевтика. Москва: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2006.

  9. Заруба А. Развитие творчества учащихся на уроке музыки [Текст] А. Заруба // Искусство в школе. – 2013. – № 1. – 12–15 с.

  10. Осеннева М.С. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. 2-е изд. М.: Академия, 2013. 272 с.

  11. Птица К. Очерки по технике дирижирования хором. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: НИЦ «Московская консерватория», 2010.

  12. Павлов, Е. И. Музыка и обучение ребенка: учебное пособие / Е. И. Павлов, Ж. М. Глозман. - 2-е изд. - Саратов: Вузовское образование, 2019. - 122 c. ISBN 978-5-94841-202-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/54398.html (дата обращения: 19.01.2021). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей.

  13. Умнова, И. Г. Музыка второй половины ХХ - начала ХХI века : учебное пособие для студентов бакалавриата, обучающихся по направлениям подготовки: 53.03.01 «Музыкальное искусство эстрады», 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство», 53.03.03 «Вокальное искусство», 53.03.04 «Искусство народного пения», 53.03.05 «Дирижирование», 53.03.06 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» / И. Г. Умнова. — Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2019. — 260 c. ISBN 978-5-94841-202-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/54398.html (дата обращения: 19.01.2021). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей.

  14. Чуйкова, Т. А. Влияние репертуара на музыкальное развитие ребенка / Т. А. Чуйкова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2015. - № 22.3 (102.3). - 26-27 с.

  15. Чупахина, Т. И. Музыка в театре. Часть 1 : учебное пособие (для студентов направления «Режиссура театрализованных представлений и праздников» вузов культуры и искусства) / Т. И. Чупахина. — Омск : Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2015. — 104 c. ISBN 978-5-94841-202-3. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/54398.html (дата обращения: 19.01.2021). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей.

  16. Шкербина, Т. Детская музыка : цикл пьес для фортепиано / Т. Шкербина. - Челябинск : Челябинский государственный институт культуры, 2016. - 28 c. ISBN 978-5-94841-202-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/54398.html (дата обращения: 19.01.2021). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей.