Файл: Методические рекомендации по формированию интереса к музыке 16 Заключение 20.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Важнейшими факторами формирования интереса к хоровому пению становятся: создание положительной эмоциональной атмосферы, настроя на уроке, личность учителя и подбор репертуара [12, с. 121-134].

1.2. Роль репертуара в процессе музыкального воспитания



Репертуар - это лицо преподавателя, его визитная карточка. Еще не слыша ученика, но зная его репертуар, можно в определенной мере точно судить о его эстетических и нравственных позициях и его исполнительских возможностях. Обеспечивая полноценное музыкальное развитие каждого ученика, репертуар не только повышает музыкальную культуру, но и способствует нравственному и эстетическому воспитанию, формирует вкус и взгляды [13, с. 24-29].

Несомненно, что каждое направление педагогической деятельности выделит как общие, так и индивидуальные цели и задачи, независимо от специализации ученика: вокально-хоровое или инструментальное исполнительство.

В частности, занимаясь вокально-хоровым воспитанием, перед педагогом стоит огромное количество задач, не только воспитания, но и формирования личностных качеств, развитие вокальных навыков.

На уровень результативности выполнения поставленных задач очень сильно влияет направленность и определенная степень сложности репертуара.

В современных условиях быстро меняющихся идеалов молодежи, в условиях неоправданного копирования традиций, зачастую противоречащих нашей культуре, калечащих и без того ещё не сформированный духовный мир ребенка, становится очевидным, что только настоящее вокальное искусство способно научить пониманию волшебного языка музыки.

Только настоящее искусство способно заставить душу трудиться и пробудить все лучшие черты в будущем исполнителе.

Выбор репертуара для педагога не является спонтанным шагом.

Как правило, он, анализируя музыку и перечитывая текст новой композиции, всегда представляет себе, что нового откроют для себя ее исполнители, какие убеждения окрепнут в их сознании, что из всего многообразия мыслей и чувств унесут они в свою будущую жизнь.

Наиболее ценны и интересны те произведения, которые поднимают серьезные нравственные проблемы, тесно связанные с формированием личностных качеств человека. Надолго в памяти молодых певцов останутся песни, исполняя которые, можно прославить или обличить, радоваться, смеяться или страдать, но которые всегда, в конечном итоге, утверждают добро, любовь, подвиг, душевную красоту, стремление к нравственному совершенству. Основной целью работы педагога, осуществляемой при помощи грамотно подобранного репертуара, должно являться приобщение ребенка к миру искусства в широком смысле.


Педагог должен уметь объективно и верно оценивать возможности каждого своего ученика, и уметь находить индивидуальный подход к каждому. Опытные педагоги, работающие со своими учениками, в отдельных случаях применяют в работе также и следующий прием. Они предлагают ученикам в качестве своеобразного упражнения произведение, сложное по своим интонационным (но не тесситурным!) особенностям. Одним из положительных свойств, предлагаемого метода, является неторопливость и основательность самого процесса разучивания, когда интонационные и прочие трудности усваиваются учащимися без поспешности и напряжения.

Ещё одно из необходимых условий успешного обучения - формирование у учащихся твердого представления о своих исполнительских возможностях. Не следует петь на концертах произведение, которое еще недостаточно закрепилось в сознании и не доработано вокально. В то же время аккуратное знакомство с таким произведением способствует повышению интереса ученика к работе на уроке, и создает своеобразную заманчивую перспективу будущего исполнителя [18, с. 9-18].

С целью воспитания приверженности национальным традициям, а также уважения и толерантности к другим национальным культурам, уместно включать в репертуарный план произведения, сочиненные композиторами народов Российской Федерации и образцы музыкального творчества зарубежных авторов.

И, наконец, есть еще одно условие, которое во многом определяет планирование и подбор репертуара, это обязательное соответствие, так называемым, возрастным особенностям, а, следовательно, и соблюдение некоторых ограничений. Это касается не только физиологических особенностей каждого возраста, но и эмоциональных и интеллектуальных характеристик, как возрастной группы, так и конкретной личности обучающегося [17, с. 12].

Глава 2. Методические основы развития репертуара как основополагающего фактора музыкального воспитания


2.1. Влияние репертуара на музыкальное развитие ребенка



В любом исполнительском коллективе, в том числе и в детском хоре, репертуар играет первостепенную роль. Эта феноменальная функция репертуара подчеркивается авторами многих источников специальной литературы. П. Халабузарь, В. Попов, Н. Добровольская определяют его как «…основополагающий фактор музыкального воспитания».


«Репертуар - лицо хора, его визитная карточка. Еще не слыша хора, но зная его репертуар, можно в определенной мере точно судить о творческом лице коллектива, его эстетических и нравственных позициях, его исполнительских возможностях» [17, с. 117].

Обеспечивая полноценное музыкальное развитие каждого участника хора, репертуар не только повышает музыкальную культуру, но и способствует нравственному и эстетическому воспитанию, формирует вкус и взгляды, повышает ответственность перед всем коллективом. Характеризуя сущность хорового искусства как истинно массового, коллективного, А. В. Свешников сказал: «Пение в хоре является как бы народной общедоступной музыкальной школой, в которой музыка познается не отвлеченно, без связи с окружающей жизнью, а идет рядом с ней, украшает, обогащает ее» [2, с. 9].

Осуществление этого высокого призвания хорового искусства возможно только через разнообразный и высокохудожественный репертуар. В него могут быть включены самые разнообразные произведения, выполняющие ведущие цели и задачи музыкально-эстетического воспитания. Это могут быть песни с сопровождением и без сопровождения, с солистом и без солиста, одноголосные и многоголосные.

В репертуаре хора должны найти место русская и зарубежная классика, народная песня, произведения современных композиторов и старинная музыка. Каждое из этих сочинений, раскрывая свои характерные черты, значительно обогатит духовный мир хористов, расширит их музыкальный кругозор.

В современных условиях быстро меняющихся идеалов молодежи в условиях неоправданного копирования традиций, зачастую противоречащих нашей культуре, калечащих и без того не сформированный духовный мир ребенка; только настоящее хоровое искусство способно научить пониманию чарующего, волшебного языка музыки, услышав который однажды, уже не можешь оторваться.

Только настоящее искусство поможет научить ребенка отличать чистоту и самобытность вокальных циклов Шуберта от ничего не выражающих эстрадных песенок с низко интеллектуальными текстами и мелодией, состоящей из трех аккордов, повторяющихся в течение пятнадцати минут.

Только настоящее искусство способно заставить душу трудиться и пробудить все лучшие черты в маленьком человеке. Анализируя и перечитывая текст хоровой партитуры, всегда представляешь себе, что нового откроют для себя ее исполнители, какие убеждения окрепнут в их сознании; что из всего многообразия мыслей и чувств унесут они в свою долгую жизнь.


Наиболее ценны и интересны те произведения, которые поднимают серьезные нравственные проблемы, тесно связанные с формированием личностных качеств человека.

Такие произведения, на темы которых можно дискутировать, домысливать что-либо; исполняя которые, можно прославлять или обличать, радоваться, смеяться или страдать, но которые всегда, в конечном итоге, утверждают добро, подвиг, душевную красоту, стремление к нравственному совершенству.

Сверхзадачей, основной целью работы хормейстера, осуществляемой при помощи грамотно подобранного репертуара, должно являться приобщение ребенка к миру искусства в широком смысле.

Задачи:

Дидактическая (воспитательная):

-Развитие и укрепление музыкального вкуса и способности отличать Настоящее, Истинное от незатейливой «подделки».

-Умение черпать живительную силу культурного наследия разных этносов и народностей, накопленную веками и передаваемую, что называется, «из уст в уста».

Педагогическая (обучающая):

-Умение петь по нотам;

-Пение чистого унисона;

-Многоголосное пение;

-Пение a'cappella.

Пение классических произведений, духовной западной и русской музыки Одна из наиболее часто встречающихся ошибок в формировании репертуара заключается в нарушении принципа доступности репертуара.

Эту ошибку не следует путать с теми случаями, когда хормейстер сознательно берет в репертуар хора произведения, ставящие перед ним определенные новые трудности, преодолевая которые хор, тем самым, завоевывает новые исполнительские высоты. Хормейстер должен уметь объективно и верно оценить возможности хорового коллектива.

Участники хора, вдохновленные действительной, а не выдуманной трудностью, используют в работе по разучиванию такого сочинения весь свой энтузиазм. Известно также, что произведение, на которое затрачено много сил и энергии, становится дороже и ближе юным участникам хора. В приведенном примере «Вечерняя песня» Палестрины стала одной из самих популярных в упомянутом нами московском школьном хоре. Это произведение учащиеся всегда пели с особым вдохновением и подъемом.

Главной трудностью в применении рекомендуемого метода является подбор такого произведения, разучивание которого «впрок» не надоело бы учащимся, не вызвало у них «пресыщения».

Искать такие произведения надо в сфере классической музыки, в сборниках произведений, составленных из репертуара лучших детских хоров [6, с. 2-12].


2.2. Методические рекомендации по формированию интереса к музыке



Репертуар – основа творческой деятельности любого художественного коллектива. Добротный, высококачественный репертуар стимулирует рост исполнительского и художественного мастерства участников творческих коллективов и одновременно способствует развитию художественных вкусов публики.

Следует тщательно отбирать произведения, имеющие художественную ценность, сочетающие интересное содержание с совершенством формы, с оригинальными и разнообразными выразительными средствами, способными по-настоящему увлечь слушателей и рас- крыть артистические дарования исполнителей.

Правильный подбор репертуара является одним из наиболее ответственных моментов в творческой жизни детского коллектива. Репертуар воспитывает художественный вкус учащихся, расширяет их общеобразовательный и культурный диапазон. Только правильно по- добранный репертуар, как в художественном, так и в техническом отношении, способствует творческому росту коллектива, повышению его исполнительского мастерства. Репертуар должен быть тесно связан с нравственным содержанием деятельности детского художественного коллектива, с той ролью, которую он играет в духовно эстетической жизни общества [4, с. 23-45].

При подборе репертуара для детских коллективов следует учитывать, что каждый коллектив индивидуален в своём развитии, разнообразен по возрастным категориям его участников, располагает присущим только ему техническими и художественными взаимоотношениями, в соответствии с которыми руководителю приходится делать постановки.

У каждого коллектива имеется свой профиль, уровень подготовленности участников к восприятию произведений и работе над ними. Репертуар детского коллектива должен быть отличным от репертуара взрослого коллектива. Поэтому подбор репертуара требует от руководителя четкого перспективного видения педагогического процесса как цельной и последовательной системы, в которой каждое звено, каждое структурное подразделение, каждый фактор дополняют друг друга, обеспечивая тем самым решение единых художественно - творческих и воспитательных задач.

Каждый руководитель формирует репертуар по-своему, в основном исходя из уровня подготовки исполнителей и материальных возможностей.

Однако есть общие принципы при формировании репертуара, это:

- идейно-художественная значимость;

- актуальность темы;

- интерес учащихся к произведению;