Файл: В. Ф. Хохолкова Федя Телелинский, как типичный представитель Шукшинских чудиков.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МБОУ «Майминская средняя общеобразовательная
школа №3 им.В.Ф.Хохолкова»
«Федя Телелинский, как типичный представитель
Шукшинских «чудиков»
Историко-краеведческое направление
Выполнила: Гостюхина Арина,
ученица 10б класса
Руководитель:
Казанцева Ирина Егоровна,
учитель истории
с. Майма, 2022 г
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 6
«Балалаечник c Чуйского тракта» 6
Мария Сергеевна Шукшина о гибели Феди Телелинского. 8
Балалайка Феди Телелинского. 9
Из воспоминаний старейшей жительницы Маймы Александры Васильевны Кайгородовой. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15
15
Приложение №1 16
Результаты социологического опроса учащихся: 16
Приложение №2 18
« Есть люди в городе или селе, которые окружающим кажутся странными. Их зовут «чудаками». А они не странные и не чудаки. От обычных людей их отличает только то, что талантливы они и красивы.»
В.М. Шукшин
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире люди из всех сил пытаются занять достойное, в их понимании, место в обществе. Деньги для современного человека стали основным смыслом жизни и, стремясь к ним, он порой забывает обо всем. Конкуренция между людьми огромная, борьба за достойное существование продолжается без остановки. Такие условия жизни делают людей агрессивными и безжалостными. Мы можем равнодушно пройти мимо бабушки у магазина, которая просит копеечку на хлеб, мимо мужчины, который упал на снег, потому что у него инсульт, а уж к людям, которых принято называть «бомжами», вообще относимся с презрением.
Но так было не всегда. В 60-70 годы прошлого века часто встречалась категория людей, о которых в народе говорят: «Не от мира сего». Некоторые из них ходили почти босыми, полураздетыми не только летом, но и в холода. Нередко они не имели своего угла; кочевали с места на место и люди их привечали, оставляли ночевать, кормили и поили.
В Майме и Горно-Алтайске в свое время были известны имена, вернее клички, таких чудаковатых людей, которые здесь жили или появлялись неизвестно откуда - это Феня Ардышева - подёнщица, Коля Убогонький, Вова-Чудик, Ваня-Свищ, Лиза-Свистушка, Панночка-Бормотушка, Тамара Комитеткина, Федя Телилинский. Их, случалось, дразнили хулиганистые мальчишки, - были такие среди деревенской детворы, - но жалели и привечали многие сердобольные хозяйки.
Особенно известен был в предгорье Алтая балалаечник Федя, человек кочевой, бездомный, но талантливый. Когда пальцы его рук касались трёх струн, происходило чудо. Мимо такой колоритной фигуры не мог пройти Василий Макарович Шукшин. Он снял Федю Телелинского в своем фильме «Печки – лавочки». В этом году исполнилось 50 лет со дня выхода фильма на экран.
Меня заинтересовала судьба Феди Телелинского, захотелось узнать и рассказать о нём, о человеке, который жил без паспорта, без каких-либо документов и ходил круглый год по тракту в телогрейке с балалайкой, распевая частушки, с ходу им сочинённые. Хотелось понять, какое место в обществе занимали подобные люди в те годы и есть ли им место в наше время.
Актуальность
Во все времена рядом с обычными людьми, которые руководствуются привычными и установленными в обществе правилами, живут естественно и буднично, появляются люди – «чудики», «не от мира сего». Окружающие относятся к ним по - разному одни настороженно, снисходительно, агрессивно, другие жалеют их и стараются помочь
Актуальность исследования заключается в том, чтобы еще раз напомнить всем, как важно сохранять в себе детскую непосредственность и открытость миру, присущие героям рассказов Шукшина и Феде Ершову–Телелинскому, нашему талантливому земляку, что именно герои-чудики спасают мир от зла, заставляют людей улыбаться и искать в себе частичку добра..
Предмет исследования: Судьба Феди Телелинского, как типичного представителя «чудиков»
Цель исследования: На примере жизни Феди Телелинского понять, кто такие чудики и какую роль они играют в обществе. Нужны ли они в современном обществе.
Гипотеза исследования: Именно «чудики», эти исключительные, необычные люди невольно меняют мир вокруг себя, заставляют других стать лучше, добрее, нравственно чище.
Задачи исследования
-
Найти и проанализировать факты из жизни Федора Ершова - Телелинского и попытаться сложить их в начальную биографию. -
Узнать о происхождении его фамилии. -
Узнать, как связано творчество В.М.Шукшина с личностью Феди Ершова – Телелинского -
Проанализировать знания школьников 10 класса МБОУ «СОШ №3 им В.Ф.Хохолкова» о творчестве В.М.Шукшина и их отношение к «чудикам»
Основные методы исследования
: подбор, изучение, сравнение и анализ имеющейся литературы и дополнительной информации по теме работы.
Беседа с людьми, знавшими Федю Телелинского.
Метод анкетирования.
Собственные выводы.
Практическая ценность работы состоит в возможности использования материала и результатов исследования на уроках истории Горного Алтая при изучении темы «Горный Алтай в 60-70е годы» и литературы при изучении творчества В.М.Шукшина. Передать полученные материалы в школьный музей.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
«Балалаечник c Чуйского тракта»
2 апреля 1972 г., 50 лет назад, состоялась премьера фильма Василия Макаровича Шукшина «Печки-лавочки». Художественный фильм был снят на киностудии имени М. Горького. Многие кадры снимались на Алтае.
Кинооператор Анатолий Дмитриевич Заболоцкий в книге «Шукшин в кадре и за кадром» (Москва, 1997) вспоминает об участии в картине «Печки-лавочки» нищего балалаечника-самоучки, виртуозно исполнявшего музыкальные зарисовочки.
«Перед съемкой… увидели мы впервые Федю Ершова-Тилилецкого, он развлекал людей на пароме; невольными слушателями концерта оказались и мы. Федя сидел на скамейке возле будки паромщика, где потом его и сняли для фильма. С нами он увязался поехать к Чуйскому тракту, а потом ездил до позднего вечера, исполнив по дороге все, что вспомнил, и поведав свою судьбу.
Шукшин никак не хотел упустить Федю, для него встреча с любым неординарным человеком была настоящей находкой для литературного, или кинематографического творчества. Он решил непременно снять его в своем фильме.
Федя Телелинский славился как чудаковатый парень, бродячий балалаечник. Ходил по сёлам, веселил честной народ на свадьбах да на праздниках. Но денег за игру никогда не брал, от чистого сердца играл. Федю видели то в кабинах у шофёров с его неизменной балалайкой, то в придорожной забегаловке-столовой, то в каком-нибудь радушном доме, открытом всем ветрам, где любят людей. Киногруппа будущего фильма "Печки-лавочки" разместилась в соседней со Сростками деревне Шульгин Лог в школе. Федя поселился вместе со съемочной группой. Паспорта у него не было. Вообще никаких документов, и ничего, кроме телогрейки и балалайки.
Не было у него и никакой официальной автобиографии. Говорил о себе, что он — Федя Ершов из селения Чепош, Эликмонарского района. В воспоминаниях людей он остался как Тилилецкий, Тилецкий, Телелинский и даже Телюлинский. Версий происхождения его новой фамилии тоже несколько, по одной из них ее придумали жители Шульгин Лога, в период съёмок фильма Шукшина и это фамилия Телелинский, которая как бы напоминает звучание балалайки. По другой сам Шукшин назвал его Телецким по названию озера в Горном Алтае
Вечером вся киногруппа собиралась, чтоб послушать алтайского балалаечника, худого, плохо одетого, но являющего собой, несомненно, большой талант, ибо творил Федя на своём инструменте чудеса. Балалайка его то всхлипывала от сдерживаемого горя, то взрывалась разудалой плясовой, то задумчиво грустила о чём-то таинственном и грозном, заставляя окружающих думать о том, что неистребимо в русском человеке его духовное начало.
В фильме Шукшин сначала снял его на пароме – для оживления второго плана.
Потом Шукшин решил снять нечто вроде сольного концерта Феди, чтобы пропел он частушки под титры к фильму. «Надписи все одно никто не читает, – рассуждал Василий Макарыч, – время идет впустую, пусть попутно Федю послушают» Было снято три коробки плёнки — 30 минут экранного времени. Фёдором были исполнены частушки собственного сочинения, мелодия «Мать-мать», а затем и народные песни с «картинками». Федя заносил балалайку за спину, глядя в камеру, а руками за спиной перебирал стальные струны.
Титры к «Печкам-лавочкам» с поющим Федей задавали особый тон фильму. Однако после первого просмотра лично Владимир Евтихианович Баскаков (первый зам. председателя Госкино) заявил: «Сморщенного старика, самодеятельного, выбросить из фильма полностью».
Вскоре из монтажной исчезли все три коробки «золотого» сольного концерта Феди. Позже были предприняты попытки найти эти коробки, но след их не обнаружился. Однако финал фильма "Печки-лавочки" все же целиком состоит из мелодий, услышанных от народного самородка Феди Телелинского. Композитор и кинорежиссёр вместе слушали балалаечника, выбрав из его репертуара одну народную мелодию. Она чем-то напоминала "Славное море — священный Байкал". Таким образом и пришли к решению музыкального финала кинокартины "Печки-лавочки" — тёплому и сердечному.
Позже на другом интонационном материале Феди Телелинского родилась музыка для встречи Егора Прокудина с матерью в фильме "Калина красная". Получился вальс, который очень нравился Василию Макаровичу. Деньги, за съёмки в фильме Ершов получать отказался. Вместо денег ему купили яловые сапоги, телогрейку, теплые штаны, две пары брюк и несколько рубах. Всё это он одел на себя, а когда спросили его о том — не жарко ли ему, он ответил: «А что делать? Складов у меня ведь нету. А до холодов уберечь охота!» Когда группа, закончив работу, покидала Алтай, многие расписались на его балалайке. «Художническая душа была у Феди», – вспоминали потом участники тех съемок. Через год, в 1973 году его не стало.
Мария Сергеевна Шукшина о гибели Феди Телелинского.
Мать Шукшина, Мария Сергеевна, рассказывала о том, как Федя погиб. Добирался он на попутном грузовике по Чуйскому тракту, не доезжая Ишинского моста, машина с Фёдором Николаевичем Ершовым-Телелинским дважды перевернулась, встав обратно на колеса. Шофер, поглядев, что машина цела, пока никто не видел, уехал, бросив Телелинского с разбитой головой, исходящим кровью. Мимо проезжали шофера, но, увидев окровавленного Фёдора, нажимали на газ. Один из них остановился, и, пообещав прислать кого-либо из Маймы, уехал, оставив истекающим кровью Фёдора на тракте. Когда приехала «скорая», он уже ушёл в мир иной… Мария Сергеевна говорила, что весь в крови он продолжал играть на балалайке. Но это, скорее всего, приукрашивание последних часов Телелецкого-Ершова. А еще через год не стало и самого Василия Макаровича Шукшина.
Вот такая грустная и в то же время удивительная история. Удивительная в переплетении судеб чудаковатого старика и талантливого писателя и режиссера. «Чудики», подобные Феде Телелинскому, простаки, люди с «чудинкой», со странностями – любимые герои Шукшина. Он часто рассказывал о них в своих литературных произведениях и в кинематографе. У Василия Макаровича Шукшина нет выдуманных героев. Он писал о тех, кого знал, с кем жил в одном селе, учился и работал. Возможно, если бы не преждевременная смерть, Василий Макарович написал рассказ и о Феде Телелинском и он бы пополнил галерею Шукшинских «чудиков».
Балалайка Феди Телелинского.
Из цикла рассказов Людмилы Алтуниной «Не от мира сего» - о тех, кого в народе называют «чудиками»
Работая над проектом, буквально недавно, я нашла информацию о нашей землячке Людмиле Дмитриевне Алтуниной и ее рассказе посвященном Феде Телелинкому. Людмила Алтунина (урожденная Егуекова), журналист, прозаик, поэт, родилась и выросла в Горном Алтае, а конкретнее в селе Майма. Окончила первую Майминскую школу, затем факультет журналистики Казанского госуниверситета. В настоящее время живет в Туле. Около сорока лет в СМИ. Член союза журналистов РФ.
Она написала цикл рассказов «Не от мира сего» - о тех, кого в народе называют «чудиками». Один из этих рассказов посвящен Феде Телелинскому.
«Федя появлялся в нашем доме неожиданно, как снег в мае, неведома откуда и так же резко исчезал неведомо куда. Настоящей его фамилии никто и не знал, как и его постоянное местожительство, да и было ли оно вообще у него – этого мы тоже не ведали. Но и взрослые в нашей семье, и мы, дети, были рады его неожиданным появлениям, потому что это был человек – праздник с большой чудинкой: не от мира сего, одним словом, наивный и непосредственный, как ребёнок: что думал, то и говорил своей нечленораздельной скороговоркой; что тут же сочинял, то тут же и исполнял. Большой импровизатор, бесподобный балалаечник, по-своему, талантливый. При всей его странности, глупым Федю никак не назовёшь. Он обладал острым самобытным языком и какой-то удивительной способностью сразу всё примечать и схватывать своими зоркими глазками, хотя на вид и подслеповатыми, и проявлял какую-то поразительную прозорливость; умел метко шутить, не злословя, по-доброму. Видно, сам он был