Файл: 1. Педагогический процесс как целостное явление 5 1 Понятие педагогического процесса 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Комплексное осуществление этих требований устраняет упрощенность возрастного и индивидуального подходов, обязывает воспитателя учитывать не поверхностное, а глубинное развитие процессов, опираться на закономерности причинно-следственных отношений.

В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться воспитателю, чаще других выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамента, воли. Хотя при массовом обучении обстоятельно изучать эти и другие особенности довольно трудно, воспитатель, если он желает добиться успеха, вынужден идти на дополнительные затраты времени, энергии, средств, собирая важные сведения, без которых знание личностных качеств не может быть полным и конкретным.


Заключение



Учитывая возросший уровень знаний современных школьников, их разнообразные интересы, воспитатель сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Быстрые темпы формирования личностных качеств в детском и подростковом возрасте требуют действовать с опережением, не дожидаясь, пока содержание, организация, методы и формы обучения придут в противоречие с уровнем развития воспитанников, пока вредные привычки не успели укорениться в их душе. Однако, повышая требования, необходимо взвешивать силы тех, кому они адресованы. Непосильные требования могут подорвать веру в свои силы, привести к разочарованиям или, что намного хуже, к недостаточно полному поверхностному выполнению требований. Обычно в таких случаях вырабатывается привычка обходиться полудостигнутым.

Особенно внимательно воспитатели следят за изменением главных личностных качеств – направленности ценностных ориентаций, жизненных планов деятельности и поведения, оперативно корректируют процесс обучения, направляя его на удовлетворение личностных и общественных потребностей.

Некоторые воспитатели ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется лишь по отношению к «трудным» школьникам, нарушителям правил поведения. Бесспорно, эти воспитанники нуждаются в повышенном внимании. Но нельзя забывать и «благополучных». За внешним благополучием могут скрываться и неблаговидные мысли, мотивы, поступки. Подозревать в этом никого и никогда не следует, но внимание необходимо уделять всем.


Понять глубинные характеристики личности по внешним актам поведения очень сложно и не всегда удается. Нужно, чтобы сам воспитанник помогал воспитателю. Следовательно, его нужно сделать своим другом, союзником, сотрудником. Это кратчайший и верный путь диагностики глубинных качеств.

Таким образом, личностный подход обязывает воспитателей строить воспитательный процесс на основе учета главных личностных качеств – направленности личности, её жизненных планов и ценностных ориентаций, опираться на возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.

Список использованной литературы





    1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. - М.: Владос, 2004. - 208 с.

  1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 416 с.

  2. Бойко Е.М., Садовникова Е.А. Психология и педагогика. - М., 2005. - 108 с.

  3. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2005. - 368 с.

  4. Волкова А.А. Психология и педагогика. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 256 с.

  5. Волкова А.А., Димитрова Л.В. Психология и педагогика для студентов вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 249 с.

  6. Волкова А.И. и др. Психология и педагогика для технических вузов / Волкова А.И., Дмитриева И.А., Кукушин В.С. - Ростов н/Д.: Март, 2005. - 620 с.

  7. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 512 с.

  8. Григорович Л.А. Педагогическая психология. - М.: Гардарики, 2003. - 314 с.

  9. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 415 с.

  10. Гуревич П.С. Психология и педагогика. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 320 с.

  11. Данилова Е.Е Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студентов средних педагогических учебных заведений. - М: Академия, 2000. - 160 с.

  12. Демиденко М.В., Клюева А.И. Педагогическая психология: Методики и тесты. - Самара: Бахрах, 2004. - 143 с.

  13. Ждан А.Н. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России (Рецензия на книгу А.А. Никольской "Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России") // Вопросы психологии. - 1996. - № 3. - С.141.

  14. Зимняя И.А. Новое учебное пособие по педагогической психологии (Рецензия на книгу Н.Ф. Талызиной "Педагогическая психология") // Вопросы психологии. - 1999. - № 2. - С.115.

  15. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 480 с.

  16. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. - М.: Академический проект, 2004.

  17. Кроль В.М. Психология и педагогика: Для студентов технических вузов. - М.: Высшая школа, 2004. - 325 с.

  18. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях. - СПб.: Питер, 2006. - 320 с.

  19. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Курс лекций. СПб.: Омега, 2006. - 367 с.

  20. Психология и педагогика: Экзаменационные ответы студенту вуза / Сост. Е.Л. Ларионова. - М., 2006. - 48 с.

  21. Логвинов И., Сарычев С., Силаков А. Педагогическая психология в схемах и комментариях. - СПб.: Питер, 2005. - 220 с.

  22. Психология и педагогика. Военная психология / Под ред. А.Г. Маклакова. - СПб.: Питер, 2005. - 463 с.

  23. Милорадова Н.Г. Психология и педагогика. - М.: Юристъ, 2005. - 334 с.

  24. Минаева В.М. Психолого-педагогический практикум. - М.: Академический проект, 2004. - 122 с.

  25. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России. - Дубна: Феникс, 1995. - 336 с.

  26. Оганесян Н.Т. Педагогическая психология: Вопросы образования и обучения: Система разноуровневых контрольных заданий. - М.: КноРус, 2006. - 324 с.

  27. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика. - М., 2006. - 380 с.

  28. Петерс В.А. Психология и педагогика в вопросах и ответах. - М.: Проспект, 2005. - 298 с.

  29. Поляков С.Д. Сужение реальности, или О границах педагогической психологии (Рецензия на книгу И.А. Зимней "Педагогическая психология") // Вопросы психологии. - 1998. - № 1. - С.149.