Файл: Пищеварение в ротовой полости и в желудке.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Конспект урока биологии

8 класс

Тема: «Пищеварение в ротовой полости и в желудке».

Тип урока:урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели: Сформировать знания об особенностях пищеварения в ротовой полости и в желудке

Задачи:

Образовательные:

  • обосновать взаимосвязь между строением ротовой полости и желудка и этапами пищеварения, которые в них происходят;

  • раскрыть состав слюны и желудочного сока;

  • разъяснить свойства ферментов и их роль в расщеплении питательных веществ;

  • совершенствовать навыки выполнения лабораторных опытов.


Развивающие:

  • продолжить развивать внимание, положительную мотивацию к новым знаниям средствами применения ИКТ;

  • развивать умение сопоставлять, анализировать результаты своей деятельности и делать выводы;

  • продолжить формировать коммуникативные навыки, умение работать в паре;

  • включить каждого ученика в активную познавательную самостоятельную деятельность.


Воспитательные: 

  • воспитание культуры здорового образа жизни; толерантности и культуры общения.

Планируемые результаты:

Личностные:

- готовность ученика к саморазвитию;

- сформированность мотивации к целенаправленной деятельности;

- способность ставить цели и строить жизненные планы;

- способность применять полученные знания и умения в повседневной жизни для реализации установок здорового и правильного питания как основы здорового образа жизни.

Предметные:

- понимание процессов пищеварения в ротовой полости в желудке;

- понимание роли слюны и желудочного сока в процессе пищеварения; действия входящих в их состав веществ, на пищевой комок;

- понимание и правильное использование биологических терминов;

- освоение приёмов работы с лабораторным оборудованием,

- умение осуществлять простые лабораторные опыты и объяснять их результаты.
Метапредметные:

Познавательные УУД:

-умение работать с различными источниками информации и структурировать полученные из них знания;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- умение сформулировать проблему и находить способ её решения.

Регулятивные УУД:


- формулирование цели урока и постановка задач для ее достижения;

- планирование своей деятельности и прогнозирование ее результатов;

- внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия

в случае расхождения реального действия и его результата;

- выделение и осознание учащимся того, что уже сделано и что еще нужно сделать;

-предоставление результатов работы.
Коммуникативные УУД:

- умение строить речевые высказывания в устной форме, задавать вопросы, аргументировать свою точку зрения;

-умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с

различными группами людей.
Оборудование: презентация, таблица «Схема строения органов пищеварения»,оборудование и реактивы для лабораторной работы, учебник биологии 8 класса (А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш-М.: Вентана-Граф,), презентация.

Формы работы: работа в парах, работа с учебником, лабораторная работа, самостоятельная работа.

( взаимопроверка).

Основные понятия: муцин, лизоцим, ферменты, амилаза, глотание, брыжейка, желудочный сок, пепсин.

Межпредметные связи: химия.

Ход урока.

1.Организационный момент

2.Проверка домашнего задания

Учитель: Прежде, чем приступить к изучению новой темы, вспомните, что вы уже знаете об общем плане строения пищеварительной системы и о питательных веществах, содержащихся в пище. Я предлагаю вам ответить на вопросы теста (Раздает листы с вопросами теста). Время на выполнение- 8-10 минут.

1) беседа

2)Тест(следующий урок)

Вариант -1

  1. Процесс физической и химической обработки пищи в пищеварительной системе:

  1. поглощение пищи

  2. измельчение пищи

  3. пищеварение

  4. растворение пищи

  1. Отделом пищеварительного канала является (-ются):

  1. кишечник

  2. печень

  3. слюнные железы

  4. поджелудочная железа

  1. Пищеварительной железой является:

  1. надпочечник

  2. щитовидная железа

  3. печень

  4. желудок.

  1. У взрослых людей в ротовой полости в норме:

  1. 28 зубов

  2. 32 зуба

  3. 34 зуба

  4. 36 зубов.

  1. Зубная формула двухлетнего ребенка:


















  1. Из ротовой полости пищевой комок попадает в :

  1. пищевод

  2. желудок

  3. глотку

  4. кишечник

  1. Верны ли следующие суждения:

А. При глотании надгортанник опускается.

Б. В 12-типерстную кишку поступают пищеварительные соки поджелудочной железы, печени и желчного пузыря.

В. Аппендицит- это червеобразный отросток слепой кишки.

  1. верно А и Б

  2. верно только Б и В

  3. верно А и В

  4. все суждения не верны.

  1. Выберите три верных утверждения:

  1. Мясо, рыба, крупы, молоко— это питательные вещества.

  2. Человек рождается с молочными зубами.

  3. В зубе различают корень, шейку и коронку.

  4. Шейка зуба погружена в десну.

  5. Коронка зуба выступает над десной.

  1. Найдите лишний термин.

  1. Функции пищеварительной системы: механическая, секреторная, строительная, всасывающая.

  2. У человека различают резцы, клыки, коренные и жевательные зубы.

  1. Впишите на место пропусков в тексте соответствующие цифры ( форма слов изменена) :

Коронка зуба состоит из вещества … (А) и покрыта …(Б), а корень – из … (А) и … (В). Внутри зуба есть полость ,заполненная рыхлой соединительной тканью,- …. (Г). В ней находятся … (Д) и …(Е).

  1. шейка

  2. кровеносный сосуд

  3. цемент

  4. зубная пульпа

  5. нерв

  6. лимфатический сосуд

  7. эмаль

  8. дентин.


Ответ:


А

Б

В

Г

Д

Е



















Вариант -2

  1. Процесс пищеварения - это:

  1. передвижение крови по сосудам

  2. передача нервного импульса

  3. обмен газами между организмом и окружающей средой

  4. физической и химической обработки пищи в системе органов пищеварения.

  1. Отделом пищеварительного канала является (-ются):

  1. гортань

  2. тонкий кишечник

  3. желчный пузырь

  4. поджелудочная железа.

  1. Пищеварительной железой является:


  1. гипофиз

  2. пищевод

  3. печень

  4. щитовидная железа.

  1. Зубы рекомендуется чистить ежедневно, чтобы:

  1. сохранить пломбы в зубах

  2. не растрескивалась эмаль

  3. зубы не раскачивались

  4. удалять налет, содержащий микроорганизмы.

  1. Зубная формула взрослого человека:















  1. Непереваренные остатки пищи удаляются из организма человека через:

  1. аппендикс

  2. 12-типерстную кишку

  3. толстую кишку

  4. прямую кишку.



  1. Верны ли следующие суждения:

А. При глотании небный язычок приподнимается, перекрывая путь пищи в носовую полость.

Б. Подвздошная кишка - начальный отдел тонкого кишечника.

В. Кариес- заболевание зубов, проявляющееся в повреждении дентина под влиянием микробов.

  1. верно А и Б

  2. верно только Б и В

  3. верно А и В

  4. все суждения не верны.

  1. Выберите три верных утверждения.

  1. Питательные вещества, поступающие в организм с пищей, можно разделить на органические и неорганические

  2. Желудок расположен в левой части брюшной полости.

  3. У человека 8 клыков и 4 резца.

  4. Из ротовой полости и глотки пищевой комок по пищеводу поступает в желудок

  5. Ободочная кишка - начальный отдел толстой кишки .

  1. Найдите лишний термин.

  1. К продуктам растительного происхождения относятся: яйца, крупы, макаронные изделия, сахар.

  2. В ротовой полости пища измельчается, увлажняется и окончательно переваривается.

  1. Впишите на место пропусков в тексте соответствующие цифры ( форма слов изменена) :

Каждый зуб имеет…(А),находящийся в глубокой ячейки челюстной кости. В десну погружена… (Б),в ротовую полость выступает… (В). Мягкая часть в центре зуба называется… (Г). В ней находятся кровеносные сосуды и нервы. Кровеносные сосуды обеспечивают … (Д), а нервы - …(Е) зуба.

  1. цемент

  2. зубная пульпа

  3. шейка

  4. питание

  5. коронка

  6. чувствительность

  7. корень.



Ответ:


А

Б

В

Г

Д

Е



















Учитель: Время истекло. Сдаем работы. (Собирает работы ребят.)

3.Мотивация к учебной деятельности

Цель:

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- организовать планирование учебной деятельности на уроке.
Учитель: И.П. Павлов, знаменитый физиолог, который занимался изучением процессов пищеварения, писал: (Демонстрация слайда с цитатой.)

«Первый этап, через который должны пройти вве­денные извне пищевые вещества, — это пищеваритель­ный канал… Он состоит из целого ряда химических лабораторий, оборудованных различными механическими приспособлениями. Механические аппараты, образованные мышечной тканью, обеспечивают продвижение составных частей пищи из одной лаборатории в другую …Они служат, кроме того, для механической обработки пищи, ускоряя химическое воздействие на нее …

Железистая ткань, которая либо также образует составную часть стенки пищеварительного канала, либо лежит вне его отдельными массами, сообщающимися с ним посредством соедини­тельных трубок, производит химические реактивы, … изливающие­ся в отдельные отрезки пищеварительной трубки».

( Нобелевская лекция.  12 декабря 1904 г.)

Учитель: Как вы думаете, что Павлов называл «химическими лабораториями» и «реактивами» пищеварительного канала?

Ученики: «Химические лаборатории» - это отделы пищеварительной системы и пищеварительные железы, «химические реактивы» - пищеварительные соки, слюна, желчь.

Актуализация знаний и фиксации индивидуального затруднения в учебной деятельности.

Цель:

- создание условий для осознания обучающимися потребности открытия новых знаний и умений.

Учитель: Как называется начальный отдел пищеварительного тракта?

Ученики: Ротовая полость.

Учитель: Верно! Молодцы! А сейчас я предлагаю вам решить кроссворд. Работать вы будете в парах. На решение кроссворда у вас будет 3 минуты.