ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект урока биологии
8 класс
Тема: «Пищеварение в ротовой полости и в желудке».
Тип урока:урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цели: Сформировать знания об особенностях пищеварения в ротовой полости и в желудке
Задачи:
Образовательные:
-
обосновать взаимосвязь между строением ротовой полости и желудка и этапами пищеварения, которые в них происходят; -
раскрыть состав слюны и желудочного сока; -
разъяснить свойства ферментов и их роль в расщеплении питательных веществ; -
совершенствовать навыки выполнения лабораторных опытов.
Развивающие:
-
продолжить развивать внимание, положительную мотивацию к новым знаниям средствами применения ИКТ; -
развивать умение сопоставлять, анализировать результаты своей деятельности и делать выводы; -
продолжить формировать коммуникативные навыки, умение работать в паре; -
включить каждого ученика в активную познавательную самостоятельную деятельность.
Воспитательные:
-
воспитание культуры здорового образа жизни; толерантности и культуры общения.
Планируемые результаты:
Личностные:
- готовность ученика к саморазвитию;
- сформированность мотивации к целенаправленной деятельности;
- способность ставить цели и строить жизненные планы;
- способность применять полученные знания и умения в повседневной жизни для реализации установок здорового и правильного питания как основы здорового образа жизни.
Предметные:
- понимание процессов пищеварения в ротовой полости в желудке;
- понимание роли слюны и желудочного сока в процессе пищеварения; действия входящих в их состав веществ, на пищевой комок;
- понимание и правильное использование биологических терминов;
- освоение приёмов работы с лабораторным оборудованием,
- умение осуществлять простые лабораторные опыты и объяснять их результаты.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
-умение работать с различными источниками информации и структурировать полученные из них знания;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- умение сформулировать проблему и находить способ её решения.
Регулятивные УУД:
- формулирование цели урока и постановка задач для ее достижения;
- планирование своей деятельности и прогнозирование ее результатов;
- внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия
в случае расхождения реального действия и его результата;
- выделение и осознание учащимся того, что уже сделано и что еще нужно сделать;
-предоставление результатов работы.
Коммуникативные УУД:
- умение строить речевые высказывания в устной форме, задавать вопросы, аргументировать свою точку зрения;
-умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с
различными группами людей.
Оборудование: презентация, таблица «Схема строения органов пищеварения»,оборудование и реактивы для лабораторной работы, учебник биологии 8 класса (А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш-М.: Вентана-Граф,), презентация.
Формы работы: работа в парах, работа с учебником, лабораторная работа, самостоятельная работа.
( взаимопроверка).
Основные понятия: муцин, лизоцим, ферменты, амилаза, глотание, брыжейка, желудочный сок, пепсин.
Межпредметные связи: химия.
Ход урока.
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
Учитель: Прежде, чем приступить к изучению новой темы, вспомните, что вы уже знаете об общем плане строения пищеварительной системы и о питательных веществах, содержащихся в пище. Я предлагаю вам ответить на вопросы теста (Раздает листы с вопросами теста). Время на выполнение- 8-10 минут.
1) беседа
2)Тест(следующий урок)
Вариант -1
-
Процесс физической и химической обработки пищи в пищеварительной системе:
-
поглощение пищи -
измельчение пищи -
пищеварение -
растворение пищи
-
Отделом пищеварительного канала является (-ются):
-
кишечник -
печень -
слюнные железы -
поджелудочная железа
-
Пищеварительной железой является:
-
надпочечник -
щитовидная железа -
печень -
желудок.
-
У взрослых людей в ротовой полости в норме:
-
28 зубов -
32 зуба -
34 зуба -
36 зубов.
-
Зубная формула двухлетнего ребенка:
-
Из ротовой полости пищевой комок попадает в :
-
пищевод -
желудок -
глотку -
кишечник
-
Верны ли следующие суждения:
А. При глотании надгортанник опускается.
Б. В 12-типерстную кишку поступают пищеварительные соки поджелудочной железы, печени и желчного пузыря.
В. Аппендицит- это червеобразный отросток слепой кишки.
-
верно А и Б -
верно только Б и В -
верно А и В -
все суждения не верны.
-
Выберите три верных утверждения:
-
Мясо, рыба, крупы, молоко— это питательные вещества. -
Человек рождается с молочными зубами. -
В зубе различают корень, шейку и коронку. -
Шейка зуба погружена в десну. -
Коронка зуба выступает над десной.
-
Найдите лишний термин.
-
Функции пищеварительной системы: механическая, секреторная, строительная, всасывающая. -
У человека различают резцы, клыки, коренные и жевательные зубы.
-
Впишите на место пропусков в тексте соответствующие цифры ( форма слов изменена) :
Коронка зуба состоит из вещества … (А) и покрыта …(Б), а корень – из … (А) и … (В). Внутри зуба есть полость ,заполненная рыхлой соединительной тканью,- …. (Г). В ней находятся … (Д) и …(Е).
-
шейка -
кровеносный сосуд -
цемент -
зубная пульпа -
нерв -
лимфатический сосуд -
эмаль -
дентин.
Ответ:
А | Б | В | Г | Д | Е |
| | | | | |
Вариант -2
-
Процесс пищеварения - это:
-
передвижение крови по сосудам -
передача нервного импульса -
обмен газами между организмом и окружающей средой -
физической и химической обработки пищи в системе органов пищеварения.
-
Отделом пищеварительного канала является (-ются):
-
гортань -
тонкий кишечник -
желчный пузырь -
поджелудочная железа.
-
Пищеварительной железой является:
-
гипофиз -
пищевод -
печень -
щитовидная железа.
-
Зубы рекомендуется чистить ежедневно, чтобы:
-
сохранить пломбы в зубах -
не растрескивалась эмаль -
зубы не раскачивались -
удалять налет, содержащий микроорганизмы.
-
Зубная формула взрослого человека:
-
Непереваренные остатки пищи удаляются из организма человека через:
-
аппендикс -
12-типерстную кишку -
толстую кишку -
прямую кишку.
-
Верны ли следующие суждения:
А. При глотании небный язычок приподнимается, перекрывая путь пищи в носовую полость.
Б. Подвздошная кишка - начальный отдел тонкого кишечника.
В. Кариес- заболевание зубов, проявляющееся в повреждении дентина под влиянием микробов.
-
верно А и Б -
верно только Б и В -
верно А и В -
все суждения не верны.
-
Выберите три верных утверждения.
-
Питательные вещества, поступающие в организм с пищей, можно разделить на органические и неорганические -
Желудок расположен в левой части брюшной полости. -
У человека 8 клыков и 4 резца. -
Из ротовой полости и глотки пищевой комок по пищеводу поступает в желудок -
Ободочная кишка - начальный отдел толстой кишки .
-
Найдите лишний термин.
-
К продуктам растительного происхождения относятся: яйца, крупы, макаронные изделия, сахар. -
В ротовой полости пища измельчается, увлажняется и окончательно переваривается.
-
Впишите на место пропусков в тексте соответствующие цифры ( форма слов изменена) :
Каждый зуб имеет…(А),находящийся в глубокой ячейки челюстной кости. В десну погружена… (Б),в ротовую полость выступает… (В). Мягкая часть в центре зуба называется… (Г). В ней находятся кровеносные сосуды и нервы. Кровеносные сосуды обеспечивают … (Д), а нервы - …(Е) зуба.
-
цемент -
зубная пульпа -
шейка -
питание -
коронка -
чувствительность -
корень.
Ответ:
А | Б | В | Г | Д | Е |
| | | | | |
Учитель: Время истекло. Сдаем работы. (Собирает работы ребят.)
3.Мотивация к учебной деятельности
Цель:
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- организовать планирование учебной деятельности на уроке.
Учитель: И.П. Павлов, знаменитый физиолог, который занимался изучением процессов пищеварения, писал: (Демонстрация слайда с цитатой.)
«Первый этап, через который должны пройти введенные извне пищевые вещества, — это пищеварительный канал… Он состоит из целого ряда химических лабораторий, оборудованных различными механическими приспособлениями. Механические аппараты, образованные мышечной тканью, … обеспечивают продвижение составных частей пищи из одной лаборатории в другую …Они служат, кроме того, для механической обработки пищи, ускоряя химическое воздействие на нее …
Железистая ткань, которая либо также образует составную часть стенки пищеварительного канала, либо лежит вне его отдельными массами, сообщающимися с ним посредством соединительных трубок, производит химические реактивы, … изливающиеся в отдельные отрезки пищеварительной трубки».
( Нобелевская лекция. 12 декабря 1904 г.)
Учитель: Как вы думаете, что Павлов называл «химическими лабораториями» и «реактивами» пищеварительного канала?
Ученики: «Химические лаборатории» - это отделы пищеварительной системы и пищеварительные железы, «химические реактивы» - пищеварительные соки, слюна, желчь.
Актуализация знаний и фиксации индивидуального затруднения в учебной деятельности.
Цель:
- создание условий для осознания обучающимися потребности открытия новых знаний и умений.
Учитель: Как называется начальный отдел пищеварительного тракта?
Ученики: Ротовая полость.
Учитель: Верно! Молодцы! А сейчас я предлагаю вам решить кроссворд. Работать вы будете в парах. На решение кроссворда у вас будет 3 минуты.