Файл: Вид работы Курсовая работа Название дисциплины Право социального обеспечения Тема Правовое регулирование пенсий по случаю потери кормильца военнослужащих Фамилия студента.doc
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общетеоретические аспекты страховых пенсий по случаю потери кормильца военнослужащих
1.1 Потеря кормильца как социально-правовое основание пенсионного обеспечения военнослужащих
1.2 Получатели пенсий по случаю потери кормильца военнослужащих
2.2 Анализ условий назначения пенсии по потере кормильца военнослужащих
Кроме того, пенсия будет назначена родителям, супругам, дедушкам, бабушкам, братьям или сестрам, если они не работают, а ухаживают за ребенком, братом или сестрой умершего, которым не исполнилось 14 лет. В этом случае факт нахождения на иждивении у умершего не важен.
Нахождение на иждивении не требуется также, для:
-
нетрудоспособных детей; -
нетрудоспособных родителей и супруга, если они утратили средства к существованию; -
нетрудоспособных родителей и супруга, если смерть кормильца наступила из-за военной травмы.
Если у погибшего из-за военной травмы остался ребенок, не достигший восьми лет, то ухаживающему за ним супругу положена пенсия по потере кормильца независимо от того:
-
сколько супругу лет; -
работает он или нет.
Пенсию будут выплачивать:
-
усыновителям, также как родителям; -
усыновленным детям, также как родным; -
отчиму и мачехе, также как родным родителям, если они воспитывали ребенка более 5 лет; -
пасынку и падчерице, также как родным детям.
Если ребенок получает пенсию по случаю потери кормильца и его усыновят, он все равно продолжит получать пенсию. Супруга или супруг могут повторно выйти замуж либо жениться, при этом, если пенсия выплачивалась, ее продолжат выплачивать.
Важно отметить, что, если смерть военнослужащего наступила из-за совершения им преступления, то пенсия будет назначена только социальная и только его детям. Таким образом, в результате сравнительного анализа лиц, имеющих право на пенсию по потере кормильца было выяснено, что закон определяет круг лиц, которые вправе претендовать на помощь государства, после смерти главы семьи:
-
нетрудоспособные лица, имеющие группу по инвалидности; -
лица, достигшие пенсионного возраста (это относится и к тем, кто потерял младшего члена семьи, на содержании которого получатели находились); -
лица, не достигшие совершеннолетия (материальная помощь будет выплачиваться только до момента достижения восемнадцатилетнего возраста); -
совершеннолетние (в возрасте до 23 лет, учащиеся на дневном отделении до момента завершения обучения); -
иные родственники, которые оформили на себя опеку над ребенком, потерявшим кормильца (до момента достижения им 8 лет).
Дети и малолетние родственники могут рассчитывать на государственные отчисления вплоть до 23 лет. До 18 лет финансовая поддержка полагается всем [5, с. 82].
Если после совершеннолетия ребенок не имеет официальной работы и продолжает обучение в высшем учебном заведении, поддержка ему будет оказываться до достижения 23 лет.
Алименты, пенсии и пособия, выплачиваемые детям, находящимся на патронатном воспитании, предоставляются усыновителям в качестве законных представителей.
Суммы, полученные приемными родителями, расходуются на содержание, воспитание и образование ребенка, но с учетом ограничений, установленных гражданским и семейным законодательством для опекунов и попечителей.
2.2 Анализ условий назначения пенсии по потере кормильца военнослужащих
Пенсия по случаю потери кормильца назначается в зависимости от размера месячной заработной платы по случаю потери кормильца. Поэтому совершенно некорректно определять размер пенсии по случаю потери кормильца и пособия по случаю потери кормильца, хотя эти два понятия часто запутывают друг друга.
В настоящее время законодателем устранено действовавшее длительное время ограничение прав вдов погибших военнослужащих на получение двух пенсий. Представляется, что в реалиях нашей современной действительности (принимая во внимание достаточно активное участие российских военнослужащих в вооруженных конфликтах как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами) рассматриваемые нововведения значительно укрепят гарантии социальной поддержки вдов погибших военнослужащих. 2. Расширение круга лиц, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца на льготных условиях Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. № 272-ФЗ внесены существенные изменения в ст. 30 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», суть которых состоит в следующем:
1) право на снижение возраста, являющегося основанием для назначения пенсии по случаю потери кормильца, получили мужья погибших (умерших) военнослужащих – они имеют право на получение указанной пенсии по достижении возраста 55 лет. Ранее таким правом пользовались только жены погибших (умерших) военнослужащих – они имеют право на получение указанной пенсии по достижении ими возраста 50 лет;
2) мужья погибших (умерших) военнослужащих, занятые уходом за детьми погибшего (умершего), не достигшими 8-летнего возраста, получили право на получение пенсии по случаю потери кормильца независимо от возраста и независимо от того, работают они или нет, в том числе проходят они военную (правоохранительную) службу или нет. Ранее таким правом пользовались только жены погибших (умерших) военнослужащих. Внесение указанных изменений в ст. 30 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» продиктовано необходимостью приведения норм данного законодательного акта в соответствие с Конституцией Российской Федерации.
На это прямо указал Конституционный Суд Российской Федерации, который в определении от 1 декабря 2005 г. № 428-О установил, что положение ч. 1 ст. 1 См.: Доклад о результатах мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. М., 2006. С. 100 – 103. 30 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» в той мере, в какой им исключается право на пенсию по случаю потери кормильца мужьям погибших военнослужащих-женщин, занятым уходом за не достигшими 8-летнего возраста детьми умерших, не соответствует Конституции Российской Федерации. Указанное решение Конституционного Суда Российской Федерации было принято по результатам рассмотрения жалобы гражданина Е.В. Шеховцова, в которой оспаривалась конституционность положений ч. 1 ст. 30 указанного Закона Российской Федерации, в соответствии с которыми жены военнослужащих, умерших вследствие военной травмы, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении 50-летнего возраста, а те из них, кто занят уходом за не достигшими 8-летнего возраста детьми умерших, имеют право на указанную пенсию независимо от возраста, трудоспособности и от того, работают они или нет.
Гражданин Е.В. Шеховцов, проходящий военную службу по контракту, обратился в военный комиссариат г. Липецка за назначением ему пенсии по случаю потери кормильца, а именно жены – военнослужащей О.Н. Шеховцовой, погибшей при исполнении обязанностей военной службы, на том основании, что он один воспитывает их несовершеннолетнюю дочь, 2000 года рождения. В назначении пенсии Е.В. Шеховцову было отказано со ссылкой на ч. 1 ст. 30 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…».
Решением Правобережного районного суда г. Липецка от 21 февраля 2005 г., оставленным без изменения кассационной инстанцией, Е.В. Шеховцову было отказано в иске к военкомату Липецкой области о признании права на пенсию по случаю потери кормильца и взыскании морального вреда. Судебные решения, также основанные на ч. 1 ст. 30 данного Закона Российской Федерации, мотивированы тем, что определение правовых оснований предоставления гражданам пенсионных льгот, расширение круга получателей пенсий является прерогативой законодателя, а указанный Закон не содержит положений о распространении действия данной нормы на мужей погибших военнослужащих женского пола.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 1 декабря 2005 г. № 438-О отметил, что согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7, ч. 2); материнство и детство, семья находятся под защитой государства, забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей (ст. 38, чч. 1 и 2).
При установлении конкретных мер социальной защиты работников с семейными обязанностями возможность их использования предоставляется федеральным законодателем, как правило, обоим родителям (чч. 2 и 5 ст. 256, ч. 1 ст. 262 Трудового кодекса Российской Федерации, подп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 117-ФЗ, ст. 13 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ и др.). При этом специальной нормой Трудового кодекса Российской Федерации (ст. 264) прямо закреплено распространение на отцов, воспитывающих детей без матери, а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних гарантий и льгот, предоставляемых женщинам в связи с материнством.
Пенсионное обеспечение является важнейшим элементом социального обеспечения граждан. Государственные пенсии в соответствии со ст. 39 (ч. 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать, как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая предоставление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств.
Такая дифференциация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 3 июня 2004 г. № 11-П, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (ст. 19, чч. 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им;
в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм