Файл: Формирование способности к самоуправлению психическим состоянием у студентов с высоким уровнем тревожности.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уровневая схема регуляции жизнедеятельности Гюзеля Шаукатовны Габдреевой

Гюзель Шаукатовна Габдреева 16.08.1948

  • Кандидат психологических наук, доцент. Заслуженный преподаватель Казанского университета.
  • Доцент кафедры общей психологии Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета. Ученый секретарь диссертационного совета при КФУ.
  • В 1972 г. окончила биолого-почвенный факультет Казанского государственного университета.
  • В 1990 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Формирование способности к самоуправлению психическим состоянием у студентов с высоким уровнем тревожности».
  • С 1972 г. работает в Казанском государственном университете: старший научный сотрудник (1972), ассистент (1974), старший преподаватель (1980) кафедры педагогики и психологии, доцент кафедры психологии (1995; с 2003 г. - кафедра общей психологии).
  • психология состояний
  • психология личности
  • Читает курсы:

  • Индивидуальные основания психических состояний
  • Общая психология
  • Проблемы типологии в психологии
  • Психология личности
  • Саморегуляция психических состояний
  • Состояния тревоги, страха и их коррекция
  • Функциональные состояния человека в труде

Основные публикации:

  • Публикации: Основы самоуправления психическим состоянием. Казань, Изд-во КГУ, 1981
  • К методике самоуправления психическим состоянием // Вопросы психологии, 1982, №5, С. 101-107
  • Половые различия толерантности к стрессу // Психология психических состояний. Сб. статей. Вып.4. – Казань: ЦИТ, 2002. – С.400-410
  • Тревожность и эмоциональная неустойчивость как факторы развития агресивности // Психология в Казанском университете: Сборник научных трудов. Казань, КГУ, 2004. – С.68-82
  • Психологическая профилактика посттравматического стрессового расстройства у военнослужащих // Психология психических состояний: Сборник статей. Вып. 5. – Казань, ЦИТ, 2004. – С. 459-470
  • Исследование стрессоустойчивости у курсантов военного вуза // Психология системного функционирования личности: Материалы международной научной конференции. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2004. – С. 78-79.
  • Психология личности в Казанском университете: учебное пособие. - Казань: Отечество, 2015. - 303 с. (кол. авторов).
  • Саморегуляция психических состояний: психологические технологии и диагностика: Учебное пособие. – Казань: Отечество, 2013. – 154 с.
  • Габдреева Г.Ш., Юсупов М.Г. Саморегуляция психических состояний: психологические технологии и диагностика: Учебное пособие. – Казань: Отечество, 2013. – 154

Награды:

Награды:

  • Диплом II степени Российского психологического общества в номинации «Лучшее учебное пособие по психологии» (2012)
  • Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»

  • «Психология состояний», учебное пособие (в номинации «Проект года в психологическом образовании», 2011 г.), лауреат
  • «Психология состояний», учебно-методический комплекс (в номинации «Проект года в психологическом образовании», 2004 г.), победитель

Уровневая схема регуляции жизнедеятельности Г. Ш. Габдреевой

Под жизнедеятельностью человека Г. Ш. Габдреева подразумевает все возможные проявления его активности. В иерархической системе регуляции жизнедеятельности автором выделяются два блока:

  • Внешний блок регуляции – открытая часть функциональной системы, обеспечивающая выбор оптимальных межличностных отношений, поведения, деятельности и психического состояния личности.
  • Внутренний блок определяет процессы, направленные на сохранение гомеостазиса в относительно закрытой части системы, отвечающей за приспособительную деятельность организма.
  • Первый и самый высокий уровень системы регуляции – уровень социально-психологический, на этом уровне осуществляется регуляция межличностных отношений.
  • Второй уровень в этой иерархической системе – личностный; важнейшим объектом исследования на этом уровне является регуляция поведения личности.
  • Третий уровень – уровень психических процессов. На этом уровне изучению подлежат особенности управления и регуляции деятельности.
  • Четвертый уровень – уровень психических состояний. Объектом исследования являются управление и регуляция психических уровней реагирования, проявляющихся в виде переживаний.
  • Пятый уровень – уровень регуляции функциональных состояний, динамической стороной которых являются проявления периферической нервной системы (соматического отдела, иннервирующего мышцы, и вегетативного – иннервирующего внутренние органы).
Как отмечает Г. Ш. Габдреева, понятия «психические состояния» и «функциональные состояния» не тождественны, хотя и тесно взаимосвязаны. Под психическим состоянием человека она понимает целостную характеристику его психической деятельности за определенный период времени, которая отражает сложную структуру взаимосвязей с выше- и нижерасположенными уровнями системы психической регуляции, образованную процессами самоуправления и саморегуляции. Психическое состояние включает в себя и субъективный опыт личности, и способы его выражения и базируется на функциональном состоянии мозга. При этом если психическое состояние есть целостная интегральная
характеристика деятельности всех элементов, участвующих в данном психическом акте, то функциональное состояниехарактеризует процессы регуляции в физиологических системах, обеспечивающих психическую деятельность. Как отмечает Г. Ш. Габдреева, понятия «психические состояния» и «функциональные состояния» не тождественны, хотя и тесно взаимосвязаны. Под психическим состоянием человека она понимает целостную характеристику его психической деятельности за определенный период времени, которая отражает сложную структуру взаимосвязей с выше- и нижерасположенными уровнями системы психической регуляции, образованную процессами самоуправления и саморегуляции. Психическое состояние включает в себя и субъективный опыт личности, и способы его выражения и базируется на функциональном состоянии мозга. При этом если психическое состояние есть целостная интегральная характеристика деятельности всех элементов, участвующих в данном психическом акте, то функциональное состояниехарактеризует процессы регуляции в физиологических системах, обеспечивающих психическую деятельность.
  • Каждый из уровней в целостной системе регуляции жизнедеятельности связан со всеми остальными, зависит от них и системы в целом. Чем выше уровень, тем более интегрированы его свойства, тем больший «вес» он имеет в целостной системе.
  • Близкие уровни тесно связаны прямыми «нисходящими» и «восходящими» влияниями. Связи между отдаленными уровнями могут быть как прямыми, так и опосредованными промежуточными уровнями системы.
Поскольку все уровни системы жизнедеятельности человека взаимосвязаны, изменение на любом из них неизбежно ведет к изменению всей системы в целом. Отсюда следует, что, осуществляя целенаправленную регуляцию процессов, происходящих на уровне психических состояний, можно оптимизироватьсостояние всей системы. Психические состояния в этом случае, кроме указанной функции, приобретают функцию регулятора отношений, поведения, деятельности и даже функционального состояния организма