Файл: Образовательная программа Таможенный менеджмент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Существующий порядок показывает, что таможенное наблюдение - гласное, то есть производится с согласия лица, осуществляющего провоз товаров и транспорта. Такая форма таможенного контроля делает более простыми процедуры осмотра и досмотра на таможне. Это конечно положительный момент. Визуальный осмотр работников таможни помогает им самим решить необходимо ли проводить и назначать другие формы контроля. При этом существуют и недостатки. К примеру, несвоевременность выявления правонарушений. Это касается административных или уголовных преступлений в сфере таможенного дела.

Часто проявление осуществляется тогда, когда визуальный осмотр ничего не показал. Возникают и ситуации, при которых специально сокрытые запрещенные к провозу товары подвергаются таможенному осмотру или досмотру. Персонал таможни при этом нарушает свои должностные обязанности. Возникает скопление очереди на таможне, огромное количество потраченного времени. Привлекаются дополнительные работники таможенной службы.

2.2. Применение системы управления рисками при проведении таможенного контроля


Система управления рисками в таможенных органах Российской Федерации законодательно закреплена только в 2003 г., при этом понятие таможенного риска приводилось в ст. 127 Таможенного кодекса Российской Федерации. Но, следует отметить, основной концепцией, связывающей категории СУР и определение риска и предающей им законченным смысл, не существовало. Развитие системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации происходит достаточно быстрыми темпами. В настоящее время особое внимание уделено процессам автоматизации выявления рисков, внедрения субъектно-ориентированного подхода в выборе объектов контроля, а также перехода к контролю достоверности заявления сведений о товарах после выпуска для внутреннего потребления.

Управление рисками также учитывает эффективность импортных операций. Эффективное управление рисками учитывает соответствие нормативным требованиям, финансовые результаты и операции. Управление таможенным риском поддерживает международную конкурентоспособность компании на современном мировом рынке.

Первое направление совершенствования механизмов минимизации рисков связано с применением профилей рисков, которые, в зависимости от возможности автоматизации их применения, разделены на автоматические (выявляются исключительно программным средством), автоматизированные (требуется частичное вмешательство инспектора) и неформализованные (те риски, которые в силу специфики информации нельзя выявлять с помощью программных средств).


В целях дифференцированного применения мер таможенного контроля производится категорирование участников ВЭД. В настоящее время в рамках СУР существует две системы категорирования участников ВЭД: отраслевой подход и субъектно-ориентированное категорирование.

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПЕРЕВОЗКИ


Порядок осуществления таможенного контроля автотранспорта при убытии практически идентичен тому, что проводится при прибытии. Основным отличием является отсутствие предварительного информирования Согласно Стратегии развития таможенной службы до 2030 года одним из направления деятельности таможенных органов Российской Федерации является совершенствование системы предварительной информации.

Необходимость данного направления совершенствования можно обосновать тем, что на сегодняшний день предоставление предварительной информации является больше формальным, чем обязательным условием. Можно сказать, что на момент сегодняшнего дня предоставление предварительной информации, хоть она и представляется в таможенный орган в обязательном порядке, в большинстве случаев не оказывает влияния на скорость таможенного оформления грузов и транспортных средств международной перевозки. То есть, предварительное информирование вносит лишь условное, незначительное влияние на процесс деятельности должностных лиц таможенных органов по таможенному оформлению и выпуску товаров.

Однако на сегодняшний день обязать перевозчика предоставлять полный объем сведений в качестве предварительной информации практически невозможно. Решение данного проблемного вопроса возможно путем усовершенствования законодательства в данной области. Такое усовершенствование нормативных актов может быть выражено путем ужесточения норм, касающихся полноты предоставляемых в предвари- тельной информации сведений. Здесь необходимо внести корректировки в перечень сведений обязательных к представлению в таможенный орган через подачу предварительной информации, а также объема, в котором такие сведения должны быть обязательно представлены в предварительной информации. В данном случае, для решения проблемы обмена документами между перевозчиком и таможенным органом, связанной с различными форматами документов необходимо внедрение программного средства для возможности использования имеющихся у перевозчика документов без изменения их формата на подходящий для предварительного информирования, то есть переформатирование файлов в формат XML


Также возможно дальнейшее развитие электронного документооборота. Например, в 2011 году вступил в силу Протокол, предполагающий применение электронной формы CMR – e-CMR [6].

Первое официальное использование электронной формы автотранспортной накладной было произведено в 2017 году, в России пока данная технология не развита. Применение формы е-СМR позволит усовершенствовать систему предоставления предварительной информации и ускорить проверку транспортных средств международной перевозки после их фактического прибытия на таможенную территорию так как у таможенного органа уже будет электронная форма автотранспортной накладной. Так же возможно предоставление в таможенный орган в качестве предварительной информации имеющихся у перевозчика документов установленной формы, заверенных электронной квалифицированной подписью, чтобы гарантировать их юридическую силу.

Необходимо будет закупить все необходимое оборудование, внедрить программные средства для работы с GPS-трекерами и провести тестовые испытания, чтобы понять насколько такая система эффективна. Из двух представленных вариантов по решению проблемы отслеживания перемещения ТСМП по таможенной территории наиболее эффективным и более простым в реализации является вариант применения GPS-трекеров, так как в данном случае нет необходимости договариваться с ГИБДД об использовании их камер, которые в большом количестве используются на всех федеральных трассах, а также в городах, или же закупать и использовать свои камеры, что выйдет дороже закупки GPS-трекеров.

Так же в качестве решения рассматриваемой проблему можно предложить развитие взаимодействия таможенных органов с Госавтоинспекцией МВД России. В августе 2014 года были внесены изменения в Правила дорожного движения, согласно которым водитель, управляющий автотранспортным средством с иностранными номерами, обязан иметь при себе документы, подтверждающие временный ввоз и срок временно ввоза транспортного средства и предъявить такие документы по требованию сотруднику ГИБДД. Штраф за отсутствие у водителя таких документов составляет 500 рублей в соответствии с п.1 ст.12.3 КоАП РФ. В то же время согласно статье 16.24 таможенный орган так же имеет право наложить штраф на перевозчика в случае нарушения условий временного ввоза. В данном случае необходимо обеспечить обмен информацией между таможенными органами и ГИБДД о случаях наложения штрафа по п.1 ст.12.3 и передачи таможенному органу информации о транспортном средстве и лице, выступающим субъектом правонарушения.


В данном случае в отношении перевозчика возбуждается дело об административном нарушении по статье 16.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Незаконные операции с временно ввезенными транспортными средствами». Наказание за нарушение указанной статьи определено в наложении административного штрафа с возможной конфискацией транспортного средства в зависимости от нарушенного условия использования временно ввезенного ТСМП на таможенной территории Евразийского экономического союза [8].

Проанализировав вышеизложенные вопросы проведения таможенного контроля и таможенного декларирования транспортных средств международной перевозки в части таможенного декларирования транспортных средств международной перевозки необходимо отметить, что данная таможенная операция может проводиться не только путем подачи в таможенной орган установленной формы декларации на транспортное средство.

Предложено Декларацию на транспортное средство заменить на стандартный документ перевозчика, который отличается для каждого вида транспорта и закреплён соответствующими международными конвенциями.

Также допускается применение в качестве декларации на транспортное средство предварительной информации, поданной в таможенный орган до пересечения транспортным средством таможенной границы ЕАЭС (только при въезде на таможенную территорию ЕАЭС). В таком случае в таможенный орган также должны быть представлены сведения о перевозчике, таможенном представителе, об использовании предварительной информации в качестве таможенной декларации на транспортное средство и регистрационный номер такой предварительной информации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Таможенный контроль – это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, а также при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС, путем проведения таможенных проверок и применения иных форм таможенного контроля, в том числе с использованием системы управления рисками, на основе категорирования участников ВЭД в целях обеспечения соблюдения проверяемыми лицами таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

В Таможенном Кодексе Евразийского экономического союза, как в основополагающем документе в вопросах таможенного декларирования и таможенного контроля транспортных средств международной перевозки закреплены правовые нормы осуществления таможенного декларирования и таможенного контроля транспортных средств международной перевозки, первостепенно проявляющиеся в применяемых формах и мерах таможенного контроля. Данным вопросам посвящена глава 38 «Особенности порядка и условий перемещения транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Союза».


Для декларирования транспортного средства международной перевозки в таможенный орган декларантом обязательна к подаче декларация на транспортное средство международной перевозки или иной документ, который допускается использовать в качестве ТДТС на бумажном носителе. ТДТС подается в таможенный орган прибытия или убытия транспортного средства международной перевозки с/на таможенной территории Союза в зависимости от направления совершаемой перевозки. Форма, а также порядок заполнения таможенной декларации на транспортное средство (ТДТС) установлены Решением Комиссии Таможенного союза от 14.10.2010. №422 «О форме таможенной декларации на транспортное средство и Инструкции о порядке ее заполнения». Данный документ определяет, что ТДТС заполняется отдельно на каждое самоходное и несамоходное транспортное средство, в том числе и на контейнеры.

На сегодняшний день между Федеральной таможенной службой Российской Федерации и ФГКУ «Росгранстрой» заключено соглашение, предполагающее взаимный информационный обмен, направленный на повышение эффективности вопросов по совершенствованию инфраструктуры пограничных пунктов пропуска. На ФГКУ «Росгранстрой» возложены обязанности по организации таможенного и иных видов контроля, в том числе обустройство пунктов пропуска и оснащение его техническими средствами. Поэтому перед тем, как на территории пункта пропуска через границу будет произведены установка нового технического средства таможенного контроля, необходимо договориться об этом с ФГКУ «Росгранстрой».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ




  1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

  2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)

  3. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999). URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 24.05.2022)

  4. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».

  5. Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 03.08.2018 N 289-ФЗ

  6. Арабян Международные конвенции и соглашения по внешнеэкономической деятельности / Арабян, М.С. и. - М.: Экономистъ, 2016. - 276 c

  7. Афонин П.Н. Развитие центров электронного декларирования на современном этапе работы таможенных органов / П.Н. Афонин, А.Л. Хрунова // Бюллетень инновационных технологий. - 2018. - № 4 (8). - С 33-36

  8. Беляева Д.А. Центры электронного декларирования - будущее таможни // Наука и общество. - 2019. - № 1 (33). - С. 87-91

  9. Бирюкова О. В. Регулирование международной торговли услугами : учеб. пособие. – М. : ИД Высш. шк. экономики, 2016. – 203 с.

  10. Варсеев В. В. Актуальные проблемы эффективности деятельности таможенных органов в области обеспечения экономической безопасности // Закон и право. – 2018. – № 11. – С. 31–33

  11. Варшавский А.В., Цуканова Н.Е., Солодухина О.И. К вопросу участия таможенных органов в системе государственного контроля за перемещением через таможенную границу ЕАЭС продукции военного назначения / А.В. Варшавский, Н.Е. Цуканова, О.И. Солодухина // Экономика и социум. 2016. № 10 (29). С. 131-137.

  12. Внешнеэкономическая деятельность: Учебное пособие / М.А.Гуреева - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 288 с.

  13. Ворона А. А. Совершенствование таможенного администрирования как фактор развития таможенных органов на современном этапе / А. А. Ворона, К. В. Яковлев // Учен. зап. С.-Петерб. им. В. Б. Бобкова фил. Рос. тамож. акад. – 2019. – № 1. – С. 17–21 

  14. Ворона А.А. Повышение качества предоставления таможенных услуг в центрах электронного декларирования // Петербургский экономический журнал. - 2019. - № 2. - С. 154-164

  15. Воронкова, О.Н. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление / О.Н. Воронкова, Е.П. Пузакова. - М.: Экономистъ, 2016. - 495 c.

  16. Головин А.А., ГРОШЕВ А.А., Пархомчук М.А. Комплексная оценка условий внешней торговли стран БРИКС // Theoretical & Applied Science. – 2017. – № 9(53). – С. 216-220.

  17. Гуськова Н.Д., Салимова Т.А., Горин И.А. Анализ состояния проблем импортозамещения в Российской Федерации // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2016. № 2 (136). С. 11-17

  18. Жбанков В. А. Организационно-структурные проблемы технико-криминалистического обеспечения подразделений дознания таможенных органов / В А. Жбанков, В. И. Козлов, А. В. Табаков // Вестн. Рос. тамож. акад. – 2019. – № 4. – С. 77–84

  19. Ионичева В.Н. Проблемы контроля таможенной стоимости товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности в Евразийском экономическом союзе // Проблемы рыноч. экономики. - 2016. - № 3. - С. 62-66

  20. Калиберов А. В. Особенности обеспечения информационной безопасности таможенных органов // Теоретические и прикладные проблемы информационной безопасности : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 18 мая 2017 г. / Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь ; редкол.: А. В. Яскевич (отв. ред.) [и др.]. – Минск, 2018. – С. 28–30

  21.  Кеменова А.А. Исследование практики контроля таможенной стоимости как составляющей государственного финансового контроля на современном этапе // Междунар. журн. гуманит. и естеств. наук. - 2016. - Т. 1, № 2. - С. 29-37

  22. Кисловский Ю.Г. История таможенного дела России : учебник. Кн. 1 (VI - начало XX вв.). М. : РУСИНА-ПРЕСС, 2016 г. С. 572.

  23.  Кожуханов Н. М. Проблемы функционирования таможенных органов Российской Федерации в условиях внедрения новых информационных технологий // Вестн. Рос. тамож. акад. – 2020. – № 1. – С. 41–50 

  24. Кузнецов А.О. Электронное декларирование товаров как основа повышения эффективности ВЭД // Молодой ученый. - 2017. - №50 (184). - С. 169-171

  25. Маннанова А. М. Проблема коррупции в таможенных органах // Вестн. науки и образования. – 2018. – Т. 2, № 1. – С. 34–37 

  26. Минаев А. В. Механизм государственного регулирования внешней торговли РФ в условиях ВТО: сущность и направления совершенствования // Молодой ученый. – 2016. – № 24. – С. 201-205

  27. Нигматуллина Л. Г. Таможенные органы как функциональная система управления в условиях интернационализации экономических связей / Л. Г. Нигматуллина, Е. Л. Фесина // Управление в области таможенного дела : сб. материалов V Междунар. науч. конф., Минск, 20 марта 2018 г. / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: В. Г. Шадурский [и др.]. – Минск, 2018. – С. 78–83

  28. Новиков В. Е. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость / В. Е. Новиков, В. Н. Ревин, М. П. Цветинский. – 2-е изд., испр. и доп. – М. Лаборатория знаний, 2016. – 349 с.

  29. Официальный сайт Федеральной Таможенной Службы [Электронный ресурс]: http://www.customs.ru/

  30. Панкова С.В., Попов В.В. Моделирование влияния динамики структуры взаимной торговли на развитие экономического потенциала Российской Федерации // Экономический анализ: теория и практика. 2016. № 12 (459). С. 4-13

  31. Пархомчук М.А., Славкова В.А. Проблемы и перспективы развития мировой торговли // Сборник научных статей Международной научно-практической конференции «Мировая экономика и социум: современные тенденции и перспективы развития» – Курск: ЮЗГУ, 2016. – С. 148-153.

  32. Попов В.В. Комплексная методика статистической оценки влияния структуры внешнеторговых товаропотоков на развитие экономического потенциала Российской Федерации в условиях ВТО и Евразийского экономического союза // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 314-316.

  33. Порошин Ю.Б., Мамедова Л.Т. Оценка качества таможенных услуг в условиях автоматизации таможенных процессов // Таможенное дело: Направления эффективного развития: сб. науч. тр. Саратов, 2018. С. 128-138.

  34. Роль таможенного регулирования ВЭД в современных условиях Аванесов С. Б. Роль таможенного регулирования ВЭД в современных условиях // Наука и современность. 2012. №15-3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-tamozhennogo-regulirovaniya-ved-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 05.07.2022).

  35. Таможенное право: учеб. пособие / отв. ред. О. Ю. Бакаева. — 2-е изд., пересмотр. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. — 512 с.

  36. Таможенное право: учебник / Е.В. Миллеров. Москва: РУСАЙНС, 2017.

  37. Харченко С. В. Проблемы информационного взаимодействия в сфере оперативно-розыскной деятельности таможенных служб государств-участников Содружества Независимых Государств / С. В. Харченко, Е. Н. Яковец // Вестн. Рос. тамож. акад. – 2019. – № 4. – С. 68–76