Файл: Курсовая работа по учебному курсу Основы теории национальной безопасности на тему Административные правонарушения и национальная безопасность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Определим основные проблемы, не предусмотренные КоАП, например, нет четкой формулировки названия статьи 3.1 КоАП, несмотря на то, что понятие наказания там сформулировано, в отличии от Уголовного Кодекса РФ. Разграничивает административные наказания от мер обеспечения по делам об административных правонарушениях. Основной проблематикой выступает личный характер, который только косвенно отражён в КоАП в ст. 1.5, 3.1, 4.1-4.4, где указывается, что «учитывается личность виновного»; «обстоятельством, смягчающим ответственность, является раскаяние лица», то есть данная норма указывает, что никто иной как виновник не может раскаяться; «отягчающим обстоятельством является повторность» заранее подразумевает, что повторно совершить правонарушение может то же самое лицо. Отдельное внимание уделяется признаку, где административное наказание влечёт последствия, при которых и после исполнения наказания нарушитель считается подвергнутый наказанию в соответствии со ст. 4.6 КоАП с учетом того, что в данной статье указывается только на годичный срок, невзирая на то, что при наступлении таких отрицательных последствий могут служить более строгие наказания, например, за повторность административного правонарушения.

1.2 Основные виды административных наказаний и условия их применения



Административная ответственность предполагает реализацию указанных в процессуальном законе административно-правовых санкций, применяемых властными органами в форме наложения административных наказаний. В соответствии с административным законодательством административное наказание представляет собой установленную государством меру ответственности за совершение противоправного проступка и назначается должностным лицом, компетентным органом, судом в превентивных целях.

В российской доктрине административного права все виды наказаний официально классифицируются на основные и дополнительные.

К основным относятся: предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, за исключением права управления транспортным средством, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности, обязательные работы.

К дополнительным видам наказания относятся: конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права в виде права управления транспортным средством; административное выдворение за пределы Российской Федерации
иностранного гражданина или лица без гражданства; административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

За правонарушения назначаются:

Административный штраф – одна из наиболее распространенных мер юридической ответственности в силу того, что он указан в качестве наказания во всех нормах, предусматривающих административную ответственность, что обусловило его повсеместное применение на практике и породило немало проблем, основной из которых остаётся спор о его сущности [7, с. 19]. Например, статья 5.16 «Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах» определяет, что «Подкуп избирателей, участников референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей».

Предупреждение – гражданами и многими правоведами рассматривается как наиболее мягкое наказание, данная мера наказания предусмотрена в статье 5.35 КоАП РФ «Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей».

Административное приостановление деятельности – является единственным административным наказанием, срочность которого имеет условный характер, т.е. возможно его снятие в судебном порядке ранее установленного срока при условии, устранения обстоятельств, которые обусловили его назначение [4, с. 172]. Специфической особенностью данного вида наказания является то, что применение наказания, помимо признаков административного правонарушения, предполагает наличие дополнительных условий – невозможность достигнуть цели административного наказания менее строгими средствами, и наличие реальной угрозы, конкретизированной в ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ. Данный вид наказания предусмотрен в статье 5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде и об охране труда», которая влечет «наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток».


Дисквалификация – подразумевает под собой лишение физического лица права занимать должность (чаще всего руководящую), которую он занимал на момент совершения административного правонарушения и назначается сроком не более трех лет. К примеру статья 5.53 «Незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю» определяет «Незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц – от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет».

Обязательные работы и административный арест. Обязательные работы заключаются в выполнении бесплатно общественно полезных работ в свое свободное от учебы и работы время, административный арест считается наиболее строгим, но вместе с тем и самым эффективным наказанием в отношении физического лица, совершившего административное правонарушение и предполагает такое ограничение прав и свобод физического лица, которое заключается в изоляции его от общества на определенный период времени.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.

Лишение специального права. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ. Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права устанавливается также за уклонение от исполнения иного административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования этим правом, в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, за нарушение установленного в соответствии с законодательством об исполнительном производстве временного ограничения на пользование специальным правом. Лишение специального права назначается судьей. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.


Эксперты в собственных изданиях обращают внимание на то, что «в ст. 3.8 КоАП РФ, включающей общие положения, характеризующие лишение специального права, не содержится перечень разновидностей этого наказания (там упоминаются лишь лишение права управления транспортным средством и лишение права заниматься охотой, причем имеется ввиду только исключение определенных лиц из числа субъектов, которые могут быть привлечены к подобной ответственности)» [10, с. 312].

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации (далее - принудительное выдворение за пределы Российской Федерации), а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами.

Административному наказанию в виде выдворения присущи отдельные специфические признаки, в числе которых следующие:

«1. Совершается от имени государства, федеральными судами.

2. Субъектами, к которым применяется данная мера, являются иностранные граждане или лица без гражданства.

3. Применяется в форме принудительного контролируемого перемещения или контролируемого самостоятельного выезда.

4. Конечным результатом является индивидуально-правовой акт в виде решения» [16, c. 43].

Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения заключается во временном запрете гражданину на посещение таких мест в дни проведения официальных спортивных соревнований и устанавливается за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения назначается судьей. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения устанавливается на срок от шести месяцев до семи лет.


2 Состав административного правонарушения и проблемы его юридического определения




2.1 Состав административного правонарушения



Юридический состав любого правонарушения представляет его важнейшую характеристику, так как состоит из юридически значимых элементов, наличие которых свидетельствует о самом факте административного правонарушения. Так, п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ гласит, что отсутствие состава административного правонарушения является основанием для прекращения производства по делу в случае, если оно было возбуждено [9].

Следовательно, состав правонарушения является важнейшей категорией в рассматриваемом институте. Именно поэтому важно не только выявлять проблемы в данной сфере, но и разрабатывать эффективные пути решения данных проблем. В рамках настоящей статьи будут рассмотрены наиболее актуальные проблемы юридического состава административного правонарушения.

Несмотря на всю важность категории «состав преступления» его легальное определение отсутствует, что порождает споры в доктрине права, а иногда и проблемы в правоприменительной практике. Суды формулируют свое понимание понятия «состав правонарушения».

Так, в Постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2018 № 12АП9563/2018 по делу № А12-12919/2018 указано, что состав правонарушения – это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением. Однако данное определение не раскрывает самой сущности понятия «состав правонарушения» [18].

В доктрине права также сформировалось несколько подходов к определению данного понятия.

Например, Л. Л. Попов, Ю. И. Мигачев, С. В. Тихомиров определяют состав административного правонарушения единство установленных КоАП РФ объективных и субъективных признаков, которые характеризуют определенное деяние в качестве административного правонарушения [13, с. 163].

Однако, по-нашему мнению, данное определение не совсем точно раскрывает сущность состава правонарушения, поскольку оно включает в себя также объект и субъект преступления, которые не относятся ни к объективным, ни к субъективным признакам, то есть данные элементы имеют самостоятельный характер. Данное же определение не закрепляет их в качестве элементов административного правонарушения.

Д.Н. Бахрах под составом правонарушения понимает установленную правом совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением [3, с. 531-532].