Файл: Реферат Тема Право и мораль Выполнила Студентка Кочергина Елена Викторовна.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Третий подход: социологические школы, которые совместно с антропологическими составляют эмпирическое направление в философии морали. Суть этой школы: мораль возникла в человеческом общежитии, как закон жизни социума. Природа морали социальна - это их исходная посылка. Но имеются разные вариации. Концепция общественного договора: мораль - есть некий сговор между людьми. Эта идея зародилась еще в древности - у софистов старших проходила идея «законы по установлению», Сократ, Эпикур). В новое время эти проблемы получили несколько иное звучание: мораль - это выражение всеобщей воли, способ объединения индивидов. Нравственные обязанности личности расценивались, как общественно-политические обязанности (Гоббс).

Теория разумного эгоизма: обоснование зависимости человека от среды (Гельвеций). Нравственные представления человека - результат воздействия среды, общественно-государственного устройства.

Дюркгейм и вовсе считал, что мораль является функцией складывающихся на данный момент социальных связей. «Мораль является то, что соответствует потребностям общественного развития» На тех же позициях стоял и Конт: «Нравственным человек становится тогда, когда он способен выполнять с пользой общественную функцию». Именно такой метод хорошо усвоил В.И. Ленин: нравственность - это то, что способствуют развитию общества и коммунизму. В результате именно такой подход долгое время господствовал в отечественной философии морали, который был сформулирован в работе Вернадского: мораль - это способ социальной регуляции поведения человека. Все это четко согласовывалось с марксистскими принципами. В советском обществе мораль была поставлена на службу политическому режиму (Л.Д. Троцкий «Их мораль и наша»).

Еще одной важной проблемой философии морали является вопрос «Когда возникла мораль?». В отечественной науке господствовала точка зрения, что мораль возникла вместе с возникновением общества для регуляции взаимоотношений между людьми (Семенов «Социальная философия: как возникла мораль»).

Второй подход к решению этой проблемы: мораль возникла позже, чем общество, лишь, когда началась социальная дифференциация, отчуждение в родовой деятельности (возрастные функции).

Морали предшествует обычай. Обычай - это правило, при этом невозможно раздвоение личности, когда это становится, возможным появляется и мораль. Через разделение должного и сущего возникла мораль.


Мораль - это механизм, который пытается вернуть единение людей. В этом вкратце заключается суть второго подхода к решению проблемы возникновения морали.
В последнее время (последнее десятилетие) возник ряд новых проблем в философии морали связанных с глобальными мировыми изменениями.

На современном этапе философская наука трактует мораль, как одну из форм объективизированной духовной жизни, которая регулирует чисто личностные отношения между людьми, а также отношения человека, личности и той исторической общности, представителем которой он является (семья, трудовой коллектив, нация, народ, социальная группа и т.д.).

Мораль является совокупностью норм, и регулирует межличностные отношения и отношения личности к обществу. Над нормами стоят нравственные принципы, нормы и определяются нравственными принципами.

Действия нравственных норм определяются не силой принуждения, но силой общественного мнения. Принципы и нормы нравственности поддерживаются общественным мнением путем нравственного осуждения, но это далеко не везде и не всегда. Поэтому разделяют мораль и нравственность с одной стороны и нормы нравственной жизни, нравы - с другой (существующие человеческие нравы, которые могут совпадать с моральными нормами, а могут и не совпадать).

Условием нравственного поведения является ответственность. Мораль может быть только там, где на человеке есть ответственность. Но на человека нельзя возлагать ответственность за жестко детерминированные (вынужденные) поступки, если они определяются объективным законом, необходимостью. Ответственность имеет своим условием свободу человека (свободу его воли, свободу выбора) и здесь возникает мораль.

Мораль - это культурное явление, а не природное связанное с объективными законами.

Нравы - это реальные отношения, от этого надо отличать мораль, как осознание этих отношений. Такое осознание лежит вне общественного сознания. Нравственные понятия и категории (добра и зла, долга и совести, чести) - первый элемент морали. [3] Второй элемент - нравственные принципы, которые определяют нормы нравственного поведения. И здесь в современной философской мысли выделяется два подхода, один из которых уже, правда заметно устарел.

1. Нравственность - есть выражение классового интереса (нравственно все, что отвечает интересам данного класса. Лучшая нравственность - нравственность передового класса.

2. Мораль - есть выражение общечеловеческого, общечеловеческих ценностей (традиция Канта).



К сфере морального сознания относятся и концепции морали (природа морали, значение морали, формы морали, исторические этапы ее развития, нравственное воспитание).

Значимость морали, ее значение так оценивается на современном этапе. В первую очередь современная философская наука предполагает оценку значения не просто морали, а моральных комплексов норм. Это связано с тем, что за последние два столетия у человечества сложилось мнение, что высшей формой отношения человека к действительности, миру должна быть наука, но в последнее время формируется более трезвый взгляд на науку, она не может быть верховной ценностью человечества (так как оно не является моральной, ведь ученый не берет ответственность на себя за свою деятельность, ученым не важно средство, как достигнуть своей цели - решить научную проблему). Поэтому верховной ценностью должна выть не объективная истинность (наука), как таковая, а нравственность - человеческое в человеке.

В современном мире главной ценностью должны быть нравственные нормы отношения и к человеку и к природе - в этом суть современного взгляда на проблему морали.

Нравственность сегодня оказывается высшей ценностью человеческой жизни. Поэтому сейчас, в известной степени, этика является высшей формой человеческого сознания. Но надо ли считать высшей ценностью все этические системы? - наверно, нет. Высшей ценностью можно считать толь ко те, где действительно человеческое начало реализовано, а с наибольшей полнотой это реализуется в религиозной морали.

Какие же отношения регулирует нравственность? Дружба, товарищество, любовь - отношения внутри общества, не юридического порядка. Отношения между людьми разных поколений, отношения человека к родине, как социальному понятию. Где родился и вырос и чьими соками питается человек (ведь в одиночку человек не может достичь по уровню комфортности жизни того уровня, который он получает «питаясь» от общества). Поэтому всякий, кто хочет жить на этом уровне, должен иметь обязанность перед обществом, которые должны быть высшей ценностью. А нравственное регулирование должно быть высшей ценностью в отношении к социуму. Вот таким является современный подход к морали.

Структура нравственного сознания



Понятие «сознание» неоднозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется — биологическом или социальном, чувственном или рациональном, тем самым подчеркивая его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.


В более узком и специальном значении под сознанием подразумевают не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму психического отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются, прежде всего, такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, т. е. определенное отношение к содержанию того, что отражается. Развитие сознания предполагает, прежде всего, обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные «бури», заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любить и ненавидеть. Познание и творчество — это не холодно-рассудочное, а страстное искание истины.

Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие собой отношения к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроения, или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т. д.), и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.). В силу определенного отношения к объекту познания знания получают различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным ориентиром. Чувства, эмоции суть компоненты структуры сознания. Процесс познания затрагивает все стороны внутреннего мира человека — потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное отражение, так и чувства.

Сознание не ограничивается познавательными процессами, направленностью на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли. Однако сознание — это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное, сложноструктурированное целое.


В основе всех психических процессов лежит память — способность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию.

Движущей силой поведения и сознания людей является потребность — состояние неустойчивости организма как системы, его нужды в чем-то. Такое состояние вызывает влечение, поисковую активность, волевое усилие. Когда потребность находит свой предмет, то влечение переходит в хотение, желание. Воля — это факт сознания, его практическое обнаружение. Воля — это не только умение хотеть, желать, это психический процесс, выражающийся в действиях, направленных на удовлетворение потребности. Качественные сдвиги в характере потребностей — это основные вехи в эволюции психики от ее элементарных форм до высшего уровня сознания. Для регуляции поведения у животных нет никаких оснований, кроме биологической полезности. У человека возникают социально обусловленные потребности и запросы к жизни и совершенно новые идеальные побудительные силы — жажда познания истины, чувство прекрасного, моральное наслаждение, стремление совершить подвиг во имя блага народа, человечества и др. Причина поступка лежит в потребностях людей. Цель есть отраженная в сознании потребность. Но потребность — это не конечная, а производная причина человеческих поступков. В возникновении потребностей, стремлений и желаний определяющую роль играет внешний мир. Он обусловливает поведение людей не только непосредственно, но и опосредованно — через сложную сеть прошлых поступков, мыслей, чувств, и не только своих, но и других людей.

Человеческие чувства — это факт сознания, отражение мира и выражение отношения человека к удовлетворению или неудовлетворению его потребностей, интересов, соответствия или несоответствия чего-либо его представлениям и понятиям. Ничто в нашем сознании не совершается вне эмоциональной окраски, имеющей громадный жизненный смысл. Эмоциональный стимул заставляет организовывать наши мысли и действия для достижения определенной цели.

Исторические типы возникновения морали



В истории философии можно выделить четыре крупных этапа:

- античный период

- средневековый (включая христианскую философию)

- период просвещения

- современный период

В ходе этих периодов истории сформировалось две полярные позиции в понимании и осмыслении природы морали и ее предназначения.

Первая позиция: ее окончательно сформулировал и обосновал Кант. Основное ее содержание состоит в следующем: философия морали и ее изучение не может исходить из реальных фактов, так как ее задача не в том, чтобы анализировать реальные мотивы поведения людей, а в том, чтобы открывать подлинные моральные принципы, которые даны нам должным путем (априоры) - «Ты можешь, потому что ты должен» - вот, в чем логика морали по Канту. Чтобы понять суть морали, не надо изучать реальное поведение, а изучать то, что необходимо делать. В этой позиции категория «долженствования» главенствует над категорией «бытия» сущего. Должное первично. Вслед за Кантом, этой же позиции придерживаются неокантианцы: Крои, Трубецкой, Фурье и др.