Файл: Фразеологизмы в 6 задании.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3) Через два дня они скажут на экзамене всё точно по учебнику и Анна Богумиловна поставит им всем пятёрки.

4) На белом утратившем упругость лице постоянно жила насмешка над судьбой.

5) В конце аллеи угадывался провал и оттуда иногда доносился низкий рёв парохода.

Вариант 2

1) На срочно созванное собрание были приглашены преподаватели и аспиранты и студенты старших курсов.

2) Пышные сильно вьющиеся волосы увенчивали голову Спартака Петровича пружинистым шаром и говорили о телесной крепости.

3) Василий Степанович разложил на койке и стульях стенограмму августовской сессии и журналы со статьями академиков Лысенко и Рядно и довольно ловко принялся монтировать общую часть.

4) Шаги этого задумчивого человека были неторопливы и тем не менее он догнал и оставил за собой двух странных пожилых бегунов – мужчину и женщину.

5) У академика были крупные вылезающие вперед желтоватые зубы и он время от времени натягивал на них непослушную верхнюю губу.

Вариант 3

1) Последнее ласковое утро уходящего лета тихо и безмятежно играло солнечными пятнами и тенями.

2) Человек в ковбойке никогда не пробовал примерить эту мысль к себе но поговорить с хорошим собеседником на тему о спящих в нас загадках был готов всегда.

3) Этот Торквемада тоже фанатик и начитан и под его влиянием находятся кардиналы.

4) Бегун пересек аллею и рухнул в провал сбежал по страшной крутизне на самое дно и его фигура замелькала среди сосен.

5) Он не спеша зашагал по аллее свернул к знакомому розовевшему вдали институтскому корпусу.

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

Вариант 1. Город Алагир

(1)Алагир - город в Северной Осетии, расположенный на правом берегу реки Ардон, - основан в 1850 году. (2)Площадь этого населённого пункта - 27 кв.км. (3)Несмотря на небольшие размеры, город представляет определённый туристический интерес. (4)В центре Алагира сохранилась крепостная стена с башнями и бойницами. (5)Главная достопримечательность города - Свято-Вознесенский православный собор - один из старейших действующих храмов Северной Осетии. (6)Внутренняя роспись стен и потолков выполнена Костой Хетагуровым - не только художником, но и основателем осетинской литературы. (7)На окраине города — бальнеологический курорт с источниками сульфидно-сульфатно-магниево-кальциевых вод. (8)В восьми километрах от Алагира можно увидеть памятник Уастырджи - покровителю путников и воинов. (9)Фигура старца на белом коне массой 28 тонн кажется вырезанной из скалы - на самом деле она отлита из алюминия и прикреплена к скале плащом всадника.


Вариант 2. Цейское ущелье

(1)"Лучше гор могут быть только горы, на которых никто не бывал", - пел Владимир Высоцкий в фильме "Вертикаль".(2)Чтобы убедиться в этом, отправимся в Цейское ущелье - продольную долину, окружённую двумя горными хребтами. (3)Основные достопримечательности Цея - быстрые горные реки, густые леса, альпийские луга и высокие вершины, уходящие в облака. (4)Самая высокая точка - пик горы Уилпата высотой 4694 м. (5)Чтобы подняться к Сказскому леднику, можно воспользоваться канатной дорогой, находящейся на территории горнолыжного комплекса. 6)Пятнадцать минут тишины и потрясающих видов - и вы у цели! (7)От верхней точки канатной дороги - Зелёного холма - к подножью ледника желающие отправляются пешком. (8)800 метров по нахоженной туристами тропе, идущей вдоль реки Сказдон, - и вы сможете прикоснуться к «языку» ледника.(9)Высокогорье - это совсем другой мир, манящий и неприступный. (10)Экскурсия в Цейское ущелье – увлекательная поездка в одно из красивейших мест Северной Осетии, которая позволит насладиться потрясающими природными пейзажами, чистым воздухом и зарядиться энергией гор.

Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

Вариант 1. Творчество В. П. Астафьева

(1)Есть на карте нашей Родины маленькие населённые пункты, известные всей стране: Михайловское, Большое Болдино, Спасское-Лутовиново, Константиново и другие. (2)Эти места дороги людям как память о писателях: А. С. Пушкине, И. С. Тургеневе, С. А. Есенине. (3)Сегодня мы совершим путешествие в Овсянку - небольшое село в Красноярском крае: здесь в 1924 году родился сибирский писатель В. П. Астафьев. (4)Сначала вспомним самые известные его произведения: повести "Последний поклон", "Царь-рыба", "Печальный детектив" и другие. (5)Большое место в творческом наследии писателя-фронтовика занимает военная тематика: в повестях "Где-то гремит война", "Пастух и пастушка", неоконченном романе "Прокляты и убиты" предельно натуралистично показаны боевые действия, а также взаимоотношения людей во время войны. (6)Многие произведения Астафьева входят в школьную программу по литературе: в 5-м классе дети знакомятся с рассказом "Васюткино озеро", где писатель обращается к теме взаимоотношений человека и природы, силы духа; в более старшем возрасте школьники знакомятся с главами из "Последнего поклона" - "Конь с розовой гривой" и "Фотография, на которой меня нет".

Вариант 2. Астафьевский мемориальный комплекс в Овсянке


(1)Наша экскурсия начнётся со смотровой площадки "Царь-рыба", откуда открываются великолепные виды: катит свои незамерзающие воды могучий Енисей, возвышаются над ним крутые скалы, далеко внизу разбросаны пятнышки деревенек (2)Одна из них - Овсянка. (3) Именно это место описал Астафьев в рассказе "Приворотное зелье" (главе из повести "Последний поклон"): "Впереди открывается простор, от которого и по сей день у меня заходится сердце, хочется мне сидеть и сидеть на вершине утеса, смотреть и плакать. Пуще приворотного зелья мне эта даль и эта близь - леса, горы, перевалы, и главное - вот эта, притиснутая ими к Енисею, деревенька, издали, с высоты, такая сиротливая, такая смирная, такая заброшенная, что стоном стонать хочется от любви и жалости к ней". (4)Астафьевский мемориальный комплекс в посёлке представлен тремя зданиями: избой бабушки, где сейчас музей повести "Последний поклон", выставочным залом и домом самого писателя. (5)Во дворе этого дома между двумя кедрами, посаженными заботливыми руками хозяина, в 2004 году установлен памятник: бронзовые Виктор Петрович и его жена Мария Семёновна сидят на лавочке. (6)В самом доме сохранена скромная обстановка: в углу комнаты стоит старый телевизор, на стенах - картины и фотографии, на полу - самодельные вязаные деревенские коврики. (7)А вот на набережной Енисея всё новое: спуски к воде, скамеечки, беседка, белый речной камень.

Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

Вариант 1

(1) Усадьба бабушки писателя, где теперь размещён музей повести "Последний поклон", практически отстроена заново: старый дом, помнивший маленького Витю, пришлось снести из-за ветхости. (2)На его месте воссоздана точная копия, в которой бережно сохранены мельчайшие подробности: оконные рамы, ставни, крыльцо, расположение и обстановка комнат. (3)Во дворе по периметру расположены хозяйственные постройки: амбар, банька, стайки для скота. (4)В одном из сараев заботливо расставлены или развешаны предметы крестьянского быта и вещи, напоминающие о другой эпохе: посуда, одежда, музыкальные инструменты, старинный фотоаппарат, деревянные детские игрушки.(5)Под большим навесом хранится разнообразный инвентарь: старые плуги, конская упряжь, сети, прялки, грабли, лопаты, дрова, сложенные в аккуратную поленницу. (6)В усадьбе, круглогодично принимающей гостей  со всей страны, жизнь идёт своим чередом: зимой топят печь и заваривают чай из пахучих сибирских трав, весной засаживают огород, летом выращивают цветы, осенью собирают урожай. (7)Уже будучи автором известных произведений, Астафьев создал поэтичную "Оду русскому огороду", где описал своё детство в доме бабушки и этот маленький  клочок земли, с которого кормилась большая семья: "Если  крестьянская изба напоминала ликом  хозяина, то огород всегда  по хозяйке, по характеру ее и сноровке. Вроде бы  вот они рядом, огороды, земля одинаковая, солнце одно и то  же греет,  дожди одни и те же на гряды  с неба брызжут, воду на поливку  из той же  реки на коромыслах носят  - ан фасон и урожай огородов разный, значит, и ход жизни в двух семьях несхожий".

Вариант 2

1)Поднимаемся на крыльцо и входим в просторную избу: в углу, у входа, прячется за ситцевой занавеской умывальник, кухня приветливо встречает гостей, треть площади занимает большая выбеленная печь. (2) Зимой печь топили каждый день: надо было готовить еду, обогревать комнаты. (3)Рядом с печкой необходимый инвентарь: чугуны, кочерга, лопата, ухваты. (4)Обстановка комнат незамысловата: на подоконниках - горшки с цветущей геранью, в красном углу - иконы, лампада, вышитые полотенца, в комнате бабушки стоит прялка, у стены - кровать под лоскутным покрывалом.(5)В доме собраны все его обитатели-манекены: у печки сидит дед Илья Евграфович, бабушка шьет на машинке, на полу играют Витька с братом Алешкой. (6) Бабушка была главным человеком в жизни рано осиротевшего Вити. (7)Повесть "Последний поклон" - это книга-воспоминание, книга-признание, в которой автор не устаёт благодарить Катерину Петровну за всё, что она для него сделала: “Всегда слышала меня бабушка. Всегда приходила ко мне в нужную и трудную минуту. Всегда спасала меня, облегчала мои боли и беды”.

Задание ЕГЭ на безударные гласные: в чём его сложность?


1. Корни, где чередование зависит от ударения: ГАР//ГОР, КЛАН//КЛОН, ТВАР//ТВОР, ЗАР//ЗОР, ПЛАВ//ПЛОВ

2. Корни, где чередование зависит от последующей согласной: ЛАГ//ЛОЖ, СКАК//СКОЧ, РАСТ//РАЩ//РОС

3. Корни, где чередование зависит от наличия или отсутствия суффикса А (самая объёмная) группа: КАС//КОС, МИР//МЕР, БИР//БЕР, ПИР//ПЕР, ТИР//ТЕР, ДИР//ДЕР, СТИЛ//СТЕЛ, БЛИСТ//БЛЕСТ, ЖИГ//ЖЕГ, ЧИТ//ЧЕТ

4. Корни, где чередование зависит от лексического значения: МАК//МОК, РАВН//РОВН

5. Отдельной группой выделяю чередования ИМ(ИН)//А(Я) - например, понИМать/понЯть, начИНать/начАть. Такого рода слова часто встречаются в 9 задании, и ученики, не знакомые с 5 группой (а о ней что-нибудь есть в школьных учебниках?), пытаются проверить ударением правописание гласной И - зажИмать - зажИм, снИмать - снИмок (да что там про снИмок говорить, некоторые и зАрю пытаются проверить словом зОри, и загОрать - словом загАр, хотя про ЗАР//ЗОР и ГАР//ГОР что-то слышали).

Вторая сложность в том, что многие корни с чередованием имеют корни-омонимы, которые выглядят точно так же, но имеют другое значение. Свеженький пример: пришёл вчера новый ученик и в качестве ряда, где во всех словах пропущена чередующаяся гласная
, выбрал ПЕРЕК...СИЛО (крышу), Г...РИСТЫЙ, ПРИМ...РЯТЬ (платье). Чтобы этого не произошло, необходимо проговаривать значение коней с чередующимися гласными, например:

корень ГОР//ГАР близок по значению к "горячему", "горящему", значит, в словах г...ристый (гОры), г...ревать (гОре) гласная не чередующаяся, а проверяемая;

корень КОС//КАС имеет значение "дотрагиваться до чего-то", следовательно, слова перек...сило (крышу), сенок...силка, (длинная) к...са к чередованию отношения не имеют;

самая большая путаница в головах школьников, на мой взгляд, связана с корнем МИР//МЕР, поскольку он имеет сразу два омонима МИР (приМИРять врагов, сМИРиться с обстоятельствами) и МЕР (приМЕРять платье). Сам же корень МИР//МЕР не связан ни с миром, ни с примеркой: его значение - "неподвижность, статичность" (заМИРать/заМЕРеть, уМИРать/ уМЕРеть).

Простой способ убедиться, что перед нами именно чередование, - подобрать пару к слову: предпринИМатель - предпринЯть, кАсаться - кОснуться. Если ученик воспользуется этим способом, он увидит, что в однокоренных словах к слову Р...СИСТЫЙ (росы, росинка) нигде не появляется буква А, значит, в этом слове нет чередующейся гласной.

9-е задание ЕГЭ по русскому языку 2021 (изменённое)


Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится непроверяемая безударная гласная корня.

1) почитатель, артиллерия, пьедестал

2) плакучая (ива), затаился, притерпеться

3) компания, стабильный, озорничать

4) вермишелевый, утрамбовать, ностальгия

5) выстроились, сокращение, очертания

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня.

1) остекленевший, согласиться, озариться

2) неумолимый, удивительный, священник

3) полновесный, стажироваться, метаться

4) разминаться, вымазанный, скрепить

5) значительный, косичка, обнимать

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится чередующаяся гласная корня.

1) внимательный, загорелый, зажигалка

2) начинающий, отраслевой, умирающий

3) примирить (врагов), сплавляться, заблестеть

4) постелить, проклинать, вычитание

5) несгораемый, неприкасаемый, претворить (в жизнь)

Текст для закрепления орфограммы Н/НН в различных частях речи


Ветре…о и пусты…о. Сквозь рва…ые утре…ие облака солнце изредка освещает конопля…ик. Излома…ые тени от листве…иц как-то стра...о и...пятнали песча…ую дорожку. (Не)езже…ая колея через оси…ик пр…вела нас в запута…ую чащу. Здесь всё приглушё…о и таинстве…о. Ветви деревьев сплете…ы так густо что ни солнечный луч ни ветер-пута…ик совсем не проникают сюда. Вокруг навале…о множество высохших бе...жизне…ых стволов. Я снял плетё…ую из ивовых ветвей сумку заряже…ое ружьё и стал взволнова…о всматриваться в пр…чудливые очертания камыша. Вдруг (с)боку завозилась испуга…о какая-то птица. Я выстрелил почти (на)угад. Ране…ая утка тяжело взлетела и тут же шлёпнулась в воду. Вооружё…ый дли…ой палкой я влез в озеро. Однако ране…ая в крыло утка беше…о рванулась в сторону. Пр…следовать её было бе…полезно.