Файл: ташкентского государственный педагогический университет имени низами узбекскобелорусского совместного факультета инновационная педагогика направления образования "логопедия".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ТАШКЕНТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ НИЗАМИ»

УЗБЕКСКО-БЕЛОРУССКОГО СОВМЕСТНОГО ФАКУЛЬТЕТА

«ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА» НАПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ "ЛОГОПЕДИЯ"
№_________

“Утверждаю”

Декан узбекско - белорусского
совместного факультета

___________ О.Ш.Исмаилов

“_____” ____________ 2022 г.
Курсовая работа
Тема: ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ


Выполнила: студентка 4 курса 285219 группы специальности «Логопедия»

дневной формы получения образования ФИ




Допущена к защите

Заведующей кафедрой логопедии

_______________ Н.З.Абидова

Протокол ___от _______2022 г.


Научный руководитель- преподаватель _________________С.Б.Заирова



Защищена _________2022 г.

с отметкой «____________»

Ташкент 2022

Оглавление


Курсовая работа 1

Введение 3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6

1.1 Развитие фонематических процессов в онтогенезе 6

1.2 Особенности фонематического анализа и синтеза у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 10

ГЛАВА 2. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 14

2.1 Методические рекомендации по формированию фонематического анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с ОНР 14

2.2 Комплекс игр и упражнений по формированию фонематического анлиза и синтеза у детей с ОНР 23

Заключение 26

Список использованных источников 27

Введение 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 5

1.1 Развитие фонематических процессов в онтогенезе 5

1.2 Особенности фонематического анализа и синтеза у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 9

ГЛАВА 2. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 17


2.1 Методические рекомендации по формированию фонематического анализа и синтеза у детей среднего дошкольного возраста с ОНР 17

2.2 Комплекс игр и упражнений по формированию фонематического анализа и синтеза у детей среднего дошкольного возраста с ОНР 26

Заключение 30

Список использованных источников 31

Введение


Актуальность темы. Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является общее недоразвитие речи, которое характеризуется различными сложными речевыми расстройствами, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой и смысловой стороны при нормальном слухе и интеллекте эта речевая патология рассматривается как.

Тщательное логопедическое обследование и наблюдение выявляют у них ряд специфических нарушений: позднее начало речи, речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена; экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, речь детей с общем недоразвитием речи малопонятна.

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование фонематического восприятия. Несформированность фонематического восприятия негативно влияет на формирование звукопроизношения: для детей характерно употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата.

Фонематическое восприятие является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. При планомерной работе по развитию фонематического восприятия дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п.

Кроме того, без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление фонематических процессов, формирующихся на его основе: формирование полноценных фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети не овладевают грамотным чтением и письмом.

Следовательно, повышение эффективности коррекционной логопедической работы по формированию фонематических процессов у дошкольников с диагнозом общее недоразвитие речи является на данный момент одной из актуальных проблем логопедии.


Объект исследования: коррекционная работа по формированию фонематических процессов у детей среднего дошкольного возраста с ОНР.

Предмет исследования: комплекс игр и упражнений по формированию фонематического анализа и синтеза у детей среднего дошкольного возраста с ОНР;

Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс игр и упражнений по формированию фонематического анализа и синтеза у детей среднего дошкольного возраста с ОНР.

Задачи

1. Рассмотрение научно-методической литературы по вопросам изучения фонематических процессов у детей среднего дошкольного возраста с ОНР;

2. Планирование комплекса игр и упражнений по формированию фонематического анализа и синтеза у детей среднего дошкольного возраста с ОНР.

Методы исследования:

метод сравнительного анализа

Теоретико-методологическую основу исследования составили исследования отечественных и зарубежных психологов: Агранович З.Е., Л.С. Выготского, Н. С. Жукова, Т. А. Ткаченко, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Д.И. Мещерякова, Т. Б. Филичева, Н. В. Щерба, И.А. Соколянского, Ф.И. Фрадкиной, Д.Б. Эльконина, Ш. Бюллера, В. Келера. [18, 29]

Курсова работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

1.1 Развитие фонематических процессов в онтогенезе


Фонематическая система является основой устной и письменной речи и включает в себя фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и синтез.
Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция нарушенного произношения  может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.

Фонематическая система является основой устной и письменной речи и включает в себя фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и синтез.

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция нарушенного произношения  может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия. Бесспорна взаимосвязь фонематического анализа и синтеза не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию данных функций дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении, что так важно при формировании навыков чтения, письма и дальнейшего обучения.


Овладеть фонематическим анализом – значит научиться определять последовательность, порядковое место и количество звуков в словах, различать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие  звуки, ориентироваться в слоговой структуре слова. Умение анализировать слова формируется у детей благодаря многочисленным упражнениям, которым предшествует работа по развитию фонематического слуха, усвоению понятий «звук», «буква», «слог», «слово».

Деление слов на слоги и разложение слога не составляющие его фонемы представляет собой сложную психическую деятельность. Особо трудна эта деятельность для детей с речевой патологией. У таких детей слабо сформирована «языковая рефлексия», т.е осознание языковых единиц как знаков.

С учётом рекомендаций Р.И.Лалаевой, Т.Б.Филичевой была разработана система логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза. [19, 29]

Фонематическое восприятие – это способность воспринимать и различать звуки речи.

1. Фонема возникает в связи со становлением слова. Фонема включает в себя ряд фонетических представлений и, конкретизируясь в процессе речи, является представлением, образом.

2. Различительная функция фонемы.

Фонема-звук, различающий значения слов. Психологическая особенность различения значений с особой чёткостью обнаруживается в момент образования фонемы. Возникновение фонем связано с развитием способности различения значения; она рождается в процессе развития этой способности, является своеобразным вестником этого явления.

3. Константность фонемы.

Благодаря ей, мы разное "к" в словах "кот", "кат" воспринимаем как одинаковое "к".

4. Произвольность или преднамеренность фонемы.

Фонема-звук, произвольно или преднамеренно произносимый. Произвольность фонемы чётко выявляется в момент её возникновения. В период до-фонемной речи ребёнок произносит звуки непроизвольно, они сопровождают артикуляцию.

Н.Х. Швачкин составил общую схему фонематического развития. На первой стадии ребенок овладевает различением гласных:

  • А в отличие от других гласных

  • противопоставление по ряду И-У, Э-О, И-О, Э-У

  • противопоставление гласных среднего и верхнего подъема И-Э, У-О.

На второй стадии учится определять наличие или отсутствие согласных в слове, затем овладевает умением различать согласные:

  • различение сонорных– шумных

  • различение твердых – мягких

  • различение сонорных между собой

  • различение губных и язычных

  • различение взрывных и щелевых

  • различение переднеязычных и заднеязычных

  • различение глухих и звонких согласных

  • различение шипящих и свистящих

  • различение плавных и йот.


На основе данных Р.Е. Левиной [18] можно выделить несколько этапов усвоения фонематической системы языка в онтогенезе.

1. Дофонематический (доязыковой) этап.

От рождения до шести месяцев.

Отсутствует дифференциация звуков речи на слух. Слово воспринимается глобально и опознается по общему звуковому "облику" с опорой на просодические особенности (интонационно-ритмические характеристики). Понимание речи не развито.

  1. Фонематический (языковой) этап.

  • Начальный этап.

От шести месяцев до двух лет.

Дифференцируются контрастные фонемы. Активно развивается понимание. Критика к своей и чужой речи снижена. Правильное и неправильное произношение не различаются. Звук произносительная сторона речи искажена.

  • От двух до четырех лет.

На протяжении от двух до трех лет совершенствуются реакции ребенка на неречевые и речевые звуки. Различает звуки в соответствии с их фонематическими признаками. Сенсорные эталоны фонематического восприятия еще не стабильны. Замечет различие между правильным и неправильным произношением. Звукопроизношение несовершенно.

  • К возрасту четырех лет.

В норме фонематическое восприятие и представления сформированы. Формируется критика к собственной речи. Ребенок различает на слух все фонемы языка. Правильно произносится большинство фонем.

  • К пяти годам.

Завершается процесс спонтанного фонематического развития. Сформированы дифференцированные образы слов и отдельных звуков. Ребенок не только слышит, но и правильно произносит все звуки родного языка.

  • Заключительный этап.

К шести – семи годам наступает осознание звуковой стороны слова.

Опираясь на данные А.И. Гвоздева, Н.Х. Швачкина, Левиной Р.Е. и других исследователей детской речи, можно констатировать, что к четырехлетнему возрасту формирование фонематического восприятия ребёнка с нормальным интеллектом в основном заканчивается, что в этом возрасте он различает на слух все фонематические тонкости речи окружающих его взрослых.[18]

Осознание различительной функции фонем начинается в дошкольном возрасте. Это проявляется у ребёнка в намеренных упражнениях в усвоении звуков, в стремлении исправить ошибки в произношении других.

В возрасте 5 лет у детей уже довольно высокий уровень фонематического развития; они правильно произносят звуки родного языка. У них формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Всё это составляет основу для овладения звуковым анализом и синтезом.