Файл: Контрольная работа по курсу Отечественная история" на тему "Восточный вопрос" во внешней политике России хiх в.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
События середины 80-х годов со всей отчетливостью показали, что в рамках Восточного вопроса сформировался новый узел межбалканских противоречий. Не будучи прямо связанным с дележом турецкого наследства, этот источник противоречий превратил Балканы в постоянный очаг конфликтов, которые привели и к возникновению Первой мировой войны.
После Великого кризиса 1875-1878 гг. в Восточном вопросе наблюдалась своеобразная историческая пауза. На первый взгляд, его накал несколько снизился. И все же борьба за финансово-экономический контроль над Османской империей не прекращалась. Результатом стала финансовая зависимость Порты, раздел территории империи на железнодорожные, горнодобывающие концессии Англии, Франции, Германии и Австро-Венгрии. Активность России в восточных делах после Берлинского конгресса упала: сказывались внутренние проблемы и стремление сохранить достигнутые позиции на Балканах за счет компромисса с Австро-Венгрией и Германией.
В 1885 г. царская дипломатия потерпела неудачу, предложив созвать международную конференцию для обсуждения событий в Болгарии, приведших к воссоединению с ней Восточной Румелии. Инициативу перехватила Англия. Пользуясь своим влиянием на султана Абдул-Хамида II, она убедила его не вводить турецкие войска в Румелию и подписать с болгарским князем Александром Баттенбергом соглашение, по которому Порта фактически признала объединение Болгарии. Александр Баттенберг и сменивший его в августе 1886 г. Фердинанд Кобургский ориентировались на Австро-Венгрию и Германию. Российские власти болезненно восприняли утрату контроля над Болгарией.
В 80-е годы XIX в. осуществлялось расширение сферы британской экспансии на Ближнем Востоке, в частности в Египте, в отношении которого официальный Лондон предпочитал действовать самостоятельно, отвергая предложения французов о совместных акциях. Воспользовавшись беспорядками в Египте, в июне 1882 г. британское правительство направило к его берегам военную эскадру, парламент выделил 2 млн. ф. ст. на нужды экспедиции. К середине сентября 1882 г., сломив сопротивление египетских войск, англичане заняли Суэц, Каир и Александрию. Протесты Порты (формального сюзерена Египта) и Франции были отклонены. Британские представители заверяли, что оккупация носит временный характер и по мере стабилизации войска покинут страну. По сути, однако, Египет оказался под протекторатом Англии. Таким образом подтвердился переход Британии от установок на сохранение целостности Османской империи к ее фактическому расчленению. Кроме того захват Англией Египта побудил Константинополь перестраиваться с "лондонской волны на берлинскую".
Французские правящие круги, в свою очередь, вели активную финансово-экономическую и политическую борьбу за обладание Тунисом, номинально считавшимся частью Османской империи. Под предлогом "безопасности Алжира" правительство Ж.Ферри угрозой силы заставило туниского бея сначала подписать Бордосский договор о праве Франции держать свои войска в Тунисе, а в 1883 г. признать французский протекторат. Этот успех Франции обострил ревностное отношение итальянских властей и подтолкнул их к союзу с Германией и Австро-Венгрией, известному как Тройственный союз. Вообще, политика итальянского королевства в Восточном вопросе имела локальный характер и определялась попытками получить часть османских владений в Ливии или на Ближнем Востоке.
Важным фактором, обострившим соперничество европейских держав в Османской империи, стала нарастающая активность Германии. Оживилась деятельность во владениях Порты Немецкого и других банков. Военные и финансово-экономические контакты с турками дополнялись визитами германских коронованных особ. Первый - Вильгельма II - состоялся в ноябре 1889 г. Он подготовил заключение 26 августа 1890 г. договора между Османской империей и Германией о дружбе, торговле и судоходстве. Одновременно Бисмарк и его преемники уверяли Европу в "нежелании иметь преимущественные перед другими державами интересы в Турции" и выступали в пользу "целостности и единства Порты", на что ссылался Абдул-Хамид II, оправдывая нарастающий диалог с Берлином. Немцы успешно проводили политику мирного проникновения в Османскую империю. Преодолевая сопротивление России и Франции, германское Оттоманское общество железных дорог в феврале 1893 г. приобрело концессию на строительство в Анатолии железных дорог длиной свыше 1 тыс. км.
В середине 90-х годов (1894-1897 гг.) державы попытались использовать армянский вопрос для дальнейшего наступления на Турцию. Особенно усердствовала британская дипломатия. Ссылаясь на ст.61 Берлинского трактата, Англия предложила правительствам Франции, России и Германии потребовать от султана проведения реформ в армянских областях. Царские власти и их французский союзник согласились с этим предложением. Германское правительство уклонилось от переговоров с Лондоном, фактически поддержав турецкого султана. Ситуация осложнилась восстанием греков на острове Крит и начавшейся в апреле 1897 г. греко-турецкой войной. Германия и в этом случае встала на турецкую сторону. Англия, Франция и Россия все же добились заключения перемирия, а затем и мира.
Крит получил широкую автономию, а греческий принц Георг был назначен туда комиссаром с мандатом от Англии, Франции, России и Италии.
В конце XIX в. и в начале ХХ в. планы германского руководства на Востоке приобретали все более широкомасштабный характер. При поддержке банков и монополий кайзеровская дипломатия в серии переговоров и в ходе очередного визита Вильгельма II в Османскую империю добивалась расширения экономических привилегий. 5 марта 1903 г. в Стамбуле был подписан окончательный концессиональный договор на 99 лет о строительстве 2800 км. Багдадской железной дороги на выгодных для немецкого капитала условиях. Это была большая победа германской дипломатии. Предложение Англии (план лорда Ленсдауна) о разделе Багдадской магистрали на четыре секции с передачей строительства каждой из них под контроль одной из великих держав не получил поддержки в Париже и Петербурге, а главное в Берлине. Царскому правительству турки пообещали предоставить концессию на части территории Малой Азии, прилегающей к Черному морю.
В условиях нарастающего антагонизма с Германией английские и французские политики предпочли урегулировать свои разногласия в отношении Порты. После интенсивных переговоров стороны подписали 8 апреля 1904 г. соглашение ("сердечное согласие"). Оно было направлено на закрепление британского контроля над Египтом и французского над Марокко.
На рубеже веков Россия и Австрия искали возможности усиления своего влияния на Балканах. Правительства обеих империй в 1903 г. договорились о совместном контроле над Македонией и о сдерживании болгарских и иных притязаний на эту область (Мюрцштегское соглашение). Россия старалась вернуть в свое лоно Болгарию, восстановив с ней в 1896 г. разорванные 10 лет назад дипломатические отношения и подписав в 1909 г. военную конвенцию против Австрии и Румынии. Однако значительная часть болгарской элиты претендовала на раздел оставшихся турецких владений на Балканах, чего конвенция не обеспечивала.
восточный вопрос российская империя
Заключение
Восточный вопрос во внешней политике России всегда имел большое значение. Россия играла роль покровителя христианских народов Османской империи. "Что касается Востока, помимо непосредственных и жизненных интересов, которые есть у нас в этом регионе, существуют еще традиции и национальные симпатии, которые небезразличны для нашей политики" - писал Горчаков в своем докладе Александру II 13 (25) апреля 1859г. Но на Балканах сталкивались интересы не только России, но и других ведущих государств Европы: Англии, Франции, Австрии. Для Англии и Франции это был прежде всего вопрос о военном и торговом господстве на Средиземном море, для Австрии и России – о возможной территориальной экспансии. На протяжении полутора столетий Восточный вопрос находился в центре внимания великих держав и во многом определял характер международной жизни. По мере ослабления и распада Османской империи актуальность этой интернациональной проблемы уменьшалась. В начале XX века Турция лишилась обширных владений в Европе, Азии и Африке и в основном замкнулась в своих этнических границах. Подвластные Порте народы обрели свободу, и на обломках некогда могущественного царства возникли независимые государства. В результате международно-правового урегулирования после первой мировой войны Восточный вопрос оказался исчерпан, то есть исчезли породившие его причины и определявшие его развитие факторы.
Вместе с тем нельзя не заметить, что и в дальнейшей истории XX века регион Ближнего Востока и Балкан был и во многом продолжает оставаться в ряду самых горячих точек планеты. По всей вероятности, мы имеем дело с определенной исторической закономерностью, когда при всей видимой решенности проблемы она не исчезает бесследно, но трансформируется, наполняясь новым содержанием и приобретая новые черты.
В этом смысле Восточный вопрос породил целую череду новых конфликтов между вновь возникшими субъектами международного права, а также настоящий клубок острых противоречий межэтнического и межрелигиозного свойства внутри независимых государств - бывших владений Турции.
Кроме того, история Восточного вопроса со всей наглядностью показала, что главным фактором, определявшим развитие и основные этапы его решения, была политика великих держав, их прямое и косвенное воздействие на ход событий.
Список литературы
1. Внешняя политика России XIX и начала ХХ века. Документы Российского министерства иностранных дел. - М., 1962. - Серия 1. - Т.4.
2. Стегний П.В. Разделы Польши и дипломатия Екатерины II. 1772. 1795. - М.: Межд. отношения, 2002 - 673c.
3. Андерсон М.С. Восточный вопрос в 1774-1923 гг. – М.: Межд. отношения. Пер.А. Хромовой. – Л., 1970 – 402c/
4. Хрестоматия по истории международных отношений. Выпуск 1. Европа и Америка. - М., 1963.
5. Хрестоматия по истории международных отношений. Выпуск 2. Африка и Передняя Азия. - М., 1972.
6. Хрестоматия по новейшей истории. В 3-х Т. - М., 1960.
7. Костяшов Ю.В., Кузнецов А.А., Сергеев В.В., Чумаков А.Д. Восточный вопрос в международных отношениях во второй половине XVIII - начале ХХ вв. - Калининград, 1997.
6. Сборник договоров России с другими государствами, 1856-1917. - М., 1952. - С.181-206.
1 Стегний П.В. Разделы Польши и дипломатия Екатерины II. 1772. 1795. - М.: Межд. отношения, 2002.- С. 192.
2Андерсон М.С. Восточный вопрос в 1774-1923 гг. - М.: Межд. отношения. Пер.А. Хромовой. - Л., 1970. - С. 211.
1 Костяшов Ю.В., Кузнецов А.А., Сергеев В.В., Чумаков А.Д. Восточный вопрос в международных отношениях во второй половине XVIII - начале ХХ вв. - Калининград, 1997. - С 10.
1 Внешняя политика России XIX и начала ХХ века. Документы Российского мин. иностранных дел. - М.,1962. - С. 306.
1 Хрестоматия по истории международных отношений. Выпуск 1. Европа и Америка. - М.,1963. - С. 150.
1 Внешняя политика России XIX и начала ХХ века. Документы Российского мин. иностранных дел. - М.,1962. - С. 152.
1 Хрестоматия по истории международных отношений. Выпуск 1. Европа и Америка. - М.,1963. - С. 156.
1 Хрестоматия по истории международных отношений. Выпуск 2. Африка и Передняя Азия. - М.,1972. - С. 47.
1 Покровский М.Н. Указ. соч.С. 20-23
1 Мосс В.Е. Конец крымской войны и создание системы международных договоров 1855-1871 гг. Пер. Светлов К.Т. - М., 1968.С. 56
1 Сборник договоров России с другими государствами. 1856-1917. - М.,1952. - С. 103-107.
1 Сборник договоров России с другими государствами, 1856-1917. - М.,1952. - С. 181-206.