Файл: Таможенный менеджмент, как прикладная наука разрешает огромный ряд вопросов связанных с взаимоотношениями между личным составом таможенных органов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
предупреждения ее в дальнейшем, т.к. очень важно учитывать индивидуальные особенности каждой конкретной ситуации учитывая специфику каждого элемента структуры.

Глава II. Управление конфликтом в коллективе таможенного органа

2.1. Способы профилактики, предупреждения и стимулирование конфликтов


Одним из действенных способов предотвращений последствий от конфликтов в коллективе таможенного органа, бесспорно является предупреждение, профилактика и стимулирования избежание конфликтных ситуаций в коллективе. Для реализации названного способа необходимо определиться с чего же нужно начинать руководителю в данной ситуации.

Так, А.Ю. Адрианов и В.И. Овчинникова отмечают, что большинство конфликтных ситуаций возникают не из-за того, что люди хотят конфликтовать, а из-за особенностей человеческой психики и того негативного факта, что подавляющее большинство людей либо ничего не знает об этих особенностях, либо не может оценить их должным образом, без помощи со стороны1.

Чтобы в организации было меньше конфликтов, существуют такие методы профилактика, предупреждения и стимулирования конфликтных ситуаций как:

  • мониторинг источников и причин возникновения социально-трудовых конфликтов в коллективе;

  • формирование и внедрение программы мероприятий по профилактике и разрешению конфликтов;

  • разработка рекомендаций по устранению причин и организационных условий, способствующих возникновению конфликтов в трудовом коллективе;

  • формирование современных кадровых технологий поиска, отбора и подбора, определения профессиональной пригодности претендентов на службу в таможенных органах;

  • своевременное информирование руководства сотрудников о намечающихся организационных и кадровых нововведениях;

  • осуществление психологической помощи работникам таможенных подразделений; разработка и внедрение программы конфликтменеджмента и стрессменеджмента в кадровую политику организации1.

Таким образом, самым эффективным способами профилактики, предупреждения и стимулирования конфликтов будут те, которые будут обеспечивать осведомленность личного состава таможенного органа в том, что такое конфликты и «с чем их едят». По мнению О.Ю. Калмыковой в целях профилактики профессиональной квалификации (в том числе и по поводу конфликтов) личного состава подразделений Федеральной таможенной службы РФ необходимо разрабатывать стратегии управления конфликтами, дабы обеспечить объективно необходимую связь между руководством и персоналом таможенных органов
2. Одной из специфических функций управления в рамках кадровой политики в таможенных органах является функция управления социальной деятельностью: управление кадровой, трудовой деятельностью, социальным обеспечением и психолого-педагогической деятельностью. В рамках реализации данной функции руководству таможенных органов следует внедрять в систему управления персоналом стратегию управления конфликтами и стрессами. Управление конфликтами и стрессами в подразделениях таможенной службы - это стратегия кадровой политики, предполагающая наличие принципов, методов, позволяющих проводить диагностику и мониторинг источников и причин возникновения конфликтов и стрессов в трудовом коллективе и создавать программы, направленные на разрешение конфликтов. Управление конфликтом относиться к деятельности аппарата управления на всех уровнях таможенной службы. В качестве субъекта управления конфликтами и стрессами выступают субъекты управления персоналом: высшее руководящее звено; среднее звено руководителей (Таможенные органы); первичные коллективы; все сотрудники таможенных подразделений. Объектом управления являются все сотрудники, начиная с руководителя и заканчивая рядовыми работниками.

В области профилактики, предупреждения и стимулирования конфликтов в коллективе таможенных органов видится необходимым образования специального подразделения, ответственного за эффективность и плановость осведомления рабочего персонала и руководства отдельных таможенных органов. Также отдельной внимание следует уделить такой категории как стимулирование с помощью нормативно-правового и социального обеспечения личного состава служащих в федеральной таможенной службе РФ.

2.2. Способы разрешение конфликтов


Разрешение конфликта еще не есть его регулирования, т.к. при последнем сохраняются основные структурные элементы конфликта, но при всем этом эти категории являются соседними этапами конфликта. Разрешение конфликта – последний его этап. Во всех многообразных формах реализуются различные виды завершения конфликта: прекращение конфликта путем уничтожения одной из сторон или полного подчинения другой; преобразование обеих конфликтующих сторон в направлении согласования их интересов и позиций на новой основе; взаимного примирения противоборствующих агентов; взаимного уничтожения противоположностей. При осуществлении первой и последней из указанных возможностей завершение конфликта сопровождается обострением борьбы. При реализации других форм происходит постепенное затухание конфликта

1.

Предпосылки разрешения конфликта:

  • продолжительность конфликта, которая характеризуется тем, что элементы конфликта сторонам давно известны и сам процесс противоборства не скрывается;

  • возникновение потребности у  субъектов (сторон)  разрешить конфликт различными способами, если доступ к ним у них имеется;

  • наличие необходимого набора средств у сторон для разрешения конфликта.

Основные правила разрешения конфликта, которые имеют юридическую силу разработаны Федеральной таможенной службой РФ, которая имеет полномочия в сфере нормативно-правового регулирования в сфере регулирования деятельности таможенных органов на территории РФ. Письмо Федеральной таможенной службы РФ от 24.12.2012 № 10-95/63891 «о направлении памятки должностным лицам таможенных органов РФ» предусматривает типовые ситуации конфликта интересов на службе в таможенных органах РФ и порядок их урегулирования и разрешения1. В данном документе описываются наиболее популярные типовые конфликтные ситуации и способы их разрешения. Общей чертой всех способов разрешения опираются на своевременные обращения конфликтующей стороны к руководству за разрешением сложившейся ситуации. Данный способ характерный почти для всех конфликтных ситуации имеет ряд минусов, а именно:

  • излишняя формальность, которая скорее отпугивает личный состав от использования данного способа;

  • бумажная волокита, которая почти всегда не имеет ни какого смысла;

  • отсутствие секретности, т.к. при обращении к руководителю или в специальное подразделение, уполномоченное на разращение споров служебного характера, стороны меньше всего заинтересованы в том, чтобы их противостояния выливалось на показ;

Это лишь основные минусы законных правил разрешения конфликтов между личным составом таможенного органа. В таком случае имеет наиболее эффективными видятся выработка рекомендаций, которые давно рассматриваются в таможенном менеджменте. Эти рекомендации черпаются из общих положений менеджмента с учетом специфики устройства и организации таможенного органа.

Очень близким к истине видится система стратегий разрешения спорово выработанных Ю.Ф. Лукиным - конкуренция, уход, приспособление, сотрудничество и компромисс. Все эти стратегии обладают соответствующими способами, которые также имеют место быть и при менеджменте в области таможенного дела. Названные направления разрешения конфликта можно разделить на две группы: активные (конкуренция, сотрудничество и компромисс) и пассивные (приспособление и уход)
1. Стратегии конкуренции, сотрудничества и компромисса предусматривает активные способы разрешения конфликтов, которые как правило доступны руководству (или сторонам равного положения). Стратегии приспособления и ухода характерны отношениями, где конфликтующая сторона находится в доминирующем положении и у другой стороны не имеется выбор разрешения спора.

На основании изложенного можно утверждать, что важность нормативно-правового регулирования в сфере разрешения конфликтов и споров внутри личного состава таможенных органов должна учитывать не только типовые ситуация, основанные на должностном положении лиц, но и на стратегиях выработанных идеях ученых. Реализация таких идеи не только решит вопрос конфликтных ситуаций внутри таможенных органов, но и наглядно продемонстрирует актуальность тех знаний, которые разрабатывали многие исследователе на тему конфликтологии и менеджмента в таможенном деле.

Заключение


В заключении работы заметим, что развития менеджмента со временем приобретает особую важность, т.к. тот, кто умеет грамотно управлять коллективом заимеет успех не только на личных и имущественных, но и на общественных и политических направлениях, что положительно скажется на развитии общества в целом.

Конфликт невозможно рассматривать в отдельности от психологической составляющей данного явления и это определяет всю сущность понятия «конфликт». При всем этом существует весьма много похожих понятий, которые не стоит отождествлять с конфликтом, и к таковым относят – противоречия, противоборства и т.д. Тенденции научного развития определяют важность изучения свойств конфликта, т.к. их верно определение предопределяет возможность эффективного изучения остальных особенностей связанных с конфликтами.

Разграничение конфликтов в коллективе по видам и структуре позволяет скоординировать четкий план действий по разрешению такой проблемы как конфликт, и предупреждения ее в дальнейшем, т.к. очень важно учитывать индивидуальные особенности каждой конкретной ситуации учитывая специфику каждого элемента структуры.

В области профилактики, предупреждения и стимулирования конфликтов в коллективе таможенных органов видится необходимым образования специального подразделения, ответственного за эффективность и плановость осведомления рабочего персонала и руководства отдельных таможенных органов. Также отдельной внимание следует уделить такой категории как стимулирование с помощью нормативно-правового и социального обеспечения личного состава служащих в федеральной таможенной службе РФ.


На основании изложенного можно утверждать, что важность нормативно-правового регулирования в сфере разрешения конфликтов и споров внутри личного состава таможенных органов должна учитывать не только типовые ситуация, основанные на должностном положении лиц, но и на стратегиях выработанных идеях ученых. Реализация таких идеи не только решит вопрос конфликтных ситуаций внутри таможенных органов, но и наглядно продемонстрирует актуальность тех знаний, которые разрабатывали многие исследователе на тему конфликтологии и менеджмента в таможенном деле.

Список использованной литературы и источников


Нормативно-правовые акты


  1. Конституция Российской Федерации (Принята всенародным собранием 12.12.1993) (в ред. от 01.07.2020) // «Российская газета». 1993. № 237; СЗ РФ. 2020. №11. Ст. 1416

  2. Письмо Федеральной таможенной службы РФ от 24.12.2012 № 10-95/63891 // Доступ из справ.правовой системы «Гарант» (дата обращения: 05.03.2021)


Учебная и справочная литература

  1. Гришина Н.В. Психология конфликта 2-е изд. М.: Питер. 2016. 600 с.

  2. Кричевский Р.Л. Если вы - руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - М., Дело. 1998. 382 с.

  3. Лукин Ю.Ф. Конфликтология : управление конфликтами:: учебник для вузов — М.: Академический Проект ; Гаудеамус, 2007. — 799 с.

  4. Лопарев А. В. Конфликтология: учебник для академического бакалавриата / А. В. Лопарев, Д. Ю. Знаменский. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 290 с.

  5. Макрусев В. В. Таможенный менеджмент: Учебник / В. В. Макрусев, А. Е. Суглобов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. — 348 с.

  6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка изд.: АСТ М.: Москва. 2018. 736 с.


Статьи в научных журналах и сборниках

  1. Андрианов А. Ю., Овчинникова В. И. Причины социально-экономических конфликтов в таможенных органах и методы их преодоления // Вестник университета. № 4. 2016. С. 201-204.

  2. Басков В. П. Социальные конфликты в трудовом коллективе // Ярославский педагогический вестник. № 1 (3). 2011. С. 147-150.

  3. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. 1994. № 5. С. 142-147

  4. Калмыкова О. Ю. Управление конфликтами и стрессами в процессе государственной службы в подразделениях таможенной службы. Вестник евразийской науки. № 7 (2 (27)). 2015. С. 35.

  5. Калмыкова О. Ю. Внедрение организационного конфликтменеджмента в систему стратегического управления // Науковедение: интернет-журнал. 2014. № 5 (24). http://naukovedenie.ru/PDF/32EVN514.pdf (дата обращения: 05.03.2021).

  6. Тимохин Я. С. Психология конфликта в социуме // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2011. № 166. С. 132-136.