Файл: Кафедра эмпи курсовая работа дисциплина. Проектирование информационных систем тема разработка модели информационной системы средствами caseтехнологий Выполнил (а) студент(ка).docx
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ CASE-СРЕДСТВ
1.1. Описание анализа рынка CASE-средств
1.2. Определение критериев успешного внедрения CASE-cредств
1.3. Разработка стратегии внедрения CASE-средств
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ
2.1. Инструментальная среда AllFusion Process Modeler
Недостатки данного подхода заключаются в следующем:
-
нисходящий подход требует для своей реализации значительных людских и финансовых ресурсов;
-
в общем случае, широкомасштабный подход такого рода не позволяет пользователям достаточно быстро приступить к практическому использованию средств; -
нисходящий подход может привести к относительно серьезным изменениям существующих в организации процессов. Реализацией такого подхода труднее управлять, и, кроме того, он содержит в себе повышенный риск провала, ведущего к тому, что CASE-средства "кладутся на полку".
Нисходящий подход рекомендуется для относительно зрелых организаций с устоявшимся процессом создания и сопровождения ПО, которые стремятся вложить все необходимые ресурсы в полностью законченную работу. Чтобы повысить вероятность успеха, требуется принятие серьезных обязательств со стороны как руководства, так и потенциальных пользователей.
Восходящий подход начинается с определения некоторого средства или типа средств, которые потенциально могут помочь организации в улучшении выполнения текущей работы. Организация может затем оценить возможное воздействие средств на процесс разработки и сопровождения ПО.
Преимущества данного подхода заключаются в следующем:
-
небольшая автоматизация может быть выполнена при минимальных затратах; -
автоматизация может быть выполнена за короткий промежуток времени, позволяя быстро устранить известные недостатки в существующих процессах; -
небольшой масштаб восходящей стратегии позволяет лучше фокусировать и контролировать воздействие, оказываемое на существующие процессы.
Недостатки восходящего подхода заключаются в следующем:
-
средства, приобретаемые как результат отдельных взятых применений данного подхода, могут плохо интегрироваться между собой. Это может привести к необходимости выполнения большого объема ручной работы; -
в то время как конкретные, сравнительно небольшие проблемы решаются достаточно быстро, до решения фундаментальных проблем, связанных с широким кругом процессов разработки ПО, дело обычно не доходит [11].
Восходящий подход рекомендуется для организаций с узко специфическими потребностями в автоматизации, не нуждающихся в общем совершенствовании процессов. В некоторых случаях может оказаться не слишком практичным приступать к такому совершенствованию, не определив самые насущные потребности в автоматизации.
Наиболее рациональная стратегия может сочетать характеристики обоих подходов. Например, нисходящие методы могут использоваться для определения стандартов качества организации, потребностей в средствах и ожидаемых результатов, тогда как восходящие методы могут использоваться для оценки и выбора конкретных CASE-средств, разработки планов внедрения и контроля его результатов.
Для успешного определения и внедрения CASE-средств в работу организации необходимо определить организационные потребности. Организационные потребности следуют непосредственно из проблем организации и целей, которые она стремится достичь. Проблемы и цели могут быть связаны с управлением, производством продукции, экономикой, персоналом или технологией. Следующим этапом необходимо определить критерии успешного внедрения CASE-средств. Определяемые критерии должны позволять количественно оценивать степень удовлетворения каждой из потребностей, связанных с внедрением. Кроме того, по каждому критерию должно быть определено его конкретное оптимальное значение. Одним из заключающих этапов является разработка стратегии внедрения CASE-средства. Стратегия внедрения должна обеспечивать удовлетворение потребностей и критериев, определенных ранее.
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ
2.1. Инструментальная среда AllFusion Process Modeler
AllFusion Process Modeler является инструментом для создания моделей, позволяющих анализировать, документировать и планировать изменения сложных бизнес-процессов. AllFusion Process Modeler предлагает средство для сбора всей необходимой информации о работе предприятия и графического изображения этой информации в виде целостной и непротиворечивой модели. Он предназначен для поддержки процесса создания информационных систем. Относится к категории CASE средств верхнего уровня.
Процесс построения информационной модели в AllFusion Process Modeler состоит из следующих шагов:
-
построить контекстную диаграмму; -
провести функциональную декомпозицию; -
после каждого сеанса декомпозиции провести сеанс экспертизы.
Функциональность AllFusion Process Modeler заключается не только в рисования диаграмм, но и в проверке целостности и согласованности модели. CASE-средство обеспечивает логическую четкость в определении и описании элементов диаграмм, а также проверку целостности связей между диаграммами. Инструмент обеспечивает коррекцию наиболее часто встречающихся ошибок при моделировании, таких, как «зависание» связей при переходе от диаграммы к диаграмме, нарушение ассоциации связей в различных диаграммах модели и т.п. Кроме того, AllFusion Process Modeler поддерживает пользовательские свойства, которые применяются к элементам диаграммы для описания специфических свойств, присущих данному элементу [8, стр. 17].
AllFusion Process Modeler поддерживает три методологии моделирования:
-
функциональное моделирование (IDEF0);
-
описание бизнес-процессов (IDEF3); -
диаграммы потоков данных (DFD).
В зависимости от выбранной методологии программой автоматически подбирается нужная панель инструментов. Существует три разных панели инструментов – по числу поддерживаемых программой методологий.
2.2. Описание предметной области
Информационная система «Драматического театра имени А.С. Пушкина» предназначена для автоматизации работы аппарата управления театра. Театр занимается созданием и демонстрацией творческих представлений для посетителей. Для посещения театрального представления необходимо приобрести билет на любое из представленных театральных постановок. Выдачей билета занимается билетная касса, которая передаёт отчётную документацию в бухгалтерию.
В состав театра входит:
-
генеральный директор театра; -
администрация; -
отдел кадров; -
бухгалтерия; -
инженерный отдел; -
художественный отдел.
Администрация обеспечивает разработку и выполнение финансовых планов, направленных на достижение коллективом своих уставных целей, формирование и удовлетворение потребностей посетителей. Также осуществляет контроль за входящей корреспонденцией, либо другой документацией, которая поступает в театр. Также занимается контролем работы нижестоящих отделов и обслуживающего персонала, подписание конечных документов о выплате налогов.
Отдел кадров занимается управлением персонала в театре. Отдел кадров выполняет следующие функции:
-
введет электронную базу сотрудников туристической фирмы; -
учет личного состава; -
оформление и увольнение сотрудников; -
оформление и ведение трудовой книжки; -
работа с личными делами сотрудников;
Бухгалтерия занимается ведением и хранением документации, связанной с финансовой деятельностью театра. Помимо основного бухгалтерского учета, предоставляется поквартальная отчетность. Бухгалтерия начисляет заработную плату для каждого работника индивидуально, в зависимости от его должности и квалификации. В отдел бухгалтерии входит главный бухгалтер, бухгалтер и кассир. Главный бухгалтер ведёт финансовую отчётность театра, следит за работой бухгалтеров, контролирует выплату заработной платы. Бухгалтер занимается ведением отчётной документации по отдельным категориям, а также занимается выдачей заработных плат. Кассир занимается продажей билетов, ведением отчётной документации о полученных денежных средствах от продажи билетов.
Инженерный отдел занимается созданием чертежей под будущие декорации, расстановкой и обслуживанием светового оборудования, и проверкой работоспособности всего оборудования и реквизита, в том числе самой сцены.
Художественный отдел занимается созданием и оформлением декораций для будущей постановки, по предоставленным чертежам инженерного отдела. Также в художественный отдел входит создание самой театральной постановки, создание сценария, подбор актеров и костюмов, а также репетиция постановки.
2.3. Методология IDEF0
В методологии IDEF0 система представляется как совокупность взаимодействующих работ или функций. Функции системы анализируются независимо от объектов, которыми они оперируют. Это позволяет более четко смоделировать логику и взаимодействие процессов организации. Под моделью в методологии IDEF0 понимают описание системы, которое должно дать ответ на некоторые заранее определенные вопросы [8, стр. 34].
Первым этапом проектирования в методологии IDEF0 является создание контекстной диаграммы – общее описание системы, а также взаимодействие системы с окружающей средой (рис 1).
Рис. 1. Контекстная диаграмма ИС «Драматический театр им. А.С. Пушкина»
На контекстной диаграмме представлены 4 типа стрелок:
-
Вход (Input) − материал или информация, которые используются или преобразуются работой для получения результата (выхода). Входом в систему являются «Заявления на приобретение билета», «Новые сотрудники», «Денежные средства».
-
Управление (Control) − правила, стратегии, процедуры или стандарты, которыми руководствуется работа. Управление осуществляется на основе «Законов», «Нормативной документации театров» и «КЗоТов». -
Выход (Output) − материал или информация, которые производятся работой. Результатом деятельности театра являются «Уволенные сотрудники», «Отчетная документация», «Уволенные сотрудники», «Посетители», «Налоги». -
Механизм (Mechanism) − ресурсы, которые выполняют работу. Механизмом системы являются «Материально-технические ресурсы» и «Человеческие ресурсы».
После создания контекстной диаграммы, система разбивается на подсистемы. В свою очередь подсистемы описываются в том же синтаксисе, что и контекстная диаграмма. Каждая подсистема представлена на диаграмме декомпозиций первого уровня, которая предназначена для детализации работы отделов, входящих в административно-управленческий комплекс театра (рис. 2). На данной диаграмме представлены работы, протекающие в театре.
На диаграмме декомпозиции первого уровня представлены следующие работы: «Администрация», «Отдел кадров», «Бухгалтерия», «Инженерный отдел», «Художественный отдел», «Театральная постановка». Входом данной диаграммы являются: «Новые сотрудники», «Заявления на приобретение билета от посетителей», «Денежные средства», на выходе – «Уволенные сотрудники», «Налоги», «Денежные средства», «Посетители», «Отчётная документация». В качестве управления выступают «Законы» и «Нормативная документация», «КЗоТы», а в качестве механизмов – «Человеческие ресурсы» и «Материально-технические ресурсы». Кроме обычных стрелок на диаграмме присутствуют специальные стрелки, которые называются «туннелированными стрелками» («Решение вопросов» и «Оформление документов»).
Рис. 2. Диаграмма декомпозиции первого уровня
Следующим этапом создана диаграмма декомпозиций второго уровня работы «Бухгалтерия», на данной диаграмме представлены все процессы, протекающие в бухгалтерии (рис. 3). На данной диаграмме декомпозиции представлены следующие работы: «Главный бухгалтер», «Бухгалтер», «Касса». На входе данной диаграммы находится «Новые сотрудники», «Заявления на приобретение билета от посетителей», «Денежные средства», на выходе – «Формирование документации о налогах», «Денежные средства, «Отчётная документация», «Выплата заработных плат», «Зарегистрированный билет». В качестве управления выступают «Законы» и «Нормативная документация», «КЗоТы», «Приказы и распоряжения», а в качестве механизмов – «Человеческие ресурсы» и «Материально-технические ресурсы».