ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление


Введение 14

Основная часть 14

Заключение 25

Список литературы 27


Введение


Профессия юриста является одной из самых древних в истории цивилизации. Ее роль возрастала по мере развития законодательства, повышения регулирующего значения права в жизни общества. Профессии юриста принадлежит важная социальная роль.

От юристов зависит решение ряда фундаментальных государственных задач, касающихся защиты прав и свобод граждан, обеспечения незыблемости собственности, утверждения верховенства закона, дальнейшего совершенствования законодательства и роста правовой культуры граждан.

Юрист должен не только знать нормативно-правовые акты, но и уметь их грамотно применить к конкретной ситуации. Именно поэтому важное место в подготовке магистранта - юриста занимает практика.

Научно - исследовательская практика имеет своей задачей совершенствование умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности, обретение опыта научной и аналитической деятельности, а также овладение умениями изложения полученных результатов в виде отчетов, публикаций, докладов, формирование соответствующих умений в области подготовки научных и учебных материалов, выявление магистрантом своих исследовательских способностей, а также привитие навыков самообразования и самосовершенствования.

Основная часть


Самостоятельное изучение методов и методик НИР

Любой проект, направленный на научное исследование проблемы или сферы жизнедеятельности, является сугубо индивидуальной работой. Автор ставит перед собой конкретную цель, а методы научного исследования выступают способами ее достижения. Любое исследование проводится на базе общепринятой методологии, полная классификация методик будет приведена ниже.

Научно-исследовательский проект автора направлен на познание определенного вопроса, темы, области знаний или сферы деятельности. Исследовать, значит, изучать, анализировать закономерности, систематизируя при этом имеющиеся факты. Научное исследование определяется несколькими критериями:

четко сформулированная цель;

желание выявить неизвестное;

систематизация процесса и результатов;

пояснение и верификация выводов.

Научное исследование разниться с обыденным тем, что применяет определенные методики, выступающие способами достижения целей проекта. Соединить в себе все методики может наука – методология. Суть метода заключается в объекте и субъекте, каким
образом совершается деятельность человека, путем каких средств и способов.

Если автор смог подобрать максимально правильные методы, это поспособствует точному и быстрому достижению поставленной в начале проекта цели. Кроме того, они будут служить своего рода компасом, помогающим избегать ошибок в ходе прокладывания правильного пути.

Метод, методика, методология – в чем разница

Многие начинающие авторы путаются в понятиях, что такое методология, методы исследования в проекте и методики. Поэтому стоит обсудить, в чем заключается разница между этими терминами.

Методы – способы и пути достижения цели максимально быстрым, точным и эффективным путем. Речь идет о конкретном количестве действий и практик, помогающих разрешить проблему.

Методики – это целая система способов изучения и познания определенного вопроса, темы, дисциплины. К примеру, автор проводит социологическое исследование, для этого обычно применяются количественные и качественные методы. А вот комплекс этих методов и будет составлять методику конкретного труда. Сопоставить термин «методика» можно со значимостью процедуры исследования, последовательностью и алгоритмом.

Методология – это целая наука, учение о практикуемых и уместных методах, формах и принципах исследования. Своего рода это общая ориентация и особенности подхода к изучаемому объекту, конкретный способ организации всего научного познания. Методология бывает трех иерархических уровней – философская, общенаучная и частная.

Исходя из приведенных определений, можно сделать вывод, что методы исследования – это способы, методика – процесс, а методология – наука, организация процесса.

Классификация методов научного исследования с примерами

В любой дисциплине принято использовать совокупность тех или иных методов, принадлежащих к разным «уровням» науки методологии. В целом заочно привязать любой из возможных методов к определенной науке сложно. Но все же каждая дисциплина предусматривает практику определенного набора методов.

Методы эмпирического уровня

Применяемый метод

Расшифровка термина

Наблюдение

Автор при проведении исследования должен опираться сугубо на органы чувств и собственное восприятие явлений.

Описание

Автор проводит фиксацию полученных сведений.

Измерение

Проводится сравнение разных критериев и параметров по общим признакам.

Эксперимент

Автор проводит исследование на основе наблюдений в тех условиях, что были им искусственно созданных специально для своего проекта.

Сравнение

Автор проводит исследование на основе изучения сходств и различий нескольких предметов, также проводится сравнительный анализ и сопоставление одного предмета с другим.



Методы экспериментально-теоретического уровня

Применяемый метод

Расшифровка термина

Эксперимент

Предполагает проведение серии опытов. Опыт – это создание определенных условий, а именно наблюдение за рассматриваемым процессом и фиксация умозаключений. Автор подробно описывает в своей работе условия, ход личного эксперимента, а в конце полученные результаты (текстом, графиками, диаграммами).

Анализ и синтез

Анализ – это способ изучения объекта, рассматривая его частичным путем или по свойствам. Синтез – способ познания объекта кардинально другим способом, а именно объединением в единое его свойств и частей. Оба метода сосуществуют и дополняют друг друга.

Индукция и дедукция

Индукция – обобщение, поиск общих принципов и законом на основе явлений и частных фактов. Это абстрагирование от несуществующих или неактуальных свойств, отношений, связей предметов, выделение и фиксирование только на одной или нескольких важных сторон предметов. Дедукция – процесс конкретизации, когда из общих закономерностей выделяются частные положения.

Моделирование

Автор в ходе работы создает модели (копии) своего объекта изучения, чтобы тем самым провести его детальное и точное исследование.

Гипотетический метод

Автор проводит разработку гипотезы, для этого необходимо изучения физической, химической и другой сущности изучаемого явления с помощью описанных ранее методов познания, а также формулирование гипотезы, составление алгоритма (модели), изучение, анализ, разработка теоретических основ.

Логический метод

Автор проводит на теоретическом уровне логическое исследование, базируясь на собранных в ходе работы фактах, терминах, умозаключениях, подводит итоги и выводы.

Истерический метод

Проводится изучение возникновения, создания и развития исследуемых объектов в исторической хронологической последовательности.



Методы теоретического уровня

Применяемый метод

Расшифровка термина

Формализация

Проводится определение сущности процессов путем их раскрытия в знаково-символической форме.

Аксиоматизация

Проводится построение теории на основе аксиом.

Гипотетико-дедуктивный

Производится формулировка системы гипотез, а после выведение из такого заключения.

Помимо вышеуказанных методов научного исследования применяются и другие методы – философские, общенаучные и конкретно-научные, то есть специальные.

Философские методы

Самые древние и наиболее часто применимые – это диалектический и метафизический метод. Несколько реже ученые и специалисты практикуют:

феноменологический,

герменевтический,

интуитивный,

аналитический,

эклектический,

догматический,

софистический и другие.

Общенаучные методы

В ходе анализа процесса познания были выявлены группа методик, присущих определенным областям исследования. Они предполагают не только научное, но и разное повседневное познание человеком. Теоретический уровень предусматривает несколько общенаучных методов:

анализ – берется целое и расчленяется на несколько сторон, свойств, частей для детального изучения;

синтез – берутся разные важные составляющие предмета и воссоединяются в единую систему;

абстрагирование – рассматривается предмет, в ходе чего выделяются существенные стороны и свойства при отвлечении других признаков;

обобщение – проект направлен на объединение в единую систему разных свойств предмета;

индукция – берутся разные отдельные факты, а после строятся в единый общий вывод.

Конкретно-научные (специальные) методы

Каждая отдельная дисциплина предусматривает конкретные особенности и требования, на основе чего могут возникать «специальные», а именно конкретно-научные методы для исследования. Например:

Юриспруденция – в области права, законов и нормативных актов применимы следующие методы:

историко-правовой – теоретические сведения о юридической практике и законодательстве на базе разных временных периодов;


сравнительно-правовой – выявление и анализ общего и различного между государственно-правовыми институтами разных стран мира;

право социологический – оценка действительности в области родного государства и права путем методов анкетирования, опросов и др.

Ознакомление с перечнем наиболее актуальных и приоритетных тем НИР. Определение направления научного исследования

В новых условиях в Российской Федерации фундаментальные исследования в области юридических наук непосредственно не относятся к приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники, что обусловливает необходимость трансформации вектора научных исследований в сфере гуманитарных наук в целом и юридических в частности.

В современном мире, для которого характерны процессы глобализации, интеграции и конвергенции, информатизации, исследования в области права как часть фундаментальных исследований претерпевают изменения, подстраиваясь под нужны современного общества, государства, права. Наблюдая за процессами, происходящими в обществе, можно выделить основные вызовы, стоящие перед современными юридическими исследованиями и обозначить тенденции трансформации подходов и методик в данных исследованиях. Представляется, что современные юридические исследования должны ориентироваться на междисциплинарный уровень, учитывать основные приоритетные направления развития науки, техники, технологий, использовать компаративистский подход, иметь практикоориентированный формат. Данный тезис доказывается следующими аргументами.

Во-первых, нельзя игнорировать техногенность современного права, государства, общества. В современном мире значительная часть жизни человека изменилась под влиянием цифровых и технологических новаций, стала переходить в виртуальную сферу. С учетом того, что наблюдается правовой вакуум и пробельность законодательства в регулировании таких секторов, как интернет, виртуальная валюта и собственность, безопасность информации, защита персональных данных, возникает закономерный вопрос о возможности правовых исследований в данной сфере, позволяющих регламентировать эти области жизни с помощью правовых механизмов.

Происходит тотальная цифровизация государственного управления, превращение государства в передовую IT-корпорацию, реализуется перевод всех государственных услуг в цифровую форму, создание новой экосистемы цифровых государственных сервисов