Файл: Роль авиации в Брусиловском прорыве Подготовил Агеев Максим, ученик 9в класса.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Роль авиации в Брусиловском прорыве
Подготовил: Агеев Максим, ученик 9в класса
Русская авиация Первой мировой войны
Боевая и техническая характеристика самолетов, участвовавших в операции, видна из следующей
Деятельность авиации при подготовке Брусиловского прорыва. Разведка
Результативность борьбы в воздухе авиации ЮЗФ в период наступления (22 мая – 22 августа 1916 г.
2)Андреев И. Боевые самолеты. М. Молодая гвардия 1981год.
5)Советская военная энциклопедия. Т- 1 М-1976 год . Издательство министерства обороны СССР.
6) Феофанов. Крылатый гигант// "Моделист-Конструктор" 1969, №12
Роль авиации в Брусиловском прорыве
Подготовил: Агеев Максим, ученик 9в класса
Руководитель: Новикова Е.В.
Актуальность
- Первая мировая война – одна из наиболее неосмысленных страниц военно-исторического прошлого
- Сейчас же внимание к событиям Первой мировой войны усиливается и в мире, и в России. Кажется, что везде согласны, что Первая мировая война 1914-1918 гг. предопределила трудную судьбу всего ХХ века.
- Указом Президента Путина Владимира Владимировича от 12 декабря 2012 года в России была утверждена новая памятная дата - День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне. «Наши предки называли Первую мировую великой войной, но она была незаслуженно забыта по политическим соображениям. Необходимо с этим покончить»
- Брусиловский (Луцкий) прорыв - военная операция времен Первой мировой войны, в ходе которой войска русского Юго-Западного фронта перешли в решительное наступление, сумев прорвать оборону противника в глубину до 70 км. Этот прорыв сформировал перелом в войне, когда стратегическая инициатива ушла от Германии и Четверного союза к Антанте.
- В ходе этой наступательной операции активно применялась новая техника, в том числе авиация.
- Какую роль сыграл этот новый вид войск в данном наступлении? Как ковалось мастерство русских летчиков? Как осуществлялось взаимодействие с другими родами войск? Эти вопросы определили цель исследования
Цель
- определение роли авиации в подготовке и развитии одной из крупнейших операций русской армии в ходе Первой мировой войны – Брусиловского прорыва.
Задачи:
- 1. Изучить литературу и интернет-источники по теме Брусиловский прорыв
- 2. Выяснить на основе различных источников особенности авиации периода Первой мировой войны
- 3. Узнать о деятельности авиации в ходе подготовки и проведения Брусиловского прорыва
- 4. Выяснить сильные и слабые стороны этого нового рода войск в ходе проведения операции
- 5. Найти информацию о летчиках – участниках Брусиловского прорыва
Русская авиация Первой мировой войны
Боевая и техническая характеристика самолетов, участвовавших в операции, видна из следующей
Название самолета | Тип мотора и мощность | Скорость (в км/ч) | Потолок | Время подъема (в мин.) | Нагрузка (в фунтах) | Вооружение |
«Лебедь –XII» | Сальмсон 150 л.с. | 133 | 3000 | 56 | 350 | Личное оружие позже 1 пулемет |
«Моран» | Гном 80 л.с. | 119 | 3000 | 31 | 275 | Личное оружие |
«Парасоль» | Гном 80 л.с. | 119 | 3000 | 35 | 275 | Личное оружие |
«Вуазен» | Сальмсон 150 л.с. | 105 | 3000 | 23,5 | 250 | Личное оружие |
Ньюпор - Х | Рон 100 л.с. | 138 | 2000 | 18 | 175 | Пулемет |
Фарман-27 | Сальмсон 150 л.с. | 131 | 3000 | 23 | 350 | Пулемет |
Деятельность авиации при подготовке Брусиловского прорыва. Разведка
- Самолетам ставились следующие объекты разведки:
- наличие войск в определенных пунктах, в движении и на биваках;
- скопление поездов на станциях, интенсивность работы станций и железнодорожных узлов, количество поездов с паровозами под парами;
- движение войск по шоссе и проселочным дорогам, наличие обозов, их движение и количество павозок или машин;
- определение артиллерийских позиций до отдельного орудия;
- определение количества окопных линий в передовой позиция и тыловых позициях; определение наличия проволочных заграждений.
- Разведка выполнялась как посредством наблюдения, так и при помощи фотографирования
- Подразделялась она на разведку ближнего тыла (расстояние до 16 км), разведку позиций и разведку глубокого тыла
Разведка глубокого тыла
- Объектами дальней разведки являлись войсковой тыл, железнодорожные узлы, расположенные в 20—45 км от линии фронта.
- На эту работу выделялись наиболее надежные самолеты, преимущественно типа «Фарман».
- На разведку глубокого тыла русское командование посылало, как правило, 2-3 самолета, причем один из них вел разведку, а остальные его охраняли.
- Продолжительность полета в большинстве случаев не превышала 1,5—2 часов; длина маршрута —-160—180 км. Над разведываемым объектом, как правило, делалось несколько кругов.
Разведка ближнего тыла
- Разведка ближнего тыла определялась глубиной не более 15—16 км от линии фронта.
- Эта разведка выполнялась главным образом в интересах корпусов и по их заявкам.
- В качестве объектов разведки ближнего тыла указывались: выявление войск, перебрасываемых на фронт, расположение батарей тяжелой артиллерии противника.
- На эту работу выделялись самолеты, обладавшие средними боевыми и техническими качествами.
- Разведка позиций слагалась из определения позиционной линии, ее начертания, определения окопных линий и траншей, определения пулеметных гнезд, инженерных сооружений и укреплений, системы огня пулеметов, траншейных орудий и т. д.
- Несмотря на плохую материальную часть и низкое качество моторов, личный состав в основном всегда стремился полноценно выполнить задачу, поставленную командованием.
- Состав летчиков был разнороден. Среди них были офицеры, вольноопределяющиеся и солдаты. Летчиками-наблюдателями были исключительно офицеры. В силу различного социального положения летный состав пользовался и разными материально-бытовыми условиями. Это не могло не отражаться на действиях авиации, на сработанности экипажей.
- Отсутствие надлежащего навигационного оборудования, снаряжения и карт австро-венгерской территории служило серьезным препятствием к постановке четкой и планомерной работы авиации.
- Подавляющее большинство летного состава, как и все наземные штабы, пользовалось картами масштаба 1:75 000 с надписями на немецком и частью на румынском языке, что сильно усложняло пользование ими.
- Небольшой радиус действия самолетов не давал возможности выявлять переброску оперативных резервов, но задачи по разведке в тактическом тылу авиацией выполнялись своевременно и четко.
- Но более важным являлось то, что в период подготовки к наступлению русская авиация смогла обеспечить своё командование полной и достоверной разведывательной информацией о состоянии обороны противника Как свидетельствовал В.М. Ткачёв, в то время есаул, командир 11-го авиационного дивизиона (11-я армия): «Несмотря на сильнейшую зенитную артиллерию врага, а иногда и противодействие со стороны немецкой авиации, наши лётчики блестяще справились с этой задачей».
- Прекрасные в техническом отношении фотоснимки дали полную картину системы фортификационных сооружений и огневой защиты фронта противника.
- Фотограмметрические и картографические отделения штабов армий детально изучали полученные снимки, составляли по ним крупномасштабные (от 250 до 100 сажен в дюйме) планы, которые печатались и рассылались в штабы и войсковым начальникам (до командиров батальонов и батарей включительно).
Самолет «Фарман», оборудованный фотокамерой
- 23 мая 1916 г. самолёт 2-го Сибирского корпусного авиационного отряда (11 А) с наблюдателем штабс-ротмистром Н.А. Горчаниновым был атакован австрийским самолётом в районе Тарнополя. Не имея на борту оружия, Горчанинов пошёл в лобовую атаку. Австриец, не выдержав её, свернул. Горчанинов продолжал преследование, демонстрируя готовность таранить. Австрийский лётчик, уворачиваясь от атак, снизился и был сбит русской артиллерией.
- 24 мая 1916 г. военный лётчик поручик М. Шадский поднялся на самолёте «Моран-парасоль», вооружённом пулемётом «Виккерс», с целью воспрепятствовать разведке, которую вёл неприятельский «Альбатрос». Он настиг противника и вступил с ним в бой над деревней Раранч. По свидетельству очевидцев, поручик подбил самолёт противника, который упал (или совершил вынужденную посадку) за первой линией своих окопов. Что же касается М. Шадского, он погиб в этом бою, и его «Моран» упал в расположении противника. Австрийцы посмертно отметили героизм русского лётчика, сбросив венок и его орден на аэродром нашего авиационного отряда.
- 25 мая в 7 иао (7 А) командир отряда подпоручик И.А. Орлов с наблюдателем сотником Ильиным на «Ньюпоре-10», охраняя бомбардировщики «Илья Муромец», встретили неприятельский самолёт. После непродолжительного боя принудили его уйти и сесть в своём расположении.
- 26 мая в 7 иао (7 А) командир отряда подпоручик И.А. Орлов на высоте 2500 м атаковал неприятельский аэроплан. Продолжая атаку от г. Черткова до занятой противником дер. Петликовце-Старе, снизился под огнём противника до высоты 500 м, ранил наблюдателя и лётчика, после чего неприятельский самолёт упал у леса Петликовце-Старе. Позже за эту победу Орлов был награждён Георгиевским оружием
- 27 мая командир 9 ад (9 А) ротмистр Г.Г. Мацевич применил способ управления воздушным боем с земли. По договорённости с лётчиками он указывал полотнищем направление, откуда появлялся самолёт противника. Успех оказался поразительным: за один день удалось сбить два самолёта, не понеся при этом никаких потерь
- 12 июня лётчики 7 иао (7 А) подпоручик И.А. Орлов и старший унтер-офицер В.И. Янченко на «Ньюпорах-11» подбили неприятельский самолёт у с. Подгайцы в районе Тарнополя. За этот бой В.И. Янченко был награждён Георгиевским крестом 1-й степени.
- 17 июля во время разведки самолёт «Моран-парасоль» с лётчиком прапорщиком А.В. Шкариным и лётчиком-наблюдателем прапорщиком А.Г. Федотовым 3 као (7-я армия) был сильно обстрелян неприятельской артиллерией, а после в районе дер. Гниловоды (восточнее д. Подгайце) ещё и атакован немецким истребителем «Фоккер». А.Г. Федотов получил ранение разрывными пулями в грудь и руку, однако продолжал вести огонь и сбил вражеский самолёт. А.В. Шкарину удалось посадить аппарат на своём аэродроме, Федотова доставили в госпиталь, где тот через два дня скончался. За этот бой оба авиатора были награждены орденом Св. Георгия 4-й степени (А.Г. Федотов — посмертно).
- 1 августа командир 11-го авиационного дивизиона (11 А) есаул В.М. Ткачёв с наблюдателем 11-го истребительного авиационного отряда подпоручиком Д.Д. Хризосколео на двухместном истребителе «Ньюпор-10» взлетел с аэродрома Дубно для преследования неприятельского аппарата, ежедневно проводившего разведку в данном районе. Нагнали противника у ст. Верба и несколько раз атаковали. Из-за нехватки бензина прекратили атаки и спустились на аэродром одного из корпусных авиаотрядов. В австрийском самолёте оказался пробит бензобак, и он совершил вынужденную посадку в нашем расположении у дер. Хотин. Аппарат «Aviatik B. II» 5-й австрийской авиароты (Flik 5), базировавшейся на аэродроме у г. Радзехов (40 км северо-западнее Броды), стал боевым трофеем, а оба члена экипажа — пилот Эдмунд Пиркер (Edmund Pirker) и наблюдатель Герберт Шольц (Herbert Scholz) пленены.
- 18 августа к западу от Ново-Алексинец (11 А) противник усиленно производил воздушную разведку. Один вражеский самолёт был сбит лётчиком 11 иао хорунжим В.Н. Филипповым и наблюдателем подпоручиком Д.Д. Хризосколео.
Результативность борьбы в воздухе авиации ЮЗФ в период наступления (22 мая – 22 августа 1916 г.
Итоги борьбы в воздухе
- С началом наступления, в конце мая, инициативу в воздухе захватили русские лётчики: счёт воздушных боёв в мае оказался 4—3 в их пользу. При этом погиб один лётчик и по одному лётчику и наблюдателю попали в плен. Наиболее активная борьба в воздухе велась на фронтах 7-й (1 победа и 1 потеря) и 9-й (3 победы при 1 потере) армий.
- В июне противник подтянул на ЮЗФ дополнительные авиационные силы, и счёт стал уже 1—2 в его пользу. Тем не менее потерь в личном составе в российской авиации не было.
- В июле противоборство в воздухе стало складываться в пользу германской и австро-венгерской авиации: счёт июля 1—3, погибли по два лётчика и наблюдателя. Самые тяжёлые воздушные бои на ЮЗФ развернулись в августе. Российским лётчикам хотя и удалось восстановить паритет (счёт 4—4), но они при этом понесли потери: погибли по два лётчика и наблюдателя и ещё по одному попали в плен.
- Самые тяжёлые утраты в августе авиация ЮЗФ понесла на ковельском направлении (район действия 8-й и Особой армий), где были сбиты два самолёта, а четыре лётчика и наблюдателя погибли. В 7-й армии счёт оказался 1—0 в пользу противника: один экипаж из 32 као попал в плен. В 9-й армии счёт августа 2—1 в пользу нашей авиации без людских потерь. В августе отличились авиаторы 11-й армии: они одержали две победы без своих потерь. Кстати, обе победы на счету одного лётчика-наблюдателя 11 иао подпоручика Д.Д. Хризосколео, летавшего с разными лётчиками.