Файл: Роль авиации в Брусиловском прорыве Подготовил Агеев Максим, ученик 9в класса.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Роль авиации в Брусиловском прорыве

Подготовил: Агеев Максим, ученик 9в класса

Руководитель: Новикова Е.В.

Актуальность

Цель

Русская авиация Первой мировой войны

Боевая и техническая характеристика самолетов, участвовавших в операции, видна из следующей

Деятельность авиации при подготовке Брусиловского прорыва. Разведка

Разведка глубокого тыла

Разведка ближнего тыла

Результативность борьбы в воздухе авиации ЮЗФ в период наступления (22 мая – 22 августа 1916 г.

Итоги борьбы в воздухе

Итоги борьбы в воздухе

Итоги борьбы в воздухе

Источники литературы

2)Андреев И. Боевые самолеты. М. Молодая гвардия 1981год.

3) Бескровный Л.Г. Армия и флот России в начале xx века.(очерки военно- экономического потенциала) М. Наука 1986 год.

4) Назин И., Бараков И., Латышев А. Авиация в Брусиловском прорыве // Воен.-истор. журнал. 1940. № 12. С. 110.

5)Советская военная энциклопедия. Т- 1 М-1976 год . Издательство министерства обо­роны СССР.

6)  Феофанов. Крылатый гигант// "Моделист-Конструктор" 1969, №12

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Роль авиации в Брусиловском прорыве

Подготовил: Агеев Максим, ученик 9в класса

Руководитель: Новикова Е.В.

Актуальность

  • Первая мировая война – одна из наиболее неосмысленных страниц военно-исторического прошлого
  • Сейчас же внимание к событиям Первой мировой войны усиливается и в мире, и в России. Кажется, что везде согласны, что Первая мировая война 1914-1918 гг. предопределила трудную судьбу всего ХХ века.
  • Указом Президента Путина Владимира Владимировича от 12 декабря 2012 года в России была утверждена новая памятная дата - День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне. «Наши предки называли Первую мировую великой войной, но она была незаслуженно забыта по политическим соображениям. Необходимо с этим покончить»
  • Брусиловский (Луцкий) прорыв - военная операция времен Первой мировой войны, в ходе которой войска русского Юго-Западного фронта перешли в решительное наступление, сумев прорвать оборону противника в глубину до 70 км. Этот прорыв сформировал перелом в войне, когда стратегическая инициатива ушла от Германии и Четверного союза к Антанте.
  • В ходе этой наступательной операции активно применялась новая техника, в том числе авиация.
  • Какую роль сыграл этот новый вид войск в данном наступлении? Как ковалось мастерство русских летчиков? Как осуществлялось взаимодействие с другими родами войск? Эти вопросы определили цель исследования

Цель

  • определение роли авиации в подготовке и развитии одной из крупнейших операций русской армии в ходе Первой мировой войны – Брусиловского прорыва.

Задачи:
  • 1. Изучить литературу и интернет-источники по теме Брусиловский прорыв
  • 2. Выяснить на основе различных источников особенности авиации периода Первой мировой войны
  • 3. Узнать о деятельности авиации в ходе подготовки и проведения Брусиловского прорыва
  • 4. Выяснить сильные и слабые стороны этого нового рода войск в ходе проведения операции
  • 5. Найти информацию о летчиках – участниках Брусиловского прорыва

Русская авиация Первой мировой войны

Боевая и техническая характеристика самолетов, участвовавших в операции, видна из следующей


Название самолета

Тип мотора и мощность

Скорость (в км/ч)

Потолок

Время подъема (в мин.)

Нагрузка (в фунтах)

Вооружение

«Лебедь –XII»

Сальмсон 150 л.с.

133

3000

56

350

Личное оружие позже 1 пулемет

«Моран»

Гном 80 л.с.

119

3000

31

275

Личное оружие

«Парасоль»

Гном 80 л.с.

119

3000

35

275

Личное оружие

«Вуазен»

Сальмсон 150 л.с.

105

3000

23,5

250

Личное оружие

Ньюпор - Х

Рон 100 л.с.

138

2000

18

175

Пулемет

Фарман-27

Сальмсон 150 л.с.

131

3000

23

350

Пулемет

Деятельность авиации при подготовке Брусиловского прорыва. Разведка

  • Самолетам ставились следующие объекты разведки:
    • наличие войск в определенных пунктах, в движении и на биваках;
    • скопление поездов на станциях, интенсивность работы станций и железнодорожных узлов, количество поездов с паровозами под парами;
    • движение войск по шоссе и проселочным дорогам, наличие обозов, их движение и количество павозок или машин;
    • определение артиллерийских позиций до отдельного орудия;
    • определение количества окопных линий в передовой позиция и тыловых позициях; определение наличия проволочных заграждений.
  • Разведка выполнялась как посредством наблюдения, так и при помощи фотографирования
  • Подразделялась она на разведку ближнего тыла (расстояние до 16 км), разведку позиций и разведку глубокого тыла

Разведка глубокого тыла

  • Объектами дальней разведки являлись войсковой тыл, железнодорожные узлы, расположенные в 20—45 км от линии фронта.
  • На эту работу выделялись наиболее надежные самолеты, преимущественно типа «Фарман».
  • На разведку глубокого тыла русское командование посылало, как правило, 2-3 самолета, причем один из них вел разведку, а остальные его охраняли.
  • Продолжительность полета в большинстве случаев не превышала 1,5—2 часов; длина маршрута —-160—180 км. Над разведываемым объектом, как правило, делалось несколько кругов.

Разведка ближнего тыла

  • Разведка ближнего тыла определялась глубиной не более 15—16 км от линии фронта.
  • Эта разведка выполнялась главным образом в интересах корпусов и по их заявкам.
  • В качестве объектов разведки ближнего тыла указывались: выявление войск, перебрасываемых на фронт, расположение батарей тяжелой артиллерии противника.
  • На эту работу выделялись самолеты, обладавшие средними боевыми и техническими качествами.
  • Разведка позиций слагалась из определения позиционной линии, ее начертания, определения окопных линий и траншей, определения пулеметных гнезд, инженерных сооружений и укреплений, системы огня пулеметов, траншейных орудий и т. д.
  • Несмотря на плохую материальную часть и низкое качество моторов, личный состав в основном всегда стремился полноценно выполнить задачу, поставленную командованием.
  • Состав летчиков был разнороден. Среди них были офицеры, вольноопределяющиеся и солдаты. Летчиками-наблюдателями были исключительно офицеры. В силу различного социального положения летный состав пользовался и разными материально-бытовыми условиями. Это не могло не отражаться на действиях авиации, на сработанности экипажей.
  • Отсутствие надлежащего навигационного оборудования, снаряжения и карт австро-венгерской территории служило серьезным препятствием к постановке четкой и планомерной работы авиации.
  • Подавляющее большинство летного состава, как и все наземные штабы, пользовалось картами масштаба 1:75 000 с надписями на немецком и частью на румынском языке, что сильно усложняло пользование ими.
  • Небольшой радиус действия самолетов не давал возможности выявлять переброску оперативных резервов, но задачи по разведке в тактическом тылу авиацией выполнялись своевременно и четко.
  • Но более важным являлось то, что в период подготовки к наступлению русская авиация смогла обеспечить своё командование полной и достоверной разведывательной информацией о состоянии обороны противника Как свидетельствовал В.М. Ткачёв, в то время есаул, командир 11-го авиационного дивизиона (11-я армия): «Несмотря на сильнейшую зенитную артиллерию врага, а иногда и противодействие со стороны немецкой авиации, наши лётчики блестяще справились с этой задачей».
  • Прекрасные в техническом отношении фотоснимки дали полную картину системы фортификационных сооружений и огневой защиты фронта противника.
  • Фотограмметрические и картографические отделения штабов армий детально изучали полученные снимки, составляли по ним крупномасштабные (от 250 до 100 сажен в дюйме) планы, которые печатались и рассылались в штабы и войсковым начальникам (до командиров батальонов и батарей включительно).


Самолет «Фарман», оборудованный фотокамерой
  • 23 мая 1916 г. самолёт 2-го Сибирского корпусного авиационного отряда (11 А) с наблюдателем штабс-ротмистром Н.А. Горчаниновым был атакован австрийским самолётом в районе Тарнополя. Не имея на борту оружия, Горчанинов пошёл в лобовую атаку. Австриец, не выдержав её, свернул. Горчанинов продолжал преследование, демонстрируя готовность таранить. Австрийский лётчик, уворачиваясь от атак, снизился и был сбит русской артиллерией.
  • 24 мая 1916 г. военный лётчик поручик М. Шадский поднялся на самолёте «Моран-парасоль», вооружённом пулемётом «Виккерс», с целью воспрепятствовать разведке, которую вёл неприятельский «Альбатрос». Он настиг противника и вступил с ним в бой над деревней Раранч. По свидетельству очевидцев, поручик подбил самолёт противника, который упал (или совершил вынужденную посадку) за первой линией своих окопов. Что же касается М. Шадского, он погиб в этом бою, и его «Моран» упал в расположении противника. Австрийцы посмертно отметили героизм русского лётчика, сбросив венок и его орден на аэродром нашего авиационного отряда.
  • 25 мая в 7 иао (7 А) командир отряда подпоручик И.А. Орлов с наблюдателем сотником Ильиным на «Ньюпоре-10», охраняя бомбардировщики «Илья Муромец», встретили неприятельский самолёт. После непродолжительного боя принудили его уйти и сесть в своём расположении.
  • 26 мая в 7 иао (7 А) командир отряда подпоручик И.А. Орлов на высоте 2500 м атаковал неприятельский аэроплан. Продолжая атаку от г. Черткова до занятой противником дер. Петликовце-Старе, снизился под огнём противника до высоты 500 м, ранил наблюдателя и лётчика, после чего неприятельский самолёт упал у леса Петликовце-Старе. Позже за эту победу Орлов был награждён Георгиевским оружием
  • 27 мая командир 9 ад (9 А) ротмистр Г.Г. Мацевич  применил способ управления воздушным боем с земли. По договорённости с лётчиками он указывал полотнищем направление, откуда появлялся самолёт противника. Успех оказался поразительным: за один день удалось сбить два самолёта, не понеся при этом никаких потерь
  • 12 июня лётчики 7 иао (7 А) подпоручик И.А. Орлов и старший унтер-офицер В.И. Янченко на «Ньюпорах-11» подбили неприятельский самолёт у с. Подгайцы в районе Тарнополя. За этот бой В.И. Янченко был награждён Георгиевским крестом 1-й степени.
  • 17 июля во время разведки самолёт «Моран-парасоль» с лётчиком прапорщиком А.В. Шкариным и лётчиком-наблюдателем прапорщиком А.Г. Федотовым 3 као (7-я армия) был сильно обстрелян неприятельской артиллерией, а после в районе дер. Гниловоды (восточнее д. Подгайце) ещё и атакован немецким истребителем «Фоккер». А.Г. Федотов получил ранение разрывными пулями в грудь и руку, однако продолжал вести огонь и сбил вражеский самолёт. А.В. Шкарину удалось посадить аппарат на своём аэродроме, Федотова доставили в госпиталь, где тот через два дня скончался. За этот бой оба авиатора были награждены орденом Св. Георгия 4-й степени (А.Г. Федотов — посмертно).

  • 1 августа командир 11-го авиационного дивизиона (11 А) есаул В.М. Ткачёв с наблюдателем 11-го истребительного авиационного отряда подпоручиком Д.Д. Хризосколео на двухместном истребителе «Ньюпор-10» взлетел с аэродрома Дубно для преследования неприятельского аппарата, ежедневно проводившего разведку в данном районе. Нагнали противника у ст. Верба и несколько раз атаковали. Из-за нехватки бензина прекратили атаки и спустились на аэродром одного из корпусных авиаотрядов. В австрийском самолёте оказался пробит бензобак, и он совершил вынужденную посадку в нашем расположении у дер. Хотин. Аппарат «Aviatik B. II» 5-й австрийской авиароты (Flik 5), базировавшейся на аэродроме у г. Радзехов (40 км северо-западнее Броды), стал боевым трофеем, а оба члена экипажа — пилот Эдмунд Пиркер (Edmund Pirker) и наблюдатель Герберт Шольц (Herbert Scholz) пленены.
  • 18 августа к западу от Ново-Алексинец (11 А) противник усиленно производил воздушную разведку. Один вражеский самолёт был сбит лётчиком 11 иао хорунжим В.Н. Филипповым и наблюдателем подпоручиком Д.Д. Хризосколео.

Результативность борьбы в воздухе авиации ЮЗФ в период наступления (22 мая – 22 августа 1916 г.

Итоги борьбы в воздухе

  • С началом наступления, в конце мая, инициативу в воздухе захватили русские лётчики: счёт воздушных боёв в мае оказался 4—3 в их пользу. При этом погиб один лётчик и по одному лётчику и наблюдателю попали в плен. Наиболее активная борьба в воздухе велась на фронтах 7-й (1 победа и 1 потеря) и 9-й (3 победы при 1 потере) армий.
  • В июне противник подтянул на ЮЗФ дополнительные авиационные силы, и счёт стал уже 1—2 в его пользу. Тем не менее потерь в личном составе в российской авиации не было.
  • В июле противоборство в воздухе стало складываться в пользу германской и австро-венгерской авиации: счёт июля 1—3, погибли по два лётчика и наблюдателя. Самые тяжёлые воздушные бои на ЮЗФ развернулись в августе. Российским лётчикам хотя и удалось восстановить паритет (счёт 4—4), но они при этом понесли потери: погибли по два лётчика и наблюдателя и ещё по одному попали в плен.
  • Самые тяжёлые утраты в августе авиация ЮЗФ понесла на ковельском направлении (район действия 8-й и Особой армий), где были сбиты два самолёта, а четыре лётчика и наблюдателя погибли. В 7-й армии счёт оказался 1—0 в пользу противника: один экипаж из 32 као попал в плен. В 9-й армии счёт августа 2—1 в пользу нашей авиации без людских потерь. В августе отличились авиаторы 11-й армии: они одержали две победы без своих потерь. Кстати, обе победы на счету одного лётчика-наблюдателя 11 иао подпоручика Д.Д. Хризосколео, летавшего с разными лётчиками.