Файл: 1 Исторические корни и современные концепции молодежного досуга.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические и исторические аспекты формирования молодежного досуга

1.1. Сущность и содержание досуга: подходы различных авторов……………………………………………………………………..6

1.2. Исторические корни и современные концепции молодежного досуга…………………………………………………………………...…15

1.3.  Основные формы и виды молодежного досуга………………………………………………………………...……37

Глава 2. Анализ динамики развития сферы молодежного досуга в Чувашской Республике

2.1. Тенденции развития общественно-значимых молодежных форумов…………………………………………………………...………46

2.2. Опыт проведения молодежных форумов в Чувашской Республике………………………………………………………………...54

2.3. Составить рекомендации по организации и проведению молодежных форумов………………………………………...…………63

Заключение…………………………………………………….…...68

Список использованной литературы………………………….......71

Приложение

Введение




В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры.

Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.

Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в не физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи.

Практика молодежного досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для молодежи являются музыка, танцы, игры, ток-шоу, КВН, однако, не всегда культурно - досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Надо не только знать
сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий.

Совершенствования деятельности по организации досуга сегодня является актуальной проблемой. И ее решение должно идти активно по всем направлениям: совершенствование хозяйственного механизма, разработка концепций учреждений культуры в новых условиях, содержание деятельности, планирование и управление учреждений сферы досуга.

Интерес к проблемам молодежи носит постоянный и устойчивый характер в отечественной философии, социологии, психологии, педагогике.

Социально-философские проблемы молодежи как важной социальной группы общества нашли свое отражение в исследованиях С.Н. Иконниковой, И.М. Ильинского, В.Т. Лисовского и др. Значительный вклад в исследовании досуга молодежи внесли Б.А. Трушин, Э.В. Соколов, И.В. Бестужев-Лада. В научный анализ теории и практики культурно - досуговой деятельности значительный вклад внесли Ю.А. Стрельцов, А.Д. Жарков, Ю.Д. Красильников.

Актуализация вопросов молодежного досуга обусловлена и тем, что молодое поколение, в соответствии со своими социокультурными потребностями, время досуга посвящает в основном общению в молодежных компаниях, группах сверстников, где формируется особая молодежная субкультура, влияющая на становление личности молодого человека. Молодежные субкультуры представляют собой явление, обусловленное как характером культуры и социальных взаимодействий современного общества, так и принципиальным изменением в его рамках места и роли молодежи. В связи с тем, что негативные проявления в сфере досуга во многом обусловлены его неорганизованностью, возникает необходимость определения способов регулирования досуговой сферы жизнедеятельности молодежи. Таким образом, досуг как социокультурная сфера жизнедеятельности современной российской молодежи требует глубокого научного осмысления.

Объект исследования – молодежь современной России.

Предметом исследования является изучение и анализ традиционных и инновационных форм молодёжного досуга в Чувашской Республике.

Цель работы
– проанализировать традиционные и инновационные формы организации молодежного досуга и определить тенденции его развития в условиях региона.

Задачи исследования:

1) рассмотреть сущность и содержание досуга;

2)осветить исторический аспект и современные концепции молодежного досуга;

3) изучить формы и виды молодежного досуга;

4) проанализировать динамику развития сферы молодежного досуга в Чувашской Республике;

5) обобщить и проанализировать опыт проведения молодежных форумов в Чувашской Республике.

База исследования – молодежные форумы Чувашской Республики.

Методы – изучение теоретических источников, нормативно-правовой базы по проблеме исследования.

Новизна – осуществлен анализ  тенденции развития общественно-значимых молодежных форумов и впервые обобщен опыт проведения молодежных форумов в Чувашской Республике.

Гипотеза исследования. В современных условиях во многих социально и экономически развитых субъектах Российской Федерации сложилась ситуация, при которой процесс самоорганизации молодежи повлек за собой создание молодежных организаций, которые, в свою очередь, начали активно влиять на формирование молодежной политики в регионах, способствовать в той или иной степени развитию институтов гражданского общества и как следствие, увеличение влияния его составляющих (традиционных и инновационных видов досуговой деятельности, значимых для молодежи).

Курсовая состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.

Глава 1. Теоретические аспекты формирования молодежного досуга

    1. Сущность и содержание досуга: подходы различных авторов




Несмотря на то, что сфера досуга не является непосредственно ни социальным институтом, ни социальной организацией, в ней реализуют свои функции многие институты и организации. В первую очередь, это институты и организации культуры: кино, театры, музеи, СМИ, физическая культура и спорт, образование и т.д. Очевидно, что досуговая деятельность - это не то же самое, что свободное время, она есть его «ядро», содержание. Помимо досуга, свободное время включает в себя, по определению К. Маркса, «более возвышенную деятельность» [37, с. 65].

Следует заметить, что в начале XX века данные понятия считались синонимичными. Сегодня если под досугом подразумеваются занятия, непосредственно относящиеся к отдыху, развлечению, разрядке, восстановлению затраченных на работе (в учебе) сил, то более возвышенная деятельность включает в себя то, что направлено, прежде всего, на развитие личности – творческие занятия, любительский труд, общественную активность, физические упражнения. При этом речь не идет о том, чтобы противопоставлять их друг другу или сортировать по значению. И та, и другая части свободного времени одинаково важны для человека, но выполняют при этом разные социальные функции. Такое четкое определение термина «досуг» было сформировано только в середине XX века, т.к. количество свободного времени постоянно увеличивалось - с менее, чем 1 тыс. часов в год в доиндустриальных обществах - и до 4 тыс. часов в год в современных индустриальных странах.

В то же время определенные формы досуга можно рассматривать как сферу растущего сопротивления стандартизации и рыночным отношениям. В 1950-х гг. появились концепции «общества досуга», «посттрудового общества». В них современное общество рассматривалось как общество, в котором труд утрачивает свое прежнее доминирующее значение: сокращение рабочего времени ведет к возрастанию роли досуга, который занимает то место, которое в прошлом занимал труд. Досуг становится главным жизненным интересом и главным основанием идентичности человека.

Досуг – часть нерабочего времени, которая остаётся у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей. Это специфическая сфера свободного времени человека, являющаяся временем «свободного самовыражения» его сущностных сил. Содержание понятия досуга по природе своей дуально. С одной стороны, оно выступает в качестве реакреационного средства, позволяющего восстанавливать интеллектуальный, культурный и физический потенциал, с другой — развивать всю совокупность духовных и физических качеств личности, исходя из ее социокультурных потребностей. В силу этого обстоятельства, досуг является относительно самостоятельной сферой жизнедеятельности молодежи, в которой ее потребности опредмечиваются на основе свободного выбора. С этой точки зрения ему нет равных в степени возможной самореализации личности. Поскольку основной признак, отличающий время досуга от свободного времени - это возможность выбора видов деятельности, исходя из социокультурных интересов и духовно-нравственных предпочтений, это определяет потребность в формировании культуры досуговой деятельности молодежи как органической части воспитательного процесса.


Точно также, как и появление позднего интереса со стороны социологического сообщества к понятию «досуг», возрастало внимание к изучению понятия «молодежь». В социологии подчеркивается важность этой возрастной категории в связи с тем, что она, молодежь, является проводником новых идей, инициатив, выступает носителем новейших знаний. Как подчеркивал современный немецкий социолог К. Менерт, роль молодежи в историческом процессе состоит в кристаллизации ценностей будущего [26, с. 26].

В российской социологической энциклопедии дано следующее определение молодежи. «Молодёжь – большая общественная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и их социально-экономическим и общественно- политическим положением; их духовный мир находится в стадии становления, формирования» [21, с. 11].

В то же время, само понятие «молодежь» претерпевало многочисленные изменения, в том числе и по причине нечеткости возрастных границ, которые менялись в разное время от 14-17 лет до 25-30 лет.

Но не возраст, как таковой, а положение в обществе служит основой выделения молодежи как особой общественной группы. В целом в социологических концепциях до сих пор нет единого и однозначного толкования понятия молодежь. В.Т. Лисовский, доктор философский наук, считал молодежь специфическим «сложным, социальным образованием, постоянно воспроизводящей и изменяющей социальную структуру демографической общественной группой, имеющей «общие социально-психологические особенности и ориентации» [26, с. 65].

Главными принципами научного исследования понятия молодежи являются:

1. Исторический подход к проблемам молодежи. Социология молодежи исследует специфические особенности молодежи как социально-демографической группы, вскрывает причинную обусловленность изменений в жизни вступающих в жизнь поколений в конкретных исторических условиях.

2. Анализ фактического образа жизни молодежи как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне.

3. Анализ путей постоянного развития молодежи. Следует учитывать, что каждое новое поколение молодежи вырастает в несколько измененных, чем прежние, социальных условиях.

4. Дифференцированный подход к молодежи: она не представляет собой однородную группу.

5. Понимание образовательной, профессиональной, культурной, национальной и социально-политической неоднородности молодежи, наличия в ее среде различий, которые часто оказываются решающими в тот или иной момент развития общества.