Файл: 1 Исторические корни и современные концепции молодежного досуга.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Важным аспектом рассматриваемого вопроса выступает соотношение понятий «досуг» и «свободное время».

Немецкий ученый Г. Клут эти понятия совмещает, свободное время он рассматривает как противоположный трудовой деятельности мир, в котором активность человека направлена на отдых. Аналогичной точки зрения придерживается отечественный исследователь Э.М. Коржева, рассматривая термин «досуг» как синоним слова «свободное время». Сравнительный анализ интерпретаций свободного времени и досуга в отечественной и зарубежной науке позволил сформулировать наиболее точное и полное определение этих понятий. Досуг –часть свободного времени, совокупность занятий, выполняющих функцию восстановления физических и психических сил человека; деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причине материальной необходимости.

Итак, зарубежные и отечественные представители социологической науки конца XIX начала XX века, такие как Ж. Дюмазедье, М. Каплан, Т. Кэндо, Б.Л. Грушин, Г.Е. Зборовский, Г.П. Орлов, заложили основные подходы к изучению свободного времени и досуга, дали первоначальные сравнения данных понятий, а также их четкое определение.

В истории отечественной социологии важность вопросов определения понятия «досуг» была осмыслена в 1960-70-е гг. XX века, когда в отечественной литературе стали появляться брошюры и статьи, в которых варьировались названия «Культура и досуг», «Досуг и культура», «Культура досуга» и другие, родственные им. Многие из печатавшихся в то время работ не имели социологического характера, а представляли скорее жанр публицистики.

Однако после распада Советского Союза, уже в постсоветской России проблемы, ставившиеся ранее, потеряли свою актуальность. Резкое падение уровня жизни у значительной части членов общества выдвинуло на первое место не столько вопросы использования свободного времени сточки зрения его содержания и насыщения видами культурной деятельности, сколько возможности поисков дополнительной работы в часы, свободные от основной.

На сегодняшний день появилось большое количество публикаций, затрагивающих тематику «досуга», и связано это, в первую очередь, с возрастающей ролью досуга не только в жизни молодежи, но и всего общества в целом.

Очень хорошо описана современная ситуация в данном контексте в работах Дениела Белла («Теория постиндустриального общества») и многочисленных публикациях французского социолога Жорфа Роже Дюмазедье [39, с. 16].


Дениел Белл в своей книге «Приход постиндустриального общества» для характеристики различных эпох использует осевые принципы анализа общественной жизни. Для каждого этапа есть свой осевой принцип. Осевым принципом современной культуры является стремление человека к самореализации. Для экономики постиндустриального общества характерен переход от производства товаров к производству услуг. И теперь более важным для человека становится не труд, а досуг.

В свою очередь, эмпирические исследования и их теоретический анализ привели Дюмазедье к мысли, что досуг, или свободное время, в жизни современного жителя развитых стран незначительно уступает рабочему времени и имеет тенденцию к возрастанию; а по ценности, предпочитаемости, привлекательности – он превзошел труд (многие люди предпочитают меньше зарабатывать, но иметь больше свободного времени).

Как сфера жизнедеятельности общества досуг занял значительное место, вызвал развитие целых отраслей экономики, досуговой инфраструктуры. Самоценный, самодостаточный характер досуга сделал его «независимой переменной». Он определил важность изучения данного понятия. Автономизация досуга, изменение жизненных ориентаций на досуг, особенно у молодежи - свидетельство коренных изменений в образе жизни, наступления «цивилизации досуга». Идея «цивилизации досуга», фиксирующая качественные изменения в досуге, получила значительное распространение в западной социологии.

В анализе проблематики свободного времени и досуга наиболее интересно и важно обратить внимание на такую возрастную категорию как молодежь. Соответственно следует более подробно осмыслить само понятие «молодежь», которое в данной статье соотносится с понятием «досуг», когда исследуется общее понятие «досуг молодежи».

Как отмечал профессор В.Т. Лисовский, всплеск общественного интереса к молодежным проблемам связан с кризисом в российском обществе, который породил новый конфликт поколений, не исчерпывающийся традиционным для любого общества расхождением «отцов» и «детей» во взглядах на одежду и прическу, музыку, танцы и манеры поведения. В России он касается философских, мировоззренческих, духовных основ развития общества и человека, базисных взглядов на экономику и производство, материальную жизнь общества. Поколение «отцов» оказалось в положении, когда передача материального и духовного наследия преемникам практически отсутствует [26, с. 74].

В рамках советской и российской социологии молодежи можно выделить как характерные для мировой социологии, так и специфические «советские» черты. К числу последних можно отнести следующие: представление молодежи как компонента социальной структуры и элемента мобильности – в связи с проблемами образования рынка труда и демографическими проблемами. Существенно слабее в российской социологии, чем в западной, разработана проблема поколенческих и культурных изменений молодежной субкультуры, политического протеста и экстремизма, которые стали рассматриваться лишь в 1990-е годы XX века.


Молодежь является объектом изучения многих социально-гуманитарных дисциплин: философии, педагогики, демографии, политики, социологии, психологии. Общеметодологические основы изучения проблем молодежи ранее были затронуты в трудах философов, историков, социологов и политологов, психологов, рассматривающие общественное развитие в целом - Платона, Аристотеля, Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Энгельса, У. Джемса, А.Д. Тойнби, Э. Дюркгейма, М.Вебера, Н.А. Бердяева, О. Шпенглера, К.Ясперса, Э.Фромма, В. Франкла, А. Маслоу, К. Леви-Строса и др. Время выделения социологии молодежи в отдельную отрасль социологического знания относится к молодежной революции 1960-х гг. XX века, когда потребность в понимании сути молодежного протеста привела к росту внимания исследователей к молодежной проблематике. Та же ситуация происходит и сегодня, когда после десятилетия реформ социологи начинают проводить специальные исследования по изучению наиболее болезненных форм молодежного поведения, например протестного.

В советской социологии длительное время молодежь не рассматривалась как самостоятельная демографическая группа, поскольку выделение такой группы не укладывалось в существующее представление о классовом устройстве общества и его социально-политическом единстве. Чаще всего молодежь выступала как часть рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, студенчества. В период 1960-90-х годов в отечественной науке сложились определенные концептуальные направления по части определения оснований для анализа проблем молодежи. Они были связаны с так называемым мыследеятельностным подходом к этому анализу.

В 1990-е гг. усилился интерес российских исследователей к научному осмыслению проблем адаптации молодежи к условиям переходного периода, который закладывает основы и частично формирует долговременные, стратегические жизненные установки и ценностные ориентации различных социальных групп общества.

Одно из первых социологических определений понятия «молодежь» в конце 1960-х годов было сформулировано основателем ленинградской школы исследований молодежных проблем социологом В.Т. Лисовским: «Молодежь

- это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих (а в более зрелом возрасте уже усвоивших) образовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых (подготовленных) обществом к усвоению и выполнению социальных ролей. В зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». Позднее более полное определение дал социолог И.С. Кон: «Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла, биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации». И можно добавить, преобладающих духовных ценностей в тот или иной период. Например, в так называемое «застойное время» ценности профессиональной карьеры заменялись гиперболизированными ценностями в сфере досуговой деятельности, и это во многом сказалось на процессе социализации молодежи того периода.


Методологические положения о проблемах социализации молодежи и первые попытки выделения данной возрастной группы в отдельную социальную категорию были представлены в концепциях М. Вебера, Г. Маркузе, А. Маслоу, Т. Парсонса, П.А. Сорокина, А. Тойнби, А. Тоффлера, Ю. Хабермаса, Э. Эриксона, К.Ясперса и др.

В процессе более подробного изучения социологических концепций, связанных с понятием «молодежь», были выявлены теории, наиболее полно рассматривающие данное понятие.

Психоаналитическое направление связано с идеями 3. Фрейда, Р. Бенедикта, Л. Фойера, Л. Шелеффа, Э. Эриксона. В рамках данного направления сформировался системный взгляд на развитие личности, особенно в переходный период от детства к зрелости. Преодолев биологизм Фрейда, исследователи изучали этот процесс с учетом влияния не только психофизиологических, но и других - социальных факторов. Например, Л. Фойер утверждал, что «конфликт поколений - универсальная тема человеческой истории. Он основывается на самых изначальных чертах человеческой природы и является, может быть, даже более важной движущей силой истории, чем классовая борьба.

История всех до сих пор существовавших обществ есть история борьбы между поколениями». В этом же контексте работали отечественные социологи Л. Архангельский, С. Иконникова, И. Кон, В. Лисовский, В. Ольшанский, Д. Фельдштейн и другие. Накопленный к началу 1970-х гг. опыт и знания послужили толчком к комплексному исследованию проблем социализации молодежи, особенностей жизнедеятельности ее различных социальных групп.

Существует и структурно-функциональное направление, с точки зрения которого молодежная группа рассматривается как система позиций, заполняемых индивидами с целью приобретения соответствующего социального статуса и исполнения определенной социальной роли. Сторонники этого направления делают акцент на анализе межпоколенческого взаимодействия (Ш. Айзенштадт, автор знаменитой работы «От поколения к поколению»), «сексуальной революции» (В. Райх, Г. Маркузе), «конфликта поколений» (Д. Белл, Э. Фромм, Э. Эриксон, Р. Мертон).

Особое внимание уделялось тенденциям формирования молодого пополнения различных социальных классов и слоев социалистического общества, проблемам освоения молодыми людьми социальных ролей. Значительный вклад в это направление внесли социологи В. Боровик, В. Васильев, А. Капто, А. Колесников, В. Мансуров, Л. Рубина, В. Староверов, С. Фролов, В. Шубкин и др. Они изучали тенденции формирования молодого пополнения рабочего класса, колхозного крестьянства, интеллигенции, социальное положение молодежи, ее трудовую и общественную активность, а также проблемы несоответствия профессионального статуса и квалификационной подготовки уровню образования и материального обеспечения.


На современном этапе осуществляется много научных исследований, посвященных выяснению социальной значимости досуга молодежи, изучаются особенности его использования в современных российских условиях. Среди них можно выделить работы Р.Стеббинса, Л.А. Акимовой, Е.М. Бабосова, И.А. Бутенко, Т.Г. Бутовой, А.Л. Маршака.

Еще одним новшеством в определении понятия «досуг молодежи» является условное разделение досуга на «серьезные» составляющие и «несерьезные» составляющие (отдых/развлечение). На сегодняшний день все более популярным становится посвящение своего досуга общественнополезным занятиям, которые увлекают молодого человека новыми возможностями и перспективой саморазвития. Этот вид досуга отличается от «случайного», или «несерьезного» досуга, предлагающего обычно гораздо меньше возможностей, намного более простого по структуре и редко предполагающего совершенство исполнения [34, с. 46].

В пример можно привести волонтерскую деятельность - того и другого вида. Волонтерство (volunteering) в качестве серьезного досуга отличается от волонтерства как случайного (обычного) досуга. В серьезном досуге волонтеры реализуют карьеру вне работы, приобретая специальные навыки, знания или обучаясь. Еще одно преимущество - самовознаграждение -оказывается единственным из преимуществ, которыми не пользуются участники обычного досуга. Помимо того, что серьезный досуг молодежи является совместным занятием, он вносит значительный вклад в социальную интеграцию. Многие группы серьезного досуга молодежи оказывают широкое благотворное воздействие на благосостояние сообщества.

Но, несмотря на общую популярность серьезного досуга, следует помнить, что социально приемлемая досуговая деятельность должна оптимально сочетать оба типа досуга. Однако нередко молодые люди забывают о желательном балансе двух типов досуга по причине проявления повышенной эмоциональности или к занятиям в сфере серьезного досуга, или к занятиям в сфере несерьезного досуга.

В теории социально-культурной деятельности и смежных с ней отраслях научного зна­ния понятие «инновационная форма досуга» не имеет достаточно чёткого определения. Исследователи значительно суживают рамки представлений о сущностном значении этой категории, понимая под ней лишь внешнее вы­ражение культурных образцов организации досуга, содержащих элементы новизны и осуществляющихся с учётом принятых в моло­дёжной среде норм досугового поведения. Наиболее продуктивным научным подхо­дом к определению вышеназванной категории в методологии социально-культурной деятельности выступает структурно-функцио­нальный подход как логический вариант системного подхода. Позволяя выявить и функционально описать структуру исследуемой категории, он открывает возможность проследить динамику трансформационных связей структурных элементов досуга и сущности самой инновационной формы как способа выражения их содержания. Множественность направлений трансформации, обусловленных преобразовательными процессами в самой педагогической системе социально-культурной деятельности, «пронизана» результатами организации досуга, выраженными в понятиях «досуговые действия», «социально-культурная активность личности», «творческая самодеятельность», «социально-культурное взаимодействие», «самореализация молодёжи», «личностно направленное общение в свободное время» и пр. Инновационные формы организации досуга