Файл: 1 Исторические корни и современные концепции молодежного досуга.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Следует отметить, что социология молодежи изучает социальную жизнь молодежи во всем многообразии ее проявлений, включая образование, семью, брак, политику, досуг и т.п. Объектом социологии молодежи является молодежь как феномен социальной жизни и субъект социальных отношений.

С.А. Шмаков в качестве основания классификации досуговых занятий считает характер осуществляемой ребенком деятельности, которую рассматривает с точки зрения влияния на развитие личности, познавательной деятельности, способностей и задатков ребенка.

Досуг ребенка может быть:

1. пассивным (зрительский, слушательский) и активным (деятельностный);

2. организованным (педагогически целесообразно используемое свободное время)и стихийным (спонтанно протекающий процесс использования ребенком свободного времени);

3. контролируемым и неконтролируемым;  

4. коллективным и индивидуальным;  

5. подражательным и творческим;

6. опережающим и нормативным.

В педагогических исследованиях (Э.В.Соколов, В.Е.Триодин) выделяются следующие виды досуга: отдых, развлечение, самообразование.

Отдых, который снимает усталость и напряжение, восстанавливает физические и духовные силы человека. При пассивном отдыхе напряжение снимается расслаблением, а также созерцанием природы, размышлениями о жизни, молитвой, непринужденной беседой. При активном отдыхе напряжение снимается физкультурой, чтением, работой на садовом участке. Однако активный отдых не должен вызывать утомление физической или культурной деятельностью.

Развлечение как вид досуговой деятельности имеет компенсационный характер. Развлекаясь, человек включает в свой досуг те физические и духовные способности и склонности, которые не может реализовать в труде. Развлечениями являются просмотр художественных фильмов, посещение концертов, театральных представлений, спортивные соревнования, путешествия, прогулки, дающие человеку смену впечатлений.

Отдых и развлечениякак виды досуга сочетаются в праздниках. В празднике человек получает возможность освободиться от повседневных забот и дел, ощущает эмоциональный подъем и получает возможность открытого выражения чувств.

Самообразование как вид досуга направлено на приобщение людей к ценностям культуры и, как правило, не связано с профессиональной или организованной учебной деятельностью. Оно основано на интересе личности к какой-либо сфере. К самообразовательной досуговой деятельности можно отнести чтение литературы (как художественной, так и научной, публицистической), участие в семинарах, диспутах, деловых играх, прослушивание лекций и музыки, просмотр научно-популярных и документальных фильмов. Некоторые из видов самообразовательной досуговой деятельности связаны с приобретением знаний и одновременно с развлечением. Так, к примеру, просмотр научно-популярных фильмов связан и с познанием, и удовлетворением интересов личности. Творческие виды досуговой деятельности представляют собой самый высокий уровень досуга, так как именно он поднимает личность на новую ступень – от потребителя духовных ценностей до их созидателя. К данному виду досуга можно отнести: техническое и художественное творчество, различные хобби, коллекционирование, любительские занятия, например, музыкой, шитьем, вязанием и др.


Профессор Университета Калгари (Канада), член Всемирной ассоциации исследований досуга Стеббинс Р.А. выделял два основных вида досуга: «серьёзный»  и «обычный» досуг. «Серьезный досуг – устойчивые занятия любителя участника общественной (само) деятельности - волонтера - которые увлекают человека многочисленными возможностями и свойственной им комплексностью. Этот вид досуга отличается от "случайного", или "несерьезного" досуга, предлагающего обычно гораздо меньше возможностей, намного более простого по структуре и редко предполагающего совершенство исполнения» [27, с. 65].

Научные исследования в области досуга относят любое из великого множества хобби и предающихся им любителей к одной из пяти категорий: 1) коллекционеры;

2) изготовители и ремесленники («умелые руки»);

3) участники (само) деятельности;

4) участники спортивных состязаний, игр и турниров;

5) любители, увлекающиеся разными областями искусства.

Отличительные качества серьезного досуга:

- эпизодически встречающаяся потребность продолжать это занятие несмотря, например, на страх перед аудиторией, который является обычно проблемой для любителей, занимающихся спортом и выступающих на сцене. Ясно, что приятные ощущения, связанные с деятельностью, в некоторой степени возникают вследствие упорного продолжения этой деятельности, от преодоления препятствий.

- возможность прилагать усилия, чтобы сделать карьеру, переживать важные моменты, достигать целей и участвовать в жизни. Социологический анализ обнаруживает, что карьера вовсе не ограничена миром работы. Большинство, если не все "досуговые" карьеры, обязаны своим существованием тому, что и серьезные участники досуга прилагают значительные личные усилия, основанные на специально приобретенном знании, обучении и навыках. Карьеры серьезных участников досуга «разворачиваются» по направлениям приложения их усилий: ради достижения высокого уровня таланта, спортивного мастерства, получения научного знания или накопления каких-либо других личностных качеств через волонтерство.

- серьезный досуг отличается множеством длительных преимуществ - как духовных, так и материальных. Это самореализация, духовный рост, самовыражение, возрождение или обновление личности, чувство достижения, повышение самооценки, участие в социальном взаимодействии и чувство принадлежности к общности, а также просто изготовление изделий длительного пользования (например, живопись, научная статья, предмет обстановки).


- самовознаграждение - единственное из всех преимуществ, которыми пользуются также и участники обычного досуга. Возможность осознания таких преимуществ оказывается важной целью в серьезном досуге.

- участники серьезного досуга имеют тенденцию четко идентифицировать себя с выбранными ими занятиями.  Напротив, обычный досуг, хотя он едва ли унизителен или достоин презрения, является тем не менее слишком мимолетным, плоским и банальным, чтобы стать основанием особой идентификации для большинства людей.

- каждое проявление серьезного досуга отличается уникальным духом. Центральным его компонентом является групповой социальный мир, который начинает менять форму, когда любители, увлеченные определенной областью, в течении многих лет совместно удовлетворяют существенные общие интересы.

«Обычный досуг, как упомянуто ранее, отличается от серьезного досуга. Он немедленно доставляет пользу сам по себе, как относительно недолгая приятная деятельность, требующая незначительного или не требующая никакого специального обучения, чтобы получить удовольствие. Его типы включают игру (в том числе любительскую), расслабление (например, посиделки, дневной сон, прогулки), пассивное развлечение (телевидение, книги, музыкальные записи), активное развлечение (азартные игры, розыгрыши на вечеринках), оживленные беседы и сенсорное возбуждение (секс, еда, выпивка). Это все значительно менее существенно и не предполагает никакой карьеры вроде той, что описана в отношении серьезного досуга» [12, c. 67].

Советский исследователь Б. А. Трегубов занимался исследованием досуга учащейся молодежи. Он распределил занятия молодых людей в зависимости от характера влияния основных видов деятельности на формирование всесторонне и гармонично развитой личности на три основных типа:

  1. Культурно-творческий тип свободного времени. Набор занятий, связанный с ним, характеризуется одним общим признаком – создание или воспроизводство материальных и духовных ценностей  и включает в себя художественное и научно-техническое творчество, общественную деятельность, различные формы самообразования.

  2.  Культурно-потребительский тип свободного времени. Занятия в рамках этого типа объединены одним общим свойством – потреблением духовных ценностей. Среди этих занятий можно отметить чтение книг, газет, журналов, просмотр телепередач, посещение кинотеатров и театров, концертов, музеев и т.п.

  3.  Рекреативный тип свободного времени, объединяющий различные виды отдыха и развлечений: туризм, спорт, отдых в компаниях, посещение кафе, ресторанов, ночных клубов и т. п.


К слову сказать, наиболее предпочитаемым учащейся молодежью типом времяпровождения на момент проведения исследований Трегубова (1989) являлся культурно-потребительский, однако среди учащихся СПТУ этот тип существенно уступал рекреативному [31, с. 47]

На протяжении всего периода времени, в течение которого исследователи обращали свой интерес к изучению досуга, их взгляды часто расходились. Досуг выступает неотъемлемым элементом свободного времени и подлежит отдельному изучению. Изучив подходы различных авторов к понятию «досуг» можно говорить о том, что досуг - это структурный элемент свободного времени, содержание которого наполнено деятельностью ради собственною удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору.

Существует множество концепций моделей досуга, но их следует рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие друг друга.

На современном этапе исследования свободного времени, ученых интересует не то, как используется время досуга, а то почему именно так оно используется.


1.2. Исторические корни и современные концепции молодежного досуга

Интерес к пространству свободного времени проявляли еще мыслители древности. В работах Аристотеля, позже А. Шопенгауэра, Р. Декарта досуг рассматривается в связи со свободой, саморазвитием, социальным положением.

Смысловое определение досуга как деятельности подтверждает этимология слова «досуг».

Английское слово «досуг» (LEISURE) берет свое начало в латинском языке (LIGERE), что означает «быть свободным». Из латинского языка во французский пришло LOISIR, что означает «быть разрешенным», а в английский - такое слово, как LICENSE, что означает «быть свободным» (свобода отклонять правило, практику и т. д.). Все эти слова являются родственными, подразумевая выбор и отсутствие принуждения [25, с. 19].

Английское слово SCOOL произошло от греческого слова SCHOLE, (досуг), что предполагает окончательное соединение между досугом и образованием.

Слово «досуг» в русском языке употреблялось уже в XV веке. Древнеславянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «досягнуть». Буквально оно означает возможность что-то совершить. «Досужесть» есть достижение чего-то, на что требуется определенный труд и время. Следовательно, досуг осмыслялся как время, когда можно чего-то достичь. Конкретные исторические условия придают особую специфику пониманию досуга. Для первобытного племени досуг означал одно, для греков - другое, для деятелей Ренессанса или Просвещения - третье, для нынешних россиян - четвертое. Возможно, что первобытные люди и пуритане не проводили резкого различия между трудом и досугом, поскольку первые, удовлетворив элементарные потребности в пище, значительную часть времени проводили в отдыхе, играх, сакральных ритуалах и т.д., а вторые свободно избирали изнурительный труд в качестве главной добродетели.


Греки считали работу скульптора или художника функцией досуга, поскольку творчески работать мог только свободный гражданин, но не раб, а современная цивилизация понимает досуг как отсутствие работы. Это свидетельствует о диаметральности расстановки культурных акцентов в разных цивилизациях. В Афинах досуг был первичен, а труд - вторичен. Достаточно глубоко проблему досуга рассмотрел Аристотель: «Вся человеческая жизнь, - писал он, - распадается на занятие и досуг.., а вся деятельность человека направлена частью на необходимое и полезное, частью на прекрасное... Ведь нужно, чтобы граждане имели возможность заниматься делами и вести войну, но, еще предпочтительнее, наслаждаться миром и пользоваться досугом. Совершать все необходимое и полезное, а еще больше того - прекрасное. Досуг - неотъемлемая составная часть жизни человека в связи с потреблением благ, ощущением удовлетворенности, счастья, блаженства, и т.п. Досуг не просто свободное время, а время, заполненное разнообразными занятиями: философскими умосозерцаниями, играми, упражнениями, забавами, искусством, музыкой, беседами, общением и т.д. Досуг требует многих предметов широкого потребления, поэтому рабы не имеют досуга. Количество и качество досуга зависит от форм государственного устройства. Счастье царей – в досуге, тираны же заинтересованы в его отсутствии». Отсутствие досуга Аристотель связывал с отсутствием свободы. Он рассматривал вопросы досуга, только касаясь политиков, воинов и очень осторожно говорил о досуге низших слоев общества – землевладельцев, ремесленников и др., потому что их занятия не создают возможностей для благородных и высоких форм деятельности.

Несмотря на столь раннее происхождение самого термина и возникновение интереса к досугу как пространству времени, современное понятие термина «досуг» сформировалось в период индустриального развития общества.

Через увеличение производительности и интенсивности труда общества такого типа смогли обеспечить сокращение продолжительности рабочего и увеличение свободного времени, его концентрацию в конце дня, недели. Только с появлением индустриального общества досуг и труд, досуг и учеба оказались четко разделенными. Современный подход к изучению сущности, структуры, закономерностей функционирования и развития досуговой сферы деятельности отражен в работах К. Маркса и Т. Веблена. В них находит место работа по формированию понятийного аппарата, связанного с пониманием сущности и наполненности досугового пространства в логически строгих терминах [34, с. 37].