Файл: Реферат Диалектические идеи в естествознании второй половины xix в (тема реферата) фио студента Федькив Валентина Алексеевна Направление подготовки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Российский государственный социальный университет

Факультет политических и социальных технологий


ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

по дисциплине «История и онтология науки»
Реферат
«Диалектические идеи в естествознании второй половины XIX в»

(тема реферата)

ФИО студента

Федькив Валентина Алексеевна

Направление подготовки

Социальная работа

Группа

СРБ-М-1-З-2022-1



Москва 2022

Оглавление


Введение 3

Заключение 10

Список литературы 10



Введение

В XIX в. стало очевидным, что законы ньютоновской механики уже не могли играть роли универсальных законов природы.

Начиная с ХIХ в. основным всеобщим научным методом становится диалектический (И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс). По слову Г. Гегеля, «Природа мышления есть диалектика». Это и саморазвитие мысли, и саморазвитие бытия. Выдвинув новый тип логики, Гегель противопоставлял ее «застывшей», «косной» формальной логике, не способной проникнуть вглубь вещей. Детально разработанный немецкой классической философией, диалектический подход получил свое дальнейшее развитие в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. В их трактовке научно-философское мышление теряет под собой всякую почву без диалектического различения и диалектической раздвоенности. Новое философское мышление было взаимообусловлено новыми тенденциями в науке, которые обозначены в истории науки в качестве второй глобальной научной революции.

Целью данной работы является рассмотрение процесса диалектизации естествознания во второй половине XIX в.


Объект исследования: естествознание второй половины XIX в. Предмет исследования: диалектические идеи в естествознании второй половины XIX в.

Задачи исследования: Проанализировать основные тенденции развития естествознания второй половины XIX в. Описать основные диалектические идеи в естеcтвознании второй половины XIX века.
мышления, предметом которого являются противоречия мыслимого содержания этого мышления.  

Основные тенденции развития естествознания во второй половине XIX в.

Характерной чертой развития естествознания во второй половине XIX века была углубляющаяся специализация. Этот процесс шёл как по горизонтали (возникновение новых отраслей), так и по вертикали, что нашло своё выражение в формировании в большинстве естественных наук двух направлений: изучение строения вещества и видов взаимодействия форм существования материи, материальных объектов и систем.

Так, например, в физике возникли статистическая физика (статистическая механика) (Никола Леонар Сади Карно, Бенуа Поль Клайперон, Рудольф Юлиус Эмануэль Клаузиус), в задачу которой входит установление зависимости между микроскопическими характеристиками системы (масса, импульс, координаты, составляющие систему частиц) и её макроскопическими параметрами (давление, температура, удельный объём идр.), а также термодинамика (Дж. К. Максвелл, Дж. Гиббс, Людвиг Больцман). Именно в это время естествознание из собирающей науки стало, по выражению Ф. Энгельса, «упорядочивающей наукой, наукой о процессах, о происхождении и развитии предметов и о связи, соединяющей эти процессы природы в одно великое целое»

В естествознании, в различных отраслях, независимо друг от друга сложилась новая комплексная методология исследования объектов, явлений, процессов. Это явилось результатом, с одной стороны, процесса интеграции естественных наук, а с другой — отражением единства как природы, так и методов её познания.

В комплексе проблем, которые ставили и решали естественные науки во второй половине XIX века, можно выделить пять основных направлений: 1) поиск новых веществ, вещественных форм: в физике — поле, элементарные частицы (М. Фарадей, Дж. Томсон); в химии — нуклеиновые кислоты; в биологии — поиск новых видов растений и животных, выход на уровень клетки, создание новых вирусов и бактерий (И И. Мечников, Р. Кох, Л. Пастер, Г. Мендель);


2) изучение структур: в химии — строение атома, частиц, поля (Д. И. Менделеев, П. Н. Лебедев); в биологии — строение молекул, клетки, организмов, структуры их химических элементов (Э. Экснер, Л. Бастиан); в физиологии — строение мозга, нервной системы (К. Бернар, Ж. Шарко);

3) исследование характера изменений, превращений форм существования материи, объектов, систем под воздействием внешней среды (А. Пуанкаре, Л. Оствальд, Э. Мах);

4) изучение форм взаимодействия между объектами, системами при отсутствии внешнего воздействия (термохимия);

5) изучение характера взаимозависимости структуры вещества и формы его взаимодействия с внешней средой, т.е. взаимосвязи внутренних и внешних отношений объекта. Некоторым учёным удалось создать теории, вобравшие относительно полно всю новую методологию естественнонаучных исследований (уравнения Э. Максвелла).

Диалектизация естествознания второй половины XIX в.

Этапы развития:

  1. Диалектика античности (наиболее яркий представитель - Гераклит и досократики).

  2. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII - первой половины XIX веков. (И. Кант, Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель). 

  3. Материалистическая диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс, философы советской школы Э. Ильенков, Вазюлин В. А., Готт В. С. и др.)

В более узком смысле диалектика - это название гносеологического метода (методологического принципа познания), который реализуется по схеме тезис-антитезис-синтез. Следуя этому методу, познающий субъект сначала выделяет определенное явление в действительности, формирует для этого явления понятие или формулу (суждение), которые он рассматривает как тезис. Далее процесс познания продолжается формированием антитезиса - формулы или понятия, содержание которых противоположно (противоположно) тезису. Только после этого субъект переходит к рассмотрению и познанию отношений между тезисом и антитезисом - к познанию синтеза. Этот процесс можно повторить на мета-уровне, когда синтез рассматривается как тезис более высокого уровня. Таким образом воспринимается правда.     

Таким образом мы видим что в XIX веке диалектическая идея развития распространилась на широкие области естествознания, в первую очередь, на геологию и биологию.

В первой половине XIX века происходила острая борьба двух концепций — катастрофизма и эволюционизма, которые по-разному объясняли историю нашей планеты. Уровень развития науки этого периода делал уже невозможным сочетать библейское учение о кратковременности истории Земли с накопленными данными о смене геологических формаций и смене фаун, ископаемые остатки которых находили в земных слоях. Именно такое объяснение было предложено французским естествоиспытателем Жоржем Кювье (1769 – 1832). Он утверждал, что каждый период в истории Земли завершался мировой катастрофой. Катастрофизму Кювье и его сторонников противостояло эволюционное учение, которое в области биологии отстаивал крупный французский естествоиспытатель Жан Батист Ламарк (1744 – 1829). В работе «Философия зоологии» (1809) он доказывал, что причиной эволюции является внутреннее стремление к прогрессу, заложенное в каждый организм с момента рождения. Изменяющиеся условия так же оказывают влияние на характер протекания эволюции органического мира. При
взаимодействии с факторами окружающей среды организмы, по Ж.Б.Ламарку, приобретают только полезные признаки, передающиеся из поколения в поколение. Таким образом, Ламарк полагал, что приобретенные под влиянием внешней среды изменения в живых организмах становятся наследственными и служат причиной образования новых видов. Но факт передачи по наследству приобретенных изменений Ламарк не смог доказать и потому его взгляды не получили должного обоснования.

Диалектизация естествознания шла не только по пути утверждения эволюционистского и исторического взгляда на природу («все течет, все изменяется»), но и обнаружением глубокой всеобщей связи явлений природы. К числу наиболее выдающихся открытий, подтверждающих единство и взаимосвязь природы, относится клеточная теория, созданная в 30-е годы 19 века. Ее авторами были ботаник Маттиас Якоб Шлейден (1804-1881), установивший, что все растения состоят из клеток, и профессор, биолог Теодор Шванн (1810-1882).

Все отмеченные открытия в естествознании свидетельствовали, что диалектика заявляет о своих правах на природу, что объективно в природе существуют диалектические закономерности. Но дальнейшее развитие естествознания затруднялось тем, что диалектический характер открываемых закономерностей вступал в противоречие с метафизическим способом мышления самих ученых. Материалистическая диалектика прокладывала себе дорогу стихийно. Назрела необходимость философского осмысления этого явления.

Диалектика Гегеля

Больше всего термин диалектика раскрыл Гегель. Для него диалектика - это такой переход от одного определения к другому, в котором обнаруживается, что эти определения односторонние и ограниченные, то есть содержат в себе отрицание самих себя. Следовательно, диалектика, по Гегелю, является движущей силой всякого научного развития мысли и единственным принципом, который вносит имманентную связь и необходимость в содержание науки....  

В диалектике Гегеля можно выделить три основных элемента:

  1. Попытка обойти кантовское опровержение рационализма. Это опровержение, по Гегелю, справедливо только для систем, которые являются метафизическими, но не для диалектического рационализма, который учитывает развитие разума и поэтому не боится противоречий. Кант опроверг рационализм, заявив, что он, безусловно, ведет к противоречиям. Однако этот аргумент черпает силу в законе противоречия: он опровергает только системы, признающие этот закон, то есть пытающиеся избавиться от противоречий. Этот аргумент не представляет угрозы для диалектической системы Гегеля, которая готова мириться с противоречиями.    

  2. Описание развития разума с точки зрения диалектики. Гегель использует слово разум не только в субъективном смысле - для обозначения определенной умственной способности, но и в объективном смысле - для обозначения всевозможных теорий, мыслей, идей и т. д. Гегель наиболее успешно применил диалектический метод в своей работе. Лекции по истории философии. Гегель, который видел в диалектике истинное описание действительного процесса рассуждений и мышления, считал своим долгом изменить логику, чтобы сделать диалектику важной - если не самой важной - частью логической теории. Для этого ему пришлось отказаться от закона противоречия, который послужил серьезным препятствием для диалектики. 

  3. Философия идентичности. Если разум и реальность тождественны и разум развивается диалектически (что ясно видно в развитии философского мышления), то реальность должна развиваться диалектически. Мир должен подчиняться законам диалектической логики. Следовательно, мы должны найти противоречия в мире, допускаемые диалектической логикой. Именно тот факт, что мир полон противоречий, еще раз проясняет нам, что закон противоречия должен быть отброшен за ненадобностью. На основе философии тождества разума и реальности утверждается, что, поскольку идеи противоречат друг другу, факты также могут противоречить друг другу, и что факты, как и идеи, развиваются из-за противоречий, и поэтому закон противоречия должен быть заброшенным.    


Диалектика марксизма

Понятие диалектики использовали в своих работах Карл Маркс и Фридрих Энгельс, переведя его в материалистическую плоскость (диалектический материализм).

Итак, Маркс понимает философию как науку и пытается построить ее строго по научному методу. Он переходит от абстрактного к конкретному. Бытие определяет сознание, сознание понимается как свойство материи отражать себя, а не как самостоятельная сущность. Материя находится в постоянном движении и развивается. Материя вечна и бесконечна и периодически принимает разные формы. Практика - самый важный фактор в развитии. Развитие происходит по законам диалектики - единство и борьба противоположностей, переход количества в качество, отрицание отрицания.      

Отечественная философская традиция (особенно материалисты) восприняла диалектику Гегеля в интерпретации Энгельса, сформулировавшего так называемые Три закона диалектики:

  1. Закон единства и взаимопроникновения противоположностей.

  2. Закон перехода количественных изменений в качественные.

  3. Закон отрицания.

Заключение


В истории изучения природы человеком сложились два прямо противоположных, несовместимых метода этого исследования, которые приобрели статус общефилософских, т. е. Универсальных. 

Из всего вышеизложенного следует, что основные принципы диалектики - принцип развития и принцип всеобщей взаимосвязи - получили во второй половине 18-го и особенно в 19-м веках. мощное естественнонаучное обоснование. Это означало крах прежних метафизических представлений о мире и возвращение к его диалектическому пониманию, основы которого были заложены еще в античной натурфилософии.  

Список литературы


  1. Голубинцев В.О., Дацев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Феникс, Ростов-на-Дону 2008.    

  2. Родчанин Е.Г., Колесников В.И. Философия для технических вузов (историко-систематический курс). Москва Наука пресса 2009 г.   

  3. В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорин, В.П. Филатов. Философия. Москва Отожие 2005 г.     

  4. Мераб Мамардашвили Философские чтения Санкт-Петербург, Азбука классики, 2004.