Файл: Модели и методы принятия управленческих решений в организациях.docx
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кафедра государственного и муниципального управления
Курсовая работа
По дисциплине Принятие и исполнение государственных решений
на тему «Модели и методы принятия управленческих
решений в организациях»
Института экономики, управления и финансов
направления подготовки
«Государственное и муниципальное управление»
профиля «Социально-правовое регулирование
государственного управления»
Научный руководитель:
Москва
2022 г.
Содержание
Содержание 2
Введение 2
Глава 1. Структура управленческих решений в муниципальном управлении 6
1.1 Понятие и классификация управленческих решений в муниципальном управлении 6
1.2 Особенности муниципального управленческого решения 14
Глава 2. Технологии разработки управленческих решений в сфере муниципального управления и пути их усовершенствования 21
2.1. Общая характеристика механизма принятия управленческих решений 21
2.2 Проблемы оценки эффективности разработки и принятия управленческих решений в Балаковском муниципальном районе 24
3. Пути совершенствования механизма принятия управленческих решений в сфере муниципального управления 28
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Введение
Управленческое решение — результат креативного, целенаправленного анализа проблемы, выбора путей, методов и средств ее разрешения в соответствии с целью системы менеджмента.
Толчком к управленческому решению является необходимость устранения проблемы или уменьшение ее актуальности, то есть приближение действительных параметров объекта к желаемым, прогнозным. Анализ позволяет обнаружить и доказать наиболее вероятные причины, которые вызвали к жизни проблему. Чаще всего речь идет о следующих факторах:
- неверных принципах, на которых основывается деятельность;
- ошибочных критериях оценки деятельности подразделения
, коллектива или отдельного работника (завышенные критерии покажут наличие проблемы там, где ее в действительности нет, заниженные, наоборот, приуменьшат ее реальное значение);
- патологиях в процессе достижения поставленных целей по причине не только случайной, но и инспирированной, обусловленной стремлением нанести ущерб организации или отдельному лицу;
- непредвиденных обстоятельствах, например, стихийных бедствиях, техногенных катастрофах, политических и экономических катаклизмах.
Во время повсеместного внедрения информационных технологий, огромного потока информации вокруг нас и динамичного образа жизни быстрая и четкая разработка и реализация эффективных управленческих решений (УР) становится залогом успешной деятельности и достижения целей организации, в том числе, и в органах государственного и муниципального управления. В виду большого количества поступающей и обрабатываемой информации практически на любой позиции в системе управления важным становится быстрый и эффективный отбор информации, распределение ее по категориям, оценка ее достоверности.
В практике муниципального управления каждое управленческое решение имеет большую значимость, так как, как минимум, включает в себя рабочие ресурсы (время, финансы, персонал) и, следовательно, должно быть оптимальным и эффективным, т.е., так или иначе, быть рентабельным и приносить прямой или косвенный доход. Поэтому быстрая и, в то же время, оптимальная и качественная разработка и реализация управленческого решения в муниципальном управлении имеет принципиальное значение с точки зрения выживания и развития организации в целом в современном быстро меняющемся мире.
Существуют различные понимания эффективности муниципального управления: экономическая эффективность, социальная эффективность, эффективность в широком и узком смыслах, целевая эффективность. Все эти понятия используются при оценке эффективности управленческих решений вообще и муниципальных в частности.
Отдельные вопросы специфики технологии разработки управленческих решений в сфере муниципального управления и пути их совершенствования были рассмотрены в трудах таких ученых, как А.А. Дульзон, А.В. Тебекин, М.М. Телемтаев, Н.А. Никифорова, В.Б. Ременников, И.П. Скиданов и др.
Целью работы является исследование механизмов принятия управленческих решений органами местного самоуправления и разработка путей их совершенствования.
Реализация указанной цели потребовала решения следующих взаимосвязанных задач:
- рассмотреть специфику муниципального управленческого решения;
- раскрыть понятие и классификацию управленческих решений;
- проанализировать общую характеристику механизма принятия управленческих решений;
- выявить основные проблемы оценки эффективности разработки и принятия управленческого решения в Балаковском муниципальном районе;
- предложить пути совершенствования механизма принятия управленческих решений в сфере муниципального управления.
Объектом исследования выступает принятие управленческих решений органами местного самоуправления. Предметом выпускной квалификационной работы являются технологии принятия управленческих решений в сфере муниципального управления.
Методологической основой данной работы является система философских знаний, определяющая основные требования к научным теориям, к сущности, структуре и сфере применения различных способов познания и анализа. Для решения поставленных задач использовались различные научные методы исследования: из группы общенаучных - анализ, синтез, аналогия, отраслевой, функциональный, системный и структурный подходы, абстрагирование и конкретизация, лингвистический анализ и другие. Из группы частнонаучных специально-юридические методы: - формально-юридический, сравнительно-правовой, технико-юридический, правового моделирования и другие.
Глава 1. Структура управленческих решений в муниципальном управлении
1.1 Понятие и классификация управленческих решений в муниципальном управлении
Среди многообразия проблем в современном муниципальном управлении одной из важнейших на сегодняшний день является разработка, принятие и реализация управленческого решения, являющегося основным инструментом управленческого воздействия в муниципалитете.
Процесс принятия управленческих решений в муниципальном управлении находится на центральном, иерархически главном месте во всей структуре управленческой деятельности, так как именно он определяет и содержание этой деятельности, и ее результаты.
Исследование науки принятия решений начато еще в первой половине 18 века. В это время ученые установили, что функция полезности имеет нелинейный характер. В дальнейшем Pierre-Simon de Laplace доказал, что эта функция имеет логарифмическую форму. Большой вклад в разработку и принятие управленческих решений внес профессор математики John von Neumann, обосновавший теорию игр, утверждал, что многие игры с использованием теории вероятности могут разрешаться вполне рационально1. Достаточно большой вклад в развитие науки об управленческих решениях внесли и советские ученые. Так, в 1939 г. советский математик и экономист, академик Л.В. Канторович сформулировал задачу линейного программирования и разработал алгоритм её решения. Необходимость решения сложных стратегических, геополитических задач 20 века обусловила интенсивное развитие науки принятия решений. В дальнейшем она, расширив границы понимания, была распространена и на область экономического управления.
Обобщая научную литературу и взгляды специалистов, можно заключить, что теория управленческих решений в своем становлении прошли три этапа.
Первый этап (начало 40-х годов 20 века) - группе английских ученых было поручено принять решение по проблемам, связанным с боевыми действиями и обороной. В это время был разработан кибернетический подход к разработке решений, который в дальнейшем получил название «теория принятия решений». Именно этот период ученые считают началом развития теоретических основ принятия управленческих решений.
Второй этап (50-60-е годы 20 века) - Herbert A. Simon и James Gardner March создают новое научное направление
, которое называлось «школа принятия решений». В этот период уже сформированная система разработки и принятия управленческих решений была сформулирована и представлена во многих экономических дисциплинах.
Третий этап (последняя четверть 20 века) - данный этап характеризуется оформлением теории управленческих решений в самостоятельное направление научного знания. В это время в развитии теории принятия решений принимают активное участие математики и философы, психологи и социологи, экономисты и юристы. Необходимость в принятии решений с применением научного подхода возникает на всех этапах процесса управления. Принятие решений рассматривается как составная часть управленческих функций.
Многообразие научной литературы и взглядов специалистов на понятие «решение» позволяет представить его как произвольный акт выбора варианта в человеческом поведении; выбор альтернативы действия или направления действия; акт целенаправленного изменения ситуации, разрешения, формула действий, вариант воздействия; действие руководства, ведущее к разрешению противоречия и изменению ситуации; результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели; один из центральных процессов управления организацией; основанный на оценке издержек выбор из совокупности альтернативных действий.
Несмотря на достаточное количество взглядов на разнообразие формулировок управленческого решения, основные положения просматриваются через все определения. Абсолютно очевидно, что любое управленческое решение составляет основу процесса управления как государственного, так и муниципального.
Наиболее четко понятия «решение» и «управленческие решение» сформулированы в работах В.Б. Ременникова. Решение — это выбор альтернативы в деятельности любого человека. Управленческое решение — это выбор альтернативы, осуществленный лицом, принимающим решение, в рамках его полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.
Любое управленческое решение готовится, разрабатывается и принимается в какой-либо ситуации и, как правило, с целью решения какой- либо проблемы. Этим обусловлена связь понятия «управленческое решение» с такими важными понятиями, как «ситуация» и «проблема».
Ситуация — это некое состояние управляемой системы, оцениваемое целями экономической организации.
Управленческая ситуация - определенная производственная обстановка