Файл: Модели и методы принятия управленческих решений в организациях.docx
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- учет мнения различных слоев местного сообщества при подготовке управленческих решений, затрагивающих их интересы;
- коллегиальный характер принятия наиболее важных решений, установленный законодательством и уставом муниципального образования;
- необходимость отработки системы слаженной работы между отдельными органами местного самоуправления в процессе принятия управленческих решений;
- наличие кроме обычных форм контроля за исполнением принятых управленческих решений дополнительного вида контроля - общественного, подконтрольность органов муниципальной власти второму субъекту муниципального управления - местному сообществу.
К управленческому решению предъявляется ряд требований, к числу которых можно отнести:
- всестороннюю обоснованность решения;
- своевременность;
- необходимую полноту содержания;
- полномочность;
- согласованность с принятыми ранее решениями.
Всесторонняя обоснованность решения означает, прежде всего, необходимость принятия его на базе максимально полной и достоверной информации. Однако только этого недостаточно. Оно должно охватывать весь спектр вопросов, всю полноту потребностей управляемой системы. Для этого необходимо знание особенностей, путей развития управляемой, управляющей систем и окружающей среды. Требуется тщательный анализ ресурсного обеспечения, научно -технических возможностей, целевых функций развития, экономических и социальных перспектив предприятия, региона, отрасли, национальной и мировой экономики. Всесторонняя обоснованность решений требует поиска новых форм и путей обработки научно-технической и социально-экономической информации, то есть формирования передового профессионального мышления, развития его аналитико-синтетических функций5.
Своевременность управленческого решения предполагает, что принятое решение должно быть принять вовремя, не опережая и не отставая от потребностей и задач социально -экономической системы. В противном случае преждевременное решение не найдёт подготовленной для его реализации него почвы, тем самым может дать толчок для развития негативных тенденций.
Запоздалое решение также не способствует положительному развитию ситуации, а только усугубляет без того негативный процесс.
Необходимая полнота содержания решений означает, что решение должно охватывать весь управляемый объект, все сферы его деятельности, все направления развития. В наиболее общей форме управленческое решение должно охватывать:
- цель (совокупность целей) функционирования и развития системы;
- средства и ресурсы, используемые для достижения этих целей;
- основные пути и способы достижения целей;
- сроки достижения целей;
- порядок взаимодействия между подразделениями и исполнителями;
- организацию выполнения работ на всех этапах реализации решения.
Важным требованием управленческого решения является полномочность (властность) решения - строгое соблюдение субъектом управления тех прав и полномочий, которые ему предоставлены высшим уровнем управления. Сбалансированность прав и ответственности каждого органа, каждого звена и каждого уровня управления - постоянная проблема, связанная с неизбежным возникновением новых задач развития и отставанием от них системы регламентации и регулирования.
Согласованность с принятыми ранее решениями означают также необходимость соблюдения четкой причинно-следственной связи общественного развития. Если необходимо, должны отменяться принятые ранее решения, вступившие в противоречия с новыми условиями существования системы. Появление противоречащих друг другу решений есть, прежде всего, следствие плохого познания и понимания законов общественного развития, проявления низкого уровня управленческой культуры.
Таким образом, мы делаем вывод, что механизм принятия управленческих решений это сложный, последовательный процесс, который должен быть выполнен, опираясь на план действий, сроки, цели и средства для достижения положительного результата. Само слово механизм предполагает, что все его связующие должны четко работать, неправильная работа одного связующего «звена» нарушит всю работу цепочки, что может негативно сказаться на принятии управленческого решения.
2.2 Проблемы оценки эффективности разработки и принятия управленческих решений в Балаковском муниципальном районе
Цель разработки и принятия управленческого решения в Балаковском муниципальном районе состоит в максимизации общественного благосостояния. Рациональность и эффективность разработки и принятия управленческих решений в Балаковском муниципальном районе определяется следующими критериями: экономичностью, производительностью используемых ресурсов и результативностью затрат.
Экономичность характеризует затратную (ресурсную) сторону эффективности управленческого решения. Экономичными являются такие решения, при которых ресурсы необходимого состава, количества и качества приобретаются и используются с минимально возможными издержками. Экономичность означает отсутствие использования большого количества ресурсов, создания излишних запасов, оплаты компонентов затрат по ценам, превышающим минимальные.
Производительность — это соотношение количества продукции или услуг с величиной затрат на их производство. При принятии управленческих решений в системе государственного и муниципального управления используются показатели, отражающие производительность труда и иных отдельных видов ресурс затрат, а также интегральные показатели, предполагающие соизмерение затрат между собой.
На сегодняшний день в администрации Балаковского муниципального района существуют структуры, позволяющие эффективно выполнять функции и решать задачи, возложенные на администрацию. В то же время существует поле деятельности для дальнейшего совершенствования.
Необходимо продолжать претворять в жизнь процесс автоматизации и информатизации администрации, более широко использовать систему ротации кадров, уделять больше внимания вопросу мотивации труда муниципальных служащих, эффективней готовить и использовать внутренние кадровые резервы, налаживать более плотные связи между структурными подразделениями администрации.
Низкая правовая культура и низкая осведомлённость населения о деятельности органов местного самоуправления не оказывает положительного влияния на социальный климат внутри муниципального образования.
Неосведомленность населения муниципального образования о деятельности муниципальных учреждений и предприятий является немаловажной проблемой. Население несвоевременно получает информацию о важных изменениях в работе данных структур, которые так или иначе касаются их жизнедеятельности.
Перечень муниципальных учреждений и предприятий Балаковского муниципального района включает в себя:
- АО "Балаковский пассажирский автокомбинат"
- АО КСЦ "Дельфин"
- МАУ "Бизнес -Инкубатор БМР Саратовской области"
- МАУ БМР "Информационный центр Балаковские Вести"
- МБСПУ "Комбинат благоустройства"
- МБУ "БалАвтоДор"
- МКУ "УТХО РНД и АД" БМР
- МКУ "Централизованная бухгалтерия органов местного самоуправления БМР"
- МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства»
- МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства»
- МКУ «Управление по делам ГО, предупреждения и ликвидации последствий ЧС администрации БМР»
- МКУ «Централизованная бухгалтерия по обслуживанию управлений культуры, спорта, молодежи и туризма администрации БМР»
- МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования Балаковского муниципального района Саратовской области»
- МКУ БМР "Служба субсидий"
- МУП "Балаково-Водоканал"
- МУП "Информационно -расчетный центр"
- МУП БМР «Гигиена»
- Отдел опеки и попечительства администрации БМР
Основными причинами создания базы всех тех структур, которые работают на решение вопросов местного значения, является:
- несвоевременная информация от муниципальных учреждений и предприятий БМР;
- нет определенного ресурса, где будет размещаться вся информация (из этого вытекает сложность информирования населения);
- плохо развитая обратная связь от населения;
- недостаточная информационная осведомленность населения о деятельности муниципальных предприятий и учреждений;
- отсутствует структурирование информации, которое бы позволило пользователю провести ее анализ и обработку;
Исходя из этого, мы понимаем, что устранение этой проблемы улучшит связь между органами местного самоуправления и населением, тем самым позволит грамотно принимать управленческие решения.
3. Пути совершенствования механизма принятия управленческих решений в сфере муниципального управления
Проанализировав недостатки разработки и принятия управленческих решений в Балаковском муниципальном районе, предлагается создать единую базу всех муниципальных предприятий и учреждений Балаковского муниципального района, которые работают на решение вопросов местного значения.
Усовершенствование — это переход от существующей к более совершенной системе.
В нашем случае — это создание единой (электронной) базы муниципальных учреждений и предприятий БМР.
База данных — это объективная форма представления и организации совокупности данных (например: статей, расчетов), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.
База данных представляет собой определенным образом структурированную совокупность данных, совместно хранящихся и обрабатывающихся в соответствии с некоторыми правилами. Как правило, база данных моделирует некоторую предметную область или ее фрагмент. Очень часто в качестве постоянного хранилища информации баз данных выступают файлы.
Структурирование информации позволит пользователю получить точный отчет в виде изображения, текста, документа или таблицы. Базу данных можно дополнять, обновлять в зависимости от актуальности информации.
Таким образом, предлагается создать единый интернет-ресурс, на котором муниципальные предприятия и учреждения будут должны обнародовать информацию о различных изменениях в их деятельности, нужной населению.
Администрация будет выступает учредителем данного ресурса, а также контролировать своевременность обнародования информации данными муниципальными учреждениями и предприятиями.
Сайт будет представлять собой базу данных всех муниципальных предприятий и учреждений Балаковского муниципального района, на нем будет размещена контактная информация, местоположение, график работы и так далее.
Основная идея создания интернет-ресурса - унификация предоставления населению муниципального образования информации о деятельности предприятий и учреждений Балаковкого муниципального района. Каждая структура обязана предоставлять информацию о своей деятельности в удобной и доступной форме для населения.
Администрация должна провести мероприятия по осведомлению населения о созданном интернет-ресурсе.