Файл: Н. С. Слепцов Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А. В.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 984
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ
Определения предмета социологии
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии
Становление социологии как науки
Классические социологические теории
Современные социологические теории
§ 1.3. УРОВНИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ
§ 1.4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В СОЦИОЛОГИИ
§ 1.5. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Этапы социологического исследования
§ 2.4. ЕДИНСТВО И РАЗНООБРАЗИЕ КУЛЬТУР
Процесс “управления впечатлениями”
§ 3.3. СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА
Жизненный цикл в разных культурах
Ранняя зрелость, или молодость
Глава 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОРГАНИЗАЦИИ
§ 4.2. КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
Веберовская концепция бюрократии
Глава 5. ДЕВИАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
Социальные характеристики девиации
§ 5.2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ДЕВИАЦИИ
Изучение девиантного поведения
§ 5.3. ПРЕСТУПЛЕНИЕ И СИСТЕМА ПРАВОСУДИЯ
Система правоохранительных органов
Глава 6. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
§ 6.1. МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ
Открытые и закрытые системы стратификации
§ 6.2. СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ
Гендерное неравенство и социальная стратификация
§ 6.3. ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА
Функционалистская теория стратификации
Конфликтологическая теория стратификации
§ 6.4. КЛАССОВАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВ
Стратификация современного российского общества
Идентификация социальных классов
Социальная мобильность в индустриальных обществах
Глава 7. РАСОВОЕ, ЭТНИЧЕСКОЕ И ТЕНДЕРНОЕ НЕРАВЕНСТВО
§ 7.1. РАСОВАЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
Расы, этнические группы и меньшинства
Функционалистская и конфликтологическая теории
Национально-этнический состав России
§ 7.2. ТЕНДЕРНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
Гендерные роли в России и западных странах
Функционалистский подход к проблеме семьи
Конфликтологический подход к проблеме семьи
§ 8.2. БРАК И СЕМЬЯ В РОССИИ И США
Насилие, жестокое обращение с детьми и инцест в семье
Динамика браков и разводов в России
Семьи с неродным отцом или матерью
§ 8.3. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СТИЛИ
Причины разнообразия жизненных стилей
Глава 9. РЕЛИГИЯ, ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Типы религиозных верований и практик
Социальные формы организации религии
Конфликтология и функционализм о религии
Подтверждение традиции: исламская революция в Иране
Изменения в секулярном мире: протестантская этика
Проблемы взаимоотношений государства и церкви в России
Функционалистский подход к образованию
Образование в современной России
Функционалистский подход к здравоохранению
Конфликтологический подход к здравоохранению
ГЛАВА 10. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ
Факторы, влияющие на изменение численности населения
Демографические процессы в России
Теория демографического перехода
Демографический прогноз численности населения земного шара
Глава 11. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
§ 11.1. ИСТОЧНИКИ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
Подходы к изучению социальных изменений. Концепции социального прогресса
Модернизация и индустриализация
Социальные изменения в странах третьего мира
Мировая система и процессы глобализации
§ 11.2. КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Разнообразие моделей коллективного поведения
Предпосылки коллективного поведения
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕИзменения в мире
Однако официальные статистические данные не отражают реальной ситуации. Особенность преступлений этих составов заключается в том, что они преимущественно не заявляются, а выявляются сотрудниками правоохранительных органов, вследствие чего их латентность очень высока.
По оценкам экспертов, на каждого выявленного потребителя наркотических средств приходится 10-12 невыявленных, занятых приобретением, изготовлением, хранением и перевозкой наркотиков. Если к ним добавить сбытчиков и содержателей притонов, то реальные показатели преступлений, связанных с наркотиками, должны быть на порядок выше.(Двойменный И.А. Незаконный оборот наркотиков//Социологические ис следования. 1999. № 5.) Удельный вес данных преступлений в 1996 г. в целом по России составил 3,7%. Органами внутренних дел слабо решаются задачи перекрытия каналов и источников поступления наркотиков в незаконный оборот, их основные усилия направляются на борьбу именно с потребителями, о чем свидетельствует тот факт, что 83,4%всех выявленных преступлений составляют незаконное изготовление, приобретение, хранение и перевозка наркотических средств без цели сбыта, т.е. для личного потребления. В то же время наиболее опасные деяния связаны с распространением наркотиков, вовлечением в их потребление новых лиц, но они занимают очень скромное место в общем массиве выявленных преступлений. Аналогичная картина сложилась и в 1996 г. Выявляемость и без того малой доли (10,2%) наиболее тяжких видов наркоманийной преступности (сбыт наркотиков и содержание притонов) продолжает снижаться (более чем в 2 раза за 9 месяцев 1996 г.). Налицо ослабление активности в деятельности правоохранительных органов и, вероятно, совершенствование приемов и методов действий противоположной стороны.
По данным статистики, число осужденных по приговорам судов за преступления, связанные с наркотиками (по России) составило в 1994 г.– 28,5 тыс. человек; в 1995 г.– 38,6 тыс.; в 1996 г.– 45,7 тыс.; в 1997 г.– 65,3 тыс. человек.(Российский статистический ежегодник. Официальное издание. М., 1998.)
Наркомания неудержимо проникает в молодежную среду. Практически по меньшей мере каждый пятый в возрасте 16-24лет пробовал наркотические вещества или находился под их воздействием и болезненно зависит от них. Реальный уровень .наркотизации значительно выше, чем фиксируется показателями наркологической службы. Хотя большая часть населения осознает личную и социальную опасность употребления наркотиков, сопротивляемость наркотическому процессу ослаблена.
Наркотизации способствуют референтные группы: друзья, знакомые, эпизодически или систематически употребляющие наркотики (по меньшей мере четверть молодых людей считает распространение наркотиков обычным бизнесом); специализированные криминальные группы по изготовлению, транспортировке, хранению и сбыту наркотических препаратов (есть все основания полагать, что сеть этих групп расширяется). Внутренними психологическими мотивами употребления наркотиков являются: потребность в снятии психологического стресса; любопытство; желание испытать необычные ощущения и себя в этих ощущениях.
“Великая криминальная революция”. Это афористичное выражение означает захват собственности в Советском Союзе и постсоветской России криминальными структурами; впервые его использовал кинорежиссер Станислав Говорухин, снявший первый и лучший советский фильм о криминальной группировке “Место встречи изменить нельзя”. Но если Говорухин считает, что “великая криминальная революция” началась с наступлением перестройки, либерализации и приватизации, то журналист Александр Максимов утверждает, что “к середине 80-х гг., когда верхи уже не могли, а низы еще не очень-то и хотели, уже был оформлен, идейно и физически вооружен истинно революционный класс, решивший, что отныне не только “зона”, но и вся страна должна жить по законам зоны. У него уже был свой собственный базис – многомиллионные “общаки”, своя надстройка – воры в законе, “смотрящие”, “бригадиры” и “авторитеты”, свой манифест – “Кодекс воровской чести”. Точка зрения Максимова ближе к действительности, лучше аргументирована, чем представление Говорухина. Формирование базиса относится к 1970-м гг., когда появились первые подпольные цеха, вырабатывавшие “левую” продукцию и получавшие в силу дефицита огромные прибыли. Именно тогда стали подкупать нужных чиновников и сотрудников правоохранительных органов, с той поры воротилы теневого бизнеса начали создавать собственные “крыши”. В 1970-х гг. появилась первая крупная банда рэкетиров, которая паразитировала на подпольных бизнесменах, – банда Монгола. В конце 1970-х гг. в Кисловодске состоялась сходка подпольных воротил всего Советского Союза, принявшая “постановление” отчислять в воровские “общаки” 10% прибыли подпольных коммерсантов в обмен на защиту и помощь в конфликтных ситуациях. Затем кооперативное движение позволило создать первые легальные “крыши” для отмывания преступных капиталов, а после развала Советского Союза криминальные структуры получили огромные возможности для захвата национальной
собственности.(См.: Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек: Энциклопедический словарь. М., 2000. С. 141-142.)
Назад | Содержание | Вперед |
Глава 6. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
Большая часть обществ организована таким образом, что их институты неодинаково распределяют блага и ответственность среди разных категорий людей и социальных групп. Социологи называют социальной стратификацией расположение индивидов и групп сверху вниз по горизонтальным слоям, или стратам, по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профессиональном престиже. С этой точки зрения социальный порядок не является нейтральным, а служит достижению целей и интересов одних людей и социальных групп в большей степени, чем других.
Вопрос “кто что получает и почему?” интересовал человечество всегда. Первые иудейские пророки, жившие за 800 лет до н.э., в частности Амос, Михей и Исайя, неизменно порицали богатых и могущественных членов общества. Михей, например, обвинял за то, что те захватывали поля и дома своих соседей; были “исполнены насилия”, требовали взяток и совершали бесчестные и вероломные поступки. Древнегреческие философы, в том числе Платон и Аристотель, подробно обсуждали институт частной собственности и рабства. В своем диалоге “Государство” в 370 г. до н.э. Платон писал: “Любой город, каким бы малым он ни был, фактически разделен на две половины: одна для бедных, другая для богатых, и они враждуют между собой”. В индийских Законах Ману, составленных примерно в 200 г. до н.э., дано описание сотворения мира, в котором социальное неравенство считается ниспосланным богами для всеобщего блага. В англиканском гимне есть такие слова:
Богатый человек – в своем замке,
Бедный человек – у его ворот.
Бог поставил одного высоко, а другого низко
И определил кому чем обладать.
Таким образом, известны полярно противоположные взгляды на социальное расслоение: одни, подобно Михею и Платону, критиковали существующую систему распределения, другие, как брахманы, поддерживали ее.
§ 6.1. МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ
Социальная дифференциация
Социальная стратификация основывается на социальной дифференциации, но не идентична ей. Социальная дифференциация – это процесс появления функционально специализированных институтов и разделения труда. Еще на заре своей истории люди обнаружили
, что разделение функций и труда повышает эффективность общества, поэтому во всех обществах существует разделение статусов и ролей. При этом члены общества должны быть распределены внутри социальной структуры таким образом, чтобы заполнялись различные статусы и выполнялись соответствующие им роли.
Хотя статусы, образующие социальную структуру, могут различаться, они необязательно должны занимать определенное место по отношению друг к другу. Например, статусы младенца и ребенка дифференцированы, но один из них не считается выше другого – они просто разные. Социальная дифференциация предоставляет социальный материал, который может стать, а может и не стать основой социальной градации. Другими словами, в социальной стратификации обнаруживается социальная дифференциация, но не наоборот.
Открытые и закрытые системы стратификации
Различают открытые и закрытые системы стратификации. Социальную структуру, члены которой могут менять свой статус относительно легко, называют открытой системой стратификации. Структуру, члены которой с большим трудом могут изменить свой статус, называют закрытой системой стратификации. Несколько похожее различие отражается в концепциях достигнутого и предписанного статуса (см. гл. 2): достигнутые статусы приобретаются по индивидуальному выбору и в конкурентной борьбе, тогда как предписанные статусы даются группой или обществом.
В открытых системах стратификации каждый член общества может изменять свой статус, подниматься или опускаться по социальной лестнице на основе собственных усилий и способностей. Современные общества, испытывая потребности в квалифицированных и компетентных специалистах, способных управлять сложными социальными, политическими и экономическими процессами, обеспечивают достаточно свободное движение индивидов в системе стратификации.
Примером закрытой системы стратификации может служить кастовая организация Индии (она функционировала до 1900 г.).
Традиционно индусское общество разделялось на касты, и люди наследовали социальный статус при рождении от своих родителей и не могли изменить его в течение жизни. В Индии насчитывались тысячи каст, но все они группировались в четыре основные: брахманов, или касту жрецов, численностью около 3% населения; кшатриев, потомков воинов, и вайшья, торговцев, которые вместе составляли около 7% индийцев; шудра, крестьян и ремесленников – около 70% населения, остальные 20% – хариджане, или неприкасаемые, которые традиционно были уборщиками, мусорщиками, кожевниками и свинопасами.