Файл: Н. С. Слепцов Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А. В.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 1042

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Глава 1. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ

§ 1.1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

Социология и другие науки

Определения предмета социологии

§ 1.2. РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии

Становление социологии как науки

Классические социологические теории

Русская социологическая мысль

Современные социологические теории

* * *

§ 1.3. УРОВНИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ

Уровни анализа

Социологические парадигмы

§ 1.4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В СОЦИОЛОГИИ

Функционализм

Теория конфликта

Символический интеракционизм

* * *

§ 1.5. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Основные понятия

Этапы социологического исследования

Методы исследования

Исследовательская этика

Социологическая перспектива

Социологическое воображение

Глава 2. КУЛЬТУРА

§ 2.1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

§ 2.2. КОМПОНЕНТЫ КУЛЬТУРЫ

Нормы

Ценности

Символы и язык

§ 2.3. КУЛЬТУРА И МИФ

Основные теории

Идеология

§ 2.4. ЕДИНСТВО И РАЗНООБРАЗИЕ КУЛЬТУР

Культурные универсалии

Культурная интеграция

Этноцентризм

Культурный релятивизм

Субкультуры и контркультуры

Культурная эволюция

Глава 3. СОЦИАЛИЗАЦИЯ

§ 3.1. ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Значение социализации

Природа и воспитание

Социальная коммуникация

Определение ситуации

§ 3.2. ЛИЧНОСТЬ

Характеристики личности

Самость

Теория “зеркального Я”

Понятие “обобщенного другого”

Процесс “управления впечатлениями”

§ 3.3. СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

Жизненный цикл в разных культурах

Детство

Подростковый возраст

Ранняя зрелость, или молодость

Средний возраст, или зрелость

Пожилой возраст, или старость

Смерть

§ 3.4. РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ

Глава 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОРГАНИЗАЦИИ

§ 4.1. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

Основные понятия

Социальные статусы

Социальные роли

Группы

Институты

Общества

§ 4.2. КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

Социальные связи

Первичные и вторичные группы

Внутренние и внешние группы

Референтные группы

§ 4.3. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА

Размер групп

Лидерство

Социальное манкирование

Социальные дилеммы

Групповое мышление

Конформизм

§ 4.4. СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Характерные черты организации

Формальные организации

Типы формальных организаций

Бюрократия

Веберовская концепция бюрократии

Недостатки бюрократии

Управление в организациях

Неформальные организации

Глава 5. ДЕВИАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

§ 5.1. ПРИРОДА ДЕВИАЦИИ

Социальные характеристики девиации

Социальный контроль

Социальные эффекты девиации

§ 5.2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ДЕВИАЦИИ

Изучение девиантного поведения

Теория аномии

Теория культурного переноса

Теория конфликта

Теория стигматизации

* * *

§ 5.3. ПРЕСТУПЛЕНИЕ И СИСТЕМА ПРАВОСУДИЯ

Система правоохранительных органов

Преступление

Наркотики и преступность

Тюремное заключение

Тоталитарные институты

Преступность в России

Глава 6. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

§ 6.1. МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ

Социальная дифференциация

Открытые и закрытые системы стратификации

Измерения стратификации

§ 6.2. СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ

Рабство

Касты

Кланы

Классы

Гендерное неравенство и социальная стратификация

§ 6.3. ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА

Функционалистская теория стратификации

Конфликтологическая теория стратификации

§ 6.4. КЛАССОВАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВ

Социальные классы

Стратификация современного российского общества

Идентификация социальных классов

Значение социальных классов

Средний класс

Бедность в России

Депривация

§ 6.5. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Формы социальной мобильности

Социальная мобильность в индустриальных обществах

Процессы достижения статуса

Глава 7. РАСОВОЕ, ЭТНИЧЕСКОЕ И ТЕНДЕРНОЕ НЕРАВЕНСТВО

§ 7.1. РАСОВАЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

Расы, этнические группы и меньшинства

Предубеждения и дискриминация

Политика доминирующей группы

Функционалистская и конфликтологическая теории

Национально-этнический состав России

§ 7.2. ТЕНДЕРНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

Женское меньшинство

Тендерные роли и культура

Тендерная самоидентификация

Гендерные роли в России и западных странах

Глава 8. СЕМЬЯ

§ 8.1. СТРУКТУРА СЕМЬИ

Роль семьи

Типы семьи

Формы брака

Функционалистский подход к проблеме семьи

Конфликтологический подход к проблеме семьи

§ 8.2. БРАК И СЕМЬЯ В РОССИИ И США

Выбор партнера для брака

Детность семьи

Статус родителей

Работающие матери

Насилие, жестокое обращение с детьми и инцест в семье

Динамика браков и разводов в России

Семьи с неродным отцом или матерью

Забота о пожилых

§ 8.3. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СТИЛИ

Причины разнообразия жизненных стилей

Холостяцкая жизнь

Незарегистрированные пары

Семьи с родителями-одиночками

Глава 9. РЕЛИГИЯ, ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

§ 9.1. РЕЛИГИЯ

Священное и профанное

Типы религиозных верований и практик

Социальные формы организации религии

Функции религии

Дисфункции религии

Конфликтология и функционализм о религии

Подтверждение традиции: исламская революция в Иране

Изменения в секулярном мире: протестантская этика

Возрождение религии в России

Проблемы взаимоотношений государства и церкви в России

§ 9.2. ОБРАЗОВАНИЕ

Обучение и образование

Функционалистский подход к образованию

Образование в современной России

§ 9.3. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Функционалистский подход к здравоохранению

Конфликтологический подход к здравоохранению

Система здравоохранения

Здоровье населения России

ГЛАВА 10. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ

§ 10.1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА

Экосистема

Эффекты перенаселения

§ 10.2. НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ

Рост населения в мире

Факторы, влияющие на изменение численности населения

Демографические процессы в России

Структура населения

Мальтус и Маркс

Теория демографического перехода

Демографическая политика

Демографический прогноз численности населения земного шара

§ 10.3. ГОРОДСКАЯ СРЕДА

Зарождение и эволюция городов

Модели роста городов

Российские города

Глава 11. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

§ 11.1. ИСТОЧНИКИ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Социальные факторы изменений

Подходы к изучению социальных изменений. Концепции социального прогресса

Модернизация

Модернизация и индустриализация

Трансформация обществ

Социальные изменения в России

Социальные изменения в странах третьего мира

Мировая система и процессы глобализации

§ 11.2. КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Разнообразие моделей коллективного поведения

Предпосылки коллективного поведения

Объяснения поведения толпы

§ 11.3. СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Типы социальных движений

Социальная революция

Терроризм

Причины социальных движений

Социальные проблемы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕИзменения в мире

Многополярный мир

Место России в мировом сообществе

СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ

ЛИТЕРАТУРА



Когда террористы совершают акты жестокости во имя своего дела, они считают себя спасителями мира и борцами со злом. Часто это подростки или молодые люди, чувствующие беспомощность, приводящую их в слепую ярость. Многие из факторов составляют основу социальных движений, питают также и терроризм, о чем мы будем говорить дальше.

Причины социальных движений


Совершенно очевидно, что понятие социальных движений охватывает достаточно обширный диапазон различных типов поведения. Но почему возникают социальные движения? Какие факторы побуждают людей предпринимать совместные действия во имя какого-то дела? Мнения социологов по этому вопросу расходятся. Некоторые ученые видят корни общественных движений в бедственном положении народа, а более конкретно – в социальном и экономическом бесправии. Другие не считают этот аргумент достаточно убедительным. Они отмечают, что во многих обществах имеется значительный “резерв” социальной неудовлетворенности и что угнетение и нищета широко распространены, однако социальные движения возникают достаточно редко. Эти социологи исследуют ресурсы и организации, которые обделенные люди способны задействовать, как ключ к пониманию социальных движений.

Теория депривации. К. Маркс придерживался мнения, что капиталистическая эксплуатация ведет к постепенному обнищанию рабочего класса; с течением времени условия станут настолько невыносимыми, что рабочие будут вынуждены признать социальную природу своего бедственного положения и свергнуть своих угнетателей. Тем не менее Маркс признавал и то, что крайнее обнищание и эксплуатация не обязательно приводят к революционному взрыву. Он указывал, что страдания представителей низших классов (пролетариев) могут быть настолько интенсивными, а социальное отчуждение – столь значительным, что будет способно “подавить” все их общественное и революционное сознание. Хотя в трудах Маркса содержатся доказательства “прогрессирующего обнищания”, или абсолютной депривации, он также признавал существование относительной депривации, допуская, что по мере развития капитализма положение рабочего класса может улучшаться. Однако он считал, что разрыв между собственниками и рабочими будет расширяться и создавать у последних все обостряющееся ощущение их сравнительно невыгодного положения.


Некоторые социологи выдвигают предположение о том, что основным фактором, вызвавшим выступления чернокожего населения в 1960-х гг. в США, послужило возникновение у американских негров растущего ощущения относительной депривации, т.е. разрыва между тем, что они в действительности имеют, и тем, чего, по их мнению, они заслуживают. Период процветания 1950-1960-х гг. дал многим чернокожим американцам почувствовать вкус жизни в богатом обществе. Они получили достаточно, чтобы у них пробудились реальные надежды на получение большего. При этом низкосортное жилье, ограниченные шансы на получение хорошей работы, постоянная безработица, низкая плата за труд и жестокость полиции стали переживаться ими острее. Можно сказать, что движение негров за свои гражданские права возникло как протест, вызванный не столько отчаянием, сколько повысившимися требованиями к жизни.

Социолог Джеймс Дейвис обнаружил, что развитию ощущения относительной депривации могут способствовать и другие условия (см. рис. 11.2). По его мнению, революции с наибольшей вероятностью вспыхивают после продолжительного периода социальных и экономических улучшений, за которым следует период резкого отката назад. Люди опасаются потерять то, чего им с таким трудом удалось достигнуть, и приобретают революционный настрой. Дейвис иллюстрирует свою гипотезу о “подъеме-и-падении” разнообразными фактами, такими, как бунт на предприятии Дорра на Род-Айленде в 1842 г., стачка рабочих пульмановского завода в 1849 г., русская революция 1917 г. и революция в Египте в 1953 г.



Социальные проблемы


В большинстве социальных явлений современность проявляет себя противоречиво: с одной стороны, современность динамична, направлена в будущее, прогрессивна, обещает невиданные доселе изобилие, свободу и совершенство; с другой стороны, она открывает новые проблемы, привносимые именно масштабностью и новизной собственных достижений. Социальный прогресс идет рука об руку с социальной патологией.

Таким образом, исторически впервые достигнутая возможность прокормить огромное число людей влечет за собой перенаселение и загрязнение окружающей среды. Тишина, уединение и “место под солнцем” становятся дефицитным и все более дорогостоящим товаром. Скученное в городах, жаждущее отдыха население индустриальных обществ превращает весь мир в пространство для туризма. Вскоре каждый сельский уголок, каждый солнечный берег превратится в организованный лагерь отдыха, неотличимый от прочих подобных мест. Индустриальный принцип массового производства и распределения легко может быть перенесен с производства товаров на индустрию услуг, включая организацию отдыха и досуга.

Городская индустриальная жизнь открывает невиданные возможности для индивидуальной мобильности и личной свободы. Она обещает также получение богатства и почестей – для этого нужны только деловая смекалка и талант к достижению успеха. Однако другой стороной медали становится одиночество городского жителя. По утверждению Дюркгейма, индивид оказывается в патологических условиях социальной аномии. Он испытывает “боль несбывшихся надежд”. Упадок религии и распад традиционных связей снимают привычные ограничения. В то же время современный миропорядок предоставляет людям недостаточные и неравные возможности реализации. Результатом становится рост числа самоубийств, преступлений, душевных расстройств.

Работа в индустриальном обществе также предъявляет слишком высокий счет за гигантский рост производительности, вызванный интенсифицированным разделением труда. Промышленный рабочий чувствует себя отчужденным от производства, поскольку его задача слишком фрагментарна, неинтересна и бессмысленна. Он не способен реализовать в работе себя
, свой личный потенциал. В отличие, к примеру, от традиционного ремесленного труда современные производственные обязанности рабочего не требуют от него конструктивных и творческих способностей. Рабочий в индустриальном обществе ощущает себя отчужденным и от продукта своего труда, потому что не может контролировать ни его производство, ни последующее распределение. Как динамическая сумма своих частей индустриальная система производства является феноменально мощной; однако эта мощь достигается за счет сведения одной из ее частей, рабочих, до понятия просто “рабочих рук”, до подобия человеческих существ. Маркс надеялся, что в конечном итоге избыточное благосостояние индустриальной системы совсем освободит рабочих от необходимости трудиться; но пока не придет такое время, уродливые условия труда и жизни рабочих будут служить самым красноречивым свидетельством дегуманизации общества.

Возможно, оптимизм Маркса по поводу будущего был столь же преувеличенным, как и его пессимизм по поводу настоящего. Но Маркс был далеко не единственным, кто понимал, что индустриальное общество требует слишком больших жертв от многих своих членов. Как выяснилось, индустриализм создал новые и, по-видимому, неискоренимые районы нищеты. Несмотря на стабильный экономический рост, в индустриальном мире от 15 до 20%населения постоянно находится за гранью официально установленных уровней бедности. Получается, что индустриализм создал “новых бедняков”, которые по какой-то причине – из-за низкого происхождения, неважной деловой сметки, низкого уровня образования – неспособны конкурировать с другими людьми по правилам, установленным индустриальным обществом. С исчезновением поддержки в виде общинных или родственных связей неудачникам и отверженным не остается иного выбора, как жить на государственное пособие.

Есть и другие жертвы. Маленькая семейная ячейка в большей степени, чем прежде, дает ощущение защищенности и эмоциональное удовлетворение. Однако сама интенсивность семейных отношений привела к тому, что их бремя стало непосильным. Семья сумела выжить как последняя первичная группа общества, единственная социальная ячейка, отношения в которой сохранили по преимуществу личный и близкий характер. Во всех прочих сферах общества превалируют бюрократические или коммерческие взаимоотношения. На нуклеарную семью оказалась возложенной вся ответственность за восстановление сил и душевного равновесия ее членов после их возвращения из обезличенного, многопланового, бюрократического мира работы и “игры”. Под таким беспрецедентным давлением семья начала проявлять классические симптомы “нездоровья”. Отчужденность взрослых и бунт подростков – типичные черты современной семейной жизни. Количество разводов катастрофически выросло, а повторный брак еще менее стабилен, чем первый. Наблюдается постоянное увеличение
количества семей только с одним родителем, обычно семей с матерью-одиночкой.

Наконец, модернизация поставила на повестку дня ряд новых политических и культурных проблем. Упадок местных общинных отношений, быстрое укрупнение всех социальных институтов и особенно ускорение политической централизации негативно сказались на гражданской лояльности и желании людей принимать участие в политической жизни. Политическая апатия и низкая избирательная активность приняли угрожающий характер. Такое же беспокойство стало вызывать и доминирующее положение средств массовой информации в культурной жизни современных обществ. Единообразие и конформизм, культивируемые прессой, радио и телевидением, стали представлять угрозу – пусть не прямую, а пассивную – плюрализму и многообразию, которыми так гордилось либеральное общество и которые рассматривались как основная гарантия против попыток навязать тоталитарный режим.

В целом политическая и культурная централизация и единообразие рассматривались как свидетельство в пользу создания “массового общества”. Токвилль предостерегал, что индивиды в такой ситуации могут начать искать защиты у сильных личностей и тоталитарных государств. Еще раз подчеркнем, что такой исход может рассматриваться как возможный, а не как неизбежный. Во многих обществах плюрализм не сдал своих позиций. Однако размах и успех тоталитарных движений в некоторых индустриальных странах демонстрируют, что указанные тенденции реальны, и позволяет предположить, что до некоторой степени они присущи всем современным обществам.

Назад

Содержание

Вперед