ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Лекция 1 Политология как наука
Лекция 2 Государство как универсальный политический институт
Лекция 3 Политическая власть, формы, функции, категории.
Лекция 4 Методы и стили властвования
Лекция 6 Политическая система. Структурные элементы и функции
Лекция 7 Политическая культура. Функции, структура, типология.
Лекция 1 Политология как наука
Политология - наука об особой сфере жизнедеятельности людей, которая связана с властными отношениями
Историю развития политической науки можно рассматривать через призму трех последовательно сменяющих друг друга этапы:
1) институциональный этап, когда политика изучалась как взаимодействие социальных институтов
2) бихевиористский этап, анализ политического поведения субъектов политики
3) постбихевиористский - до наших дней. Именно в этот период оформляются основные концепции и теории современной политологии. 1948 - создание международной ассоциации политической науки
Политология изучает политическую сферу людей (субъект):
-
Политическую структура -
Политические институты и отношения -
Политические качества личности и политическое поведение -
Политическая культура
Предметом политологии являются политические институты и отношения, закономерности функционирования политической системы, политические процессы, политические конфликты, политическая культура, политические классы и т.д
Объектом изучения политологии являются политическая сфера общественной жизни (институты, структуры, поведение, политическая культура, т.е то, что как или иначе связано с политикой в широком смысле этого слова)
Предметом являются закономерности взаимоотношений по поводу политической власти
Функционал политологии самый вариативный
Функции политологии:
-
Методологическая - разработка теорий и концепций политологических исследований -
Познавательная - изучение, описание фактов о политической деятельности, выявление основных проблем и противоречий политического развития (Например, 1 ст конституции -
Регулятивная - разработка практических рекомендаций для властных отношений, определение способов воздействия на политическую жизнь. -
Мировоззренческая - связана с формированием и обоснованием определенных идеалов, ценностей, убеждений граждан -
Прогностическая - состоит в определении ближайших и отдаленных перспектив политического развития
Основные категории политической науки - это ее основные понятия, которые представляют самостоятельный предмет исследования и вместе с тем создают целостную картину политики
Структура политологии - теоретическая и прикладная
Субдисциплины политологии:
Риторика, психология, социология, регионалистика, конфликтология, этнополитология, элитология
Лекция 2 Государство как универсальный политический институт
-Институт как категория
В социальном плане институт это коллективное поведение, которое в силу своей повторяемости приводит к утверждению социального феномена.
В юридическом плане это формализация длительной формы действий и ее правовое закрепление
Политический институт включает в себя две основные составляющие с одной стороны он связан с общением людей по поводу власти (например люди пришли на митинг, они взаимодействуют), с другой стороны с институциональными формами политики (например есть партия, госсовет - это институциональное выражение политики и они борются за власть)
Трактовка государства в разные периоды истории:
-
Государство у Конфуция это большая семья. -
Государство у Платона это справедливый человеческий космос -
Государство у Аристотеля это совокупность граждан -
Гуго Гроций считал государством союз свободных людей для соблюдения права и общей пользы -
Государство у К. Маркса это машина для подавления одного класса другим
Государство в широком смысле это общность людей, которая проживает на определенной территории, представляется и организуется высшим органом власти
Государство в узком смысле это особая политическая структура, многоуровневая система органов и учреждений, которая обладает верховной властью.
Три базовые характеристики любого государства:
-
Форма правления, структура высших органов государственной власти, порядок их образования, распределение компетенций между ними -
Форма национального, административно-территориального устройства, деление страны на части и характер взаимоотношения между ними (рф ассиметричная федерация) -
Политический режим - совокупность способов и методов осуществления политической власти
Основные внутренние функции государства:
-
Государственное регулирование экономики посредством налоговой, кредитной инвестиционной и таможенной политике. -
Социальная функция - регулирования социальных отношений посредством национальной, демографической, религиозной политике, создание системы социального обеспечения, формирование условий для жизнедеятельности общества посредством жилищной, экологической политике -
Культурно-воспитательная функция, которая реализуется посредством создания государственной системы образования, науки, культуры -
Охрана общественного порядка и сохранение существующего общественного строя
Внешние функции государства:
-
Защита границ от внешней агрессии -
Защита государственных интересов на международной арене посредством дипломатии -
Международное сотрудничество с другими странами для интеграции национальной экономики в мировую экономическую сеть
Признаки правового государства
-
Закрепление в праве широкого комплекса естественных неотчуждаемых демократических прав и свободы человека, обеспечение их реальными гарантиями -
Разделение власти, когда все три ветви автономны и действуют в соответствии с конституционно закрепленными полномочиями -
Верховенство и прямое действие конституции и законов во всех сферах общественной жизни -
Суверенная воля народа единственный источник государственной власти -
Демократизм законотворчества, т.е закрепление в праве воли большинства с учетом интересов меньшинства -
Наличие эффективных средств контроля и надзора за деятельностью органов государственной власти -
Сосредоточение всех властных полномочий в системе государственных институтов, созданных на основе всеобщих, равных и прямых выборов всего населения -
Соответствие внутреннего законодательства принципам международного права -
Человек - высшая ценность для государства
Лекция 3 Политическая власть, формы, функции, категории.
Политическая власть (Пв) - определяющее влияние, основанное на отношении господства, с целью волевого воздействия на деятельность и поведение людей с помощью методов ПРИНУЖДЕНИЯ, УБЕЖДЕНИЯ, ИНТЕРЕСА ИЛИ СОГЛАСИЯ.
Параметр Пв:
-
Масштаб власти (характеристика значения размера влияния); -
Время власти (период функционирования данного должностного лица/органа); -
Объем власти (количество власти сосредоточенное в одних руках/органах); -
Пространство власти (определенной площади территории регионы в пределах которых данная власть эффективно функционирует).
Признаки Пв:
-
Верховенство пв - это обязательность властных решений для всего общества; -
Моноцентричность власти - существование единого государственного центра, принятия политических решений; -
Всеобщность - функционирование пв на основе права от имени всего общества; -
Наличие многообразия ресурсов власти.
Ресурсы Пв - это средства, с помощью которых субъект политических отношений влияет на объект для достижения поставленных целей.
Ресурсы пв:
-
Экономические ресурсы - материальные ценности, деньги, техника, земля, полезные ископаемые, необходимые для процесса производства и потребления; -
Принудительные ресурсы - оружие, армия, суд, прокуратура, силовые министерства и ведомства; -
Демографические ресурсы - основа для воспроизводства всех остальных видов ресурсов власти (люди, население страны); -
Культурно-информационные ресурсы - знания, информация и средства их распространения, система образования и культуры.
Структура Пв:
-
Субъект Пв - обладатель, носитель власти, который воплощает в себе направляющее начало (президент, лидер партии, политическая элита и т.д); -
Объект Пв - это руководимые субъектом граждане, социальные группы.
Типология Пв:
-
Типология власти в зависимости от субъекта (олигархия, автократия, плутократия, демократия); -
Типология Пв в зависимости от сферы управления (государственная, партийная, органов местного самоуправления); -
Типология Пв в зависимости от функций, которые выполняют ее органы (законодательная, исполнительная, судебная); -
Типология Пв по методам воздействия на объект (принуждение, убеждение, согласие); -
Типология Пв по широте/масштабу охвата (мегавласть - власть в рамках международного сообщества; макровласть - власть в рамках одного суверенного государства; мезовласть - власть внутри субъекта; микровласть - власть местного самоуправления); -
Классификация Пв в зависимости от качества ресурсов, на которые она опирается (принудительная власть опирается на применение силовых инструментов влияния (армия, оружие, суд, прокуратура и другие силовые ведомства).
Принцип разделения властей.
Принцип разделения властей это общепризнанная норма построения и функционирования политических институтов в современных демократических государствах. Если власть сосредоточена в одних руках/органах это приведет к монополии политического управления, что выразится в бесправии, деспотии и несменяемости Пв.
Проблема баланса власти одна из ключевых и актуальных в политической науке (Локк и Монтескье).
Лекция 4 Методы и стили властвования
Процесс принятия политических решений включает в себя две фазы:
-
Принятие и обоснование какого-либо политического действия; -
Притворение решений в жизнь путем последовательных действий по мобилизации необходимых ресурсов и нейтрализации сопротивления оппозиции.
Подходы в реализации властных решений распределяют на три группы:
-
Принуждение; -
Убеждение; -
Стимулирование (интерес).
Власть по способу осуществления подразределяют на:
-
Явную (эксплиципную); -
Неявную (имплиципную).
Ограничители верховной власти:
-
Религия и нормы нравственности; -
Распределение власти между субъектами; -
Лоббистские организации, партии, группы интересов; -
Общественное мнение; -
Независимая судебная власть; -
СМИ; -
Принцип разделения властей и недопущение монополии в одной власти.
Политическое лидерство.
Политическое лидерство - феномен власти, способность одного лица заставлять что-либо делать других
Функции политического лидера:
-
Интеграция общества - объединение народных масс; -
Нахождение и принятие политических решений; -
Социальный арбитраж и патронаж; -
Определение и формирование интересов социальных групп; -
Коммуникация власти и общества; -
Инициирование, обновление общества и мобилизация масс на реализацию политических целей; -
Легитимация политического строя.
Теории политического лидерства:
-
Теория черт (способность влиять на людей, социальная смелость и предпримчивость, сила воли, эстровертность); -
Ситуативная теория (появление лидера в экстремальных условиях); -
Психологические теории (психоаналитическая, мотивационная, прикладная); -
Теория конституэнтов (наличие обширной поддержки, например в виде партий)
Кризис власти - это перерыв в функцонировании политической системы с позитивным или негативным исходом для нее.
Кризис власти означает что сеществующая система достигла предела дальше которого существовать не может.
Кризис проходит три фазы:
-
Предкризисная, когда обнаруживаются первые симптомы или причины кризиса; -
Кульминация фаза кризиса, т.е становится очевидно, что достигнут предел развития. Необходимо осуществлять реновацию и т.д; -
Разрушение системы или ее переход в новое состояние (смена власти, реформа, революция)