Файл: Лекция 1 Политология как наука.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выход из кризиса - это достижение стадии нового равновестия путем гибкости системы и способности к изменению, доступности к критики со стороны общества

Проявление политического кризиса:

  • Неспособность государства и его органов выполнять необходимые функции;

  • Распространение политических идей, которые отрицают ценность политической системы;

  • Деятельность оппозиционных сил, направленное на ликвидацию существующей политической системы.

Классификация политического кризиса:

  • Правительственный (потеря правительством авторитета);

  • Парламентный (Изменения в органах законодетльной власти, роспуск парламента, назначение новых выборов);

  • Констуционный кризис (фактически прекращение действия основного закона);

  • Партийный кризис (утрата партией авторитета и влияния в массах);

  • Общенациональный кризис (затрагивает все вышеперечисленное. Является следствием революции, гражданской войны). 

Лекция 5 Негосударственные институты в политической системе общества: роль и функции гражданского общества


Впервые термин гражданское общество появился в конце 18 века был употреблен в конце 17 века и связан с именем Готфрид Лейбниц. Позднее английский философ Томас Гоббс изложил цельную концепцию гражданского общества, которое возникает в процессе перехода от первобытного к цивилизованному обшеству. В дальнейшем идеи гражданского общества разрабатывались Дж. Локком, И. Кантом, Руссо.
Гражданское общество основывается на:
Теории общественного договора;
Идеи естественного права.
Политические факторы: децентрализация властных полномочий, разделение властей, политический плюрализм, доступ граждан к участию в общественных делах, верховенство закона и равенство всех перед ним
Гражданское общество - это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур, которые объединены специфическими интересами и обеспечивают удовлетворение разнообразных потребностей гражданина вне сферы деятельности государства.
Структура гражданского общества:
Политические партии, лоббистские организации (группы интересов в политической сфере);
Свободные независимые СМИ;
Общественные оргнизации (правозащитные, экологические);
Союзы предпринимателей и ассоциации потребителей;

Научные и культурные организации, спортивные сообщества;
Церковь (разнообразие конфессий);
Семья.
Трехсекторная модель общества:
Государственные (муниципальные) организации (действуют в интересах большинства, разрешают базовые проблемы общества: защита границ, безопасность государства, охрана порядка, социальная защита);
Коммерческие организации: предоставляют услуги, которые решают проблемы любого члена общества, но при одном условии, что за эти услуги заплатят;
Некоммерческие организации решают те проблемы общества, которые не берется решать государство, ввиду их недостаточной масштабности, не берутся решать коммерческие организации ввиду невозможности получения прибыли.
Направления формирования гражданского общества в современной России:
Создание экономических и юридических гарантий свободы и независимости гражданина;
Формирование самостоятельных экономических субъектов на основе плюрализма форм собственности;
Формирование самостоятельных общественных субъектов во всех видах деятельности;
Установление институциональных (т.е правовых) отношений между обшеством и государством

Лекция 6 Политическая система. Структурные элементы и функции


Политическая система – совокупность политических институтов соц-политических общностей, форм, норм, ролей и принципов взаимодействий между ними, в которые реализуются политическая власть

Политическая система включает в себя:

  1. Организацию политической власти

  2. Отношение между обществом и государством

  3. Характер политического участия институтов гражданского общества

  4. Уровень политической свободы

В политологии политическая система имеет 2 значения:

1. Как механизм власти

2. Как искусственно созданный институт

3 основных подхода к анализу политической системы

1. Структурно-функциональный – уделяет основное внимание … элементов дифференциация политической власти, их соответствие функциям

2. Институциональных подход – рассматривает политическую систему с точки зрения анализа совокупности институтов, которые участвуют в процессе принятия политических решений

3. Системный подход

a. Впервые американский социолог Толкотт Парсанс рассмотрел общество в качестве сложной системы, которая состоит из автономных частей: экономической, политической, духовной, интегративной


b. Американский политолог Дэвид Истон разработал взгляд на политическую систему как на саморегулирующийся и развивающийся механизм. Согласно его точке зрения у его системы есть вход – это требования запросов, которые поступают от общества по отношению к власти. Виды требований: …, регулированные запросы, коммуникативность. На выходе из политической системы будет результатам функционирования, которые осуществляются в виду решения и политических действий.

c. Габриэль Алманд американский политолог – рассматривал политическую систему через призму взаимодействий, коммуникаций и поведений. Понимание политической системы Алманди больше учитывает психологию и личностных аспектов политических взаимодействий, в основе лежит учет множественности разных интересов внутри системы, их становление и объединение

Основные функции политической системы

Функции входа:

1. Политическая социализация

2. Политическое рекрутированния (форма отбора людей для заполнения расписных структур политической системы)

3. Артикуляция (выражение интересов, то есть выдвижение требований к тем, кто вырабатывает политические решения)

4. Агрегирования интересов (согласование, обобщение требований, превращение их в некую позицию)

5. Политическая коммуникация (различные виды взаимодействий, в том числе информационные)

Функции выхода:

1. Нормотворчество (разработка правил, законов, по которым будет жить общество)

2. Применение правил и процедур, введение их в действие

3. Контроль за соблюдением норм, законов и правил для поддержки стабильности системы

Подсистемы политической системы:

1. Институциональная – состоит из политических институтов и негосударственных участников (партии, СМИ, государство, церковь)

2. Нормативная – складывается из политико-правовых норм, принципов, традиций

3. Функциональная – это формы политической деятельности, способы, осуществления власти (основа для политического режима)

4. Коммуникативная – это принцип взаимодействия, как внутри политической системы, так и в рамках международного сообщества

5. Культурно-идеологическая – формируется из различных взглядов, идей сообщества (ценности, культура)

Лекция 7 Политическая культура. Функции, структура, типология.


Термин политическая культура впервые ввел в оборот немецкий философ 18 века Иоганн Гердер. Но развернутое исследование политической культуры как системы ценностных ориентаций и политических действий началось в середине 20 века и связано с именем американского философа Габриэлем Алмонда

Политическая культура это субъективная сфера, состоящая из политического опыта, знаний, стереотипов, образцов повеления. Политическая культура это неотъемлемая часть общенациональной культуры, существует в определённых формах и составляет политическое сознание гражданина.
Структурные элементы политической культуры:
Исторический опыт. Он является основой для развития всей политической культуры. Фиксирует историю развития политических отношений в различных формах: исторических, литературных, научных памятниках, политических традициях и идеологиях на основе исторического опыта формируется политическое сознание, социальная память общества, утверждаются политические ориентиры и образцы политического поведения.
Любой гражданин соотносит свои знания о политике с существующими политическими организациями и процедурными институтами;

Идеологический компонент состоит из политического знания, политического ценности, политического убеждения.

Эмоционально- компонент включает политические ориентации, установки, которые определяют форму участие человека в политическом процессе;
Политическое поведение это практическое взаимодействие гражданина с политической средой, которая выражается в определенной форме политического участия. Политическое поведение обусловлено с одной стороны политическим сознанием, а с другой -уровнем политического развития общества в целом.
Формы активного политического поведения;
Предвыборная активность (и сам человек может быть членом политической партии и агитирует например. Не только как кандидат, но и как избиратель);
Участие в выборных органах;
Лоббистская деятельность;
Вступление в политическую партию;
Участие в политических акциях.
Типология политических культур:
Патриархальная
. Здесь на примере африканских племён авторы показывают, что в них не существует специализированных политических ролей. Политическая ориентация не отделяется от религиозных или социально-экономических сфер. Это первая форма политической культуры в целом;
Подданническая политическая культура. Специализированные политические институты уже существуют, отношение к политической системе носит пассивный характер без стремления что-либо изменить, участвовать в процессе принятия политических решений. Этот тип культуры характеризуется высоким абсентеизмом;

Активистская политическая культура или культура политического участия. Члены общества не только формируют свои требования политического характера, но и являются активными участниками политической системы в целом.
Функции политической культуры:
Познавательная функция
. Это формирование у граждан необходимых политических знаний и компетентности;
Интегративная. Это достижение на базе общепринятых политико-культурных ценностей согласия, стабильности и повышения эффективности управления;
Коммуникативная функция. Это установления связи между частниками политического процесса, а также передача опыта от поколения к поколению;
Функция социального прогресса. Это создание условий для развития политической системы и общества в целом;
Нормативно-регулятивная это формирование в общественном сознании необходимых политических ценностей и установок;
Воспитательная функция или функция политической социализации т.е приобщение членов общества к политической деятельности.