Файл: Реферат Созависимость определение и основные понятия. Стадии и причины возникновения. Психокоррекция и психотерапия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- вера в конечного спасителя: не может быть, чтобы он меня бросил, обязательно произойдет что-то, что заставит его продолжать заботиться обо мне (вернуться ко мне, полюбить меня и т. д.);

- вера в бессмертие на детском уровне. Желание умереть ради решения своих проблем и/или избавления от боли также инфантильны: когда я умру, мне будет хорошо, не больно и проблемы перестанут вызывать дискомфорт. [45;6]

Исследования особенностей восприятия времени созависимыми личностями А. А. Кулик, Е. В. Лавриненко показали, что для созависимой личности свойственна крайне негативная оценка прошлого, своего рода «застревание» на травматических событиях; в категории «Настоящее» отмечается сложность, неравномерность событий, вместе с тем, вся активность личности направлена не на настоящее время, а на будущее, то время, когда станет возможным изменить сложившуюся ситуацию, обрести перспективы, развиваться. Для созависимой личности свойственно простраивание неэффективной временной линии, что усугубляет погружение в зависимость. Длительное компульсивное поведение (утрата способности свободного выбора, навязчивость), навязчивые идеи приводят к развитию «зависимого» мышления, что приводит к отрицанию и рационализациям при желании продолжать прежний образ жизни. [16;60]

Так же А. А. Кулик, Е. В. Лавриненко выявили тенденцию ориентации на окружающих среди созависимых, некоторой «подстройке» к ним говорят такие позиции, как: нуждаюсь в одобрении своих поступков (80 %); могу пожертвовать своими интересами, в то время как близкие могут удовлетворять свои (76,66 %), мирюсь с неудобствами, которые доставляют окружающие (60 %), стараюсь быть хорошим / хорошей для всех. Но при этом отсутствие опоры на социальный ресурс прослеживается в предложении «стараюсь решать свои проблемы самостоятельно, в одиночку», что может, в частности, говорить нам об отношении к употреблению зависимого. [16;56]

По мнению В. Д. Москаленко, О. А. Шороховой, созависимость является отражением зависимости, так как имеет схожие симптомы. Регулярный стресс приводит к психосоматическим нарушениям, таким как гастрит, язва желудка и двенадцати-перстной кишки, головные боли, колиты, гипертензия, нейроциркулярная дистония, астма, тахикардия, аритмия, гипертония, гипотония и др., данные симптомы являются свидетельством прогрессирования созависимости. Внутрипсихическими симптомами созависимых личностей являются: контроль, давление, навязчивые состояния и мысли, низкая самооценка, аутоагрессия, чувство вины, подавляемый гнев, неконтролируемая агрессия, навязчивая помощь, сосредоточенность на других, игнорирование собственных потребностей, трудности в межличностных взаимодействиях, замкнутость, плаксивость, апатия, проблемы в интимной жизни, депрессивное поведение, суицидальные мысли. Данные признаки проявляются от желания и попытки контролировать то, что не поддается контролю. [27;370]


Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриева отмечают, что в последнее время все больше отечественных и зарубежных исследователей приходят к мнению, что созависимость это самостоятельная форма аддикции, но более глубокая и труднее поддающаяся коррекции. [12;86]

Н.Г. Артемцева и Т.В. Галкина в ходе исследований определили, что созависимость, в отличие от других явлений, затрагивает не только физическую и психическую сферы человеческого существования, но и выходит на более высокий уровень — духовный, который находится в симбиозе с первыми двумя, что связано с состоянием психологического здоровья человека в широком смысле. [1;293]

Так же, авторы определили, что созависимость является проблемой межличностного общения, и присуща в той или иной степени или в латентной форме практически каждому человеку и теснно связана с его психологическими состояниями, благополучием, физическим и психическим здоровьем. Созависимые паттерны поведения несовместимы с основными критериями психологического здоровья личности. Таким образом, коррекция созависимого поведения, освобождение от созависимых паттернов поведения будет способствовать укреплению психологического здоровья личности. [1;294]

Интересным является взгляд некоторых ученых на гендерные особенности проявления созависимого поведения.

По мнению Haaken созависимость ассоциируется социумом со стереотипной заботливой / оберегающей ролью женщины. Таким образом, является ли созависимость характерной особенностью всех женщин. В данном случае, по мнению исследователя, общественное движение против созависимости патологизирует женскую гендерную роль, в каком-то смысле представляя женщин в их роли проявляющих заботу как жертв. [35;50]

Релинг, Кельбель и Рутгерс считают что созависимость – это копинг- стратегия, характерная для женщин, при сталкноаении с внешними по отношению к ним факторами стресса, в то время как копинг-стратегия мужчин в сходной ситуации заключается в нарушениях поведения. Релинг и соавторы также предполагают, что, в данном случае, созависимость, или тенденция, присущая женщинам, представляет собой более здоровую форму копинга, по сравнению с тенденцией, присущей мужчинам. Данный подход выявляет более просоциальный взгляд на конструкт созависимости, нежели представленный в большой части исследований феномена созависимости.


Вопрос о том, основывается ли созависимость на типичных женских личностных чертах, остается открытым и интересным для изучения. (Haaken 1993; Roehling et al., 1996; Tavris, 1992: 196). Предполагая, что созависимость основывается на типичных женских чертах, возможно, что более высокие показатели, которые женщины демонстрируют по критериям созависимости, могут быть отнесены на счет их большей склонности к проявлению заботы. В этом случае часть имеющихся исследований, приписывают заботливому поведению женщин характер патологии в рамках созависимого поведения.

Более релевантное определение созависимости помогло бы провести разграничение между нормальной, здоровой оберегающей ролью женщин и патологической, принимающей крайнюю форму сосредоточенностью на отношениях. К сожалению, в существующей литературе это разграничение, по большей части, отсутствует. [35;50]


4. Коррекция созависимости



Согласно исследованиям Ц. П. Короленко, Н.В. Дмитриевой, в коррекции созависимости применяются знания таких направлений психологии как: рационально-эмотивная психотерапия, системный подход, транзактный анализ, психодинамическая и гештальт-терапия и др. [36;3]

Например, психодинамическая стратегия коррекции созависимости включает ряд последовательных этапов:

1) Обращение к сознанию клиента, объективное информирование о том, как происходящее с ним выглядит со стороны и к каким последствиям приводит; интеграция информации в сознании.

2) Поиск социопсихологических факторов развития созависимости, особенно комплекса неполноценности.

3) Осторожное избавление человека от наиболее деструктивных методов психологической защиты – проекции, рационализации – после создания для него альтернативы, новых мотиваций.

4) Стимуляция в созависимом позитивных мотиваций, не получивших достаточного развития; обращение к подсознанию, активизация творческого потенциала. [45;3]

В целом анализ подходов к коррекции созависимости показывает: как правило, психокоррекционные и психотерапевтические практики направлены на адаптацию созависимых к сложившимся условиям (жизнь в семье с зависимыми от психоактивных веществ, хронически больными и т. д.) и на самоизменения, помогающие адаптироваться к данным условиям и гармонично в них функционировать. В то же время специалисты отмечают: избавиться от склонности к созависимости невозможно и даже смягчение созависимости или перевод ее в более конструктивное русло уже можно считать хорошим результатом. [45;3]

Одним из основных направлений работы в области профилактики и коррекции созависимости является взаимодействие с семьей. Семьи, имеющего в своем составе зависимого от ПАВ, характеризуются дисфункциональными границами, неясными коммуникациями, хаотическими или ригидными интеракциями и высокой степенью конфликтности, вследствие чего психологическая работа должна быть направлена на восстановление и укрепление психического здоровья личности, коррекцию произошедших в результате созависимости деформаций, восполнение ее личностного и профессионального ресурсов, приобретение социально - адаптивных стратегий поведения, активизацию способности к результативному и творческому труду, воспитательных функций, сохранение и оздоровление семьи. [14;55]


Программы психологической помощи, направленные на преодоление созависимости, основаны на использовании смешанных (индивидуальных и групповых) форм психокоррекционной работы. Основной целью психокоррекции является создание мотивации на лечение, повышение компетентности по проблемам формирования аддиктивного поведения и созависимости. В процессе групповой дискуссии прорабатываются тематические блоки, направленные на знакомство с понятиями «психологическая защита» и «способы преодоления трудных жизненных ситуаций», их осознание, выявление конструктивных и деструктивных способов совладания, развитие адаптивного опыта. Большое внимание уделяется работе с преобладающими чувствами и переживаниями участников групповой работы. В дальнейшем обсуждаются темы, связанные с проявлениями алкогольной зависимости, а также с проблемами семейной созависимости и способами их преодоления. Для достижения коррекционных задач используется широкий спектр психологических техник, включая когнитивно-поведенческую психотерапию, семейное консультирование, обучение релаксации, ролевые игры. [39;223]

Анализ литературы, посвященной групповым формам работы показывает, что при ее организации возможно использование различных моделей, например:

- психодинамически ориентированные группы А. Адлера, В. Шутца;

- группы, основанные на модели группового психологического консультирования X. Джайнотт;

- дискуссионные группы;

- группы, основанные на принципах гуманистической психологии Т. Гордона, К. Роджерса;

- группы, базрующиеся на идеях о диалогической природе человеческой личности М.М. Бахтина;

- группы, отражающие религиозные взгляды на воспитание детей по Р. Кэмпбеллу;

- группы по принципам бихевиоризма А. Бандуры, Дж. Роттера;

- группы, основанные на идеях и принципах трансактного анализа Эрика Берна. [5;159]

Г.А. Ананьева подмечает, что выздоровление от созависимости и выздоровление от химической зависимости имеют общие принципы и проходят в 4 этапа:

Этап № 1. Выживание - характеризуется отрицанием проблемы. Защитные механизмы психике способствуют отсрочке признания собственного бессилия перед другими людьми, невозможности контролировать их и неуправляемости собственной жизни. Отрицается наличие разрушительных чувств.

Этап № 2. Переотождествление - осознание себя и своей проблемы. На данном созависимая личность готова признать собственную созависимость. Признание позволяет носителю созависимости более объективно посмотреть на себя, взглянуть на свое прошлое с новых позиций, посмотреть в будущее.