Файл: Контрольная работа по дисциплине Финансы Содержание бюджета, его роль в социальноэкономическом развитии государства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основное назначение бюджета заключается в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства и использовать их
для финансирования различных программ. Однако помимо этой важнейшей
задачи, бюджет выполняет и ряд других функций. К их числу относятся:
1. Контрольная функция. Бюджет позволяет осуществлять контроль за действиями исполнительной власти который может осуществляться в различных формах W– со стороны специализированных органов, наделенных контрольными полномочиями (например, Счетная палата) со стороны вышестоящей организации. Бюджет принимается как закон и тем самым накладывает ограничения на действия правительства. В нем законодательно закреплены лимиты отдельных статей доходов и расходов которые государство должно четко соблюдать при проведении социально-экономической политики.
2. Информационная функция. Бюджет W– это индикатор текущего состояния экономики стран социальной сферы политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Более того поскольку закон о бюджете составляется как плановый документ он выступает как прогноз будущей экономической ситуации. Его разработка сопровождается прогнозными расчетами основных показателей развития страны на которые ориентируются не только государственные учреждения, но и организации негосударственного сектора экономики, а также простые граждане. Закладываемые в закон о бюджете планово-прогнозные показатели формируют в обществе определенные ожидания, которые могут быть как позитивными, так и негативными.
3. Институционализация общественных предпочтений. В демократических государствах принятию закона о бюджете обязательно предшествует его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в составленный правительством законопроект вносятся корректировки с учетом мнений депутатов, представляющих интересы своих избирателей. Таким образом, структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной политики.
4. Регулирующая функция. В условиях рыночной экономики основным инструментом государственного регулирования является финансовая система, центральным звеном которой является бюджет. Любые значимые решения в области экономической политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами. Осуществляя расходы на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, государство регулирует социальное развитие и уровень жизни населения страны. С помощью расходов на поддержку отдельных отраслей экономики обеспечивается производство общественно- значимых товаров и услуг которое с точки зрения рынка может быть неэффективным. Бюджет является инструментом региональной политики, поскольку за счет средств регионов-доноров осуществляется поддержка депрессивных и кризисных территорий, имеющих недостаточный
экономический потенциал или испытывающих последствия чрезвычайных
ситуаций. Влияние бюджета не ограничивается государственным сектором
экономики и выходит далеко за его пределы. Регулирующее влияние оказывают не только бюджетные расходы, но и налоги, стимулирующие или
сдерживающие развитие отдельных отраслей или сфер деятельности.
5. Функция обеспечения существования государства ставит своей задачей создание материально-финансовой базы функционирования
государства; содержание аппарата управления страной президентской
власти, законодательной и исполнительной власти, правоохранительных и
таможенных органов, налоговой службы. Названные функции бюджета носят объективный характер и некоторые
из них могут противоречить друг другу. Например, для успешной реализации
контрольной и информационной функции бюджет должен быть стабильным
а регулирующая функция, наоборот, предполагает его изменение в
зависимости от текущих условий социально-экономического развития.
Выбор между стабильностью или гибкостью бюджета определяется задачами
политики, сложившимися традициями и общественными предпочтениями
3. ВЛИЯНИЕ БЮДЖЕТА НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую
роль в воспроизводственном процессе, является инструментом воздействия
на развитие экономики и социальной сферы, выступая ускорителем, а иногда
тормозом социально-экономического развития общества. Он является
основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным
Собранием РФ как закон. Через него мобилизуются средства предприятий
различных форм собственности и часть доходов населения. Они
направляются на финансирование народного хозяйства, социально-
культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны,
содержание органов государственного управления, создание
государственных материальных и финансовых резервов, финансовую
поддержку бюджетов субъектов федерации, погашение и обслуживание
государственного долга. При переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но при этом изменяются методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений WW Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее
рационального размещения производительных сил, подъёма экономики и культуры на всей территории РФ. В условиях перехода к рыночным отношениям средства государственного бюджета, прежде всего, должны направляться на финансирование структурной перестройки экономики выполнение комплексно-целевых программ, наращивание научно-технического потенциала, социальное развитие и социальную защиту
населения. В современных условиях наибольшим приоритетом пользуются агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплекс и транспорт. В расходах на национальную экономику более 60% составляют дотации приоритетным отраслям экономики. Большое значение имеет социальная направленность бюджетных расходов. В силу кризисного этапа приоритетом социальной политики РФ является государственная поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей), а также стабилизация финансирования учреждений здравоохранения образования и культуры Государственный бюджет влияет на размеры частных накоплений определение структуры доходов предприятий и реальные доходы населения. В процессе бюджетного планирования устанавливается рациональное соотношение между централизованными и децентрализованными фондами денежных средств определяются размеры финансовых ресурсов
предприятий, а также степень участия предприятий в формировании доходов
бюджетной системы. Бюджет является одним из главных инструментов государства в проведении экономической и социальной политики. С помощью бюджета решаются следующие задачи:
• Обеспечение государства финансовыми средствами;
• Предоставление социальных гарантий населению;
• Создание определенных условий деятельности хозяйствующих субъектов.
Бюджет оказывает не только прямое, но и косвенное влияние на
социально-экономическое развитие страны. Прямое влияние W– это изменение распределения ресурсов в экономике, которое является непосредственным результатом налогообложения или осуществления бюджетных расходов. Косвенное влияние заключается в том, что закрепленные в бюджетных документах прогнозные значения основных показателей развития стран (ВВП, уровня инфляции, курса национальной валюты), приоритеты государственной финансовой политики, конкретные направления формирования и расходования средств бюджета формируют в обществе определенные ожидания и учитываются другими субъектами рынка при
планировании своей хозяйственной деятельности на перспективу.
Бюджетные отношения выполняют особое назначение – распределяют
валовой внутренний продукт, доходы от внешнеэкономической
деятельности и часть национального богатства с целью предоставления органам государственной власти и органам местного самоуправления финансовых ресурсов. При этом финансовые ресурсы, которые являются материальными носителями бюджетных отношений, формируются используются в фондовой форме – в форме фондов денежных средств, создаваемых соответствующими органами власти либо органами местного самоуправления и используемых ими для удовлетворения общественных потребностей. Они могут быть сгруппированы и представлены следующими видами потребностей в:
- оказании услуг общественного сектора экономики, и прежде всего услуг
образования, здравоохранения культуры и других отраслей социальной
сферы;
- расширении общественного производства;
- регулировании межотраслевых и территориальных пропорций развития экономики;
- содержании органов государственной власти и органов местного
самоуправления, судебной власти, органов правопорядка, обеспечения
безопасности и обороноспособности государства.
Таким образом, в системе общественных потребностей выделяются как
потребности самих органов государственной власти и местного
самоуправления, связанные с их содержанием, так и потребности субъектов
хозяйствования и отдельных граждан. Соотношение отдельных групп
потребностей зависит от уровня экономического развития страны,
приоритетов, целей и задач экономической и финансовой политики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Госбюджет – главное звено финансовой системы. Он представляет собой
форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. По уровню управления госбюджет подразделяется на федеральный
бюджет и бюджет субъектов Федерации. Госбюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Через госбюджет государство концентрирует значительную долю НД для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления.
С помощью бюджета происходит перераспределение НД, что создает
возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны. Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная форма
и основные функции финансов WWW Госбюджет выполняет следующие функции:
-W парораспределительную (перераспределение ВВП);
-W регулирующую (государственное регулирование и стимулирование
экономики);
-W стимулирующую (финансовое обеспечение бюджетной сферы и
осуществление социальной политики государства);
-W контролирующую (контроль за образованием и использованием
централизованных фондов денежных средств
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.БуневичWК.Г. Бюджетная система Российской Федерации - http://www.e-college.ru
2.Бюджетный кодекс РФ
3.Грязнова А.Г. Маркина Е.В. Финансы. М.: Финансы и статистика, 2006
4.Ковалева А.М., Баранникова Н.П., Богачева В.Д. Финансы. Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2007
5.Официальный сайт Министерства финансов РФ - http://www.minfin.ru
6.Сущность и функции бюджета. Роль бюджета в социально-экономических
процессах - http://market-pages.ru
7.Фролова Т.А. Финансы и кредит. ТТИ ЮФУ, 2007
Тест
5
7
9
11
13
15
Ответы:
1 | 3 | 5 | 7 | 9 | 11 | 13 | 15 |
a | c | b | a | | a | a | |