ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Сущность и проявление экономических законов
1.1 Общее понятие об экономических законах
Глава II. Особенности проявления отдельных законов в экономике
2.1 Закон возвышения потребностей
2.2 Принцип ограниченности ресурсов
2.3 Закон возрастания вмененных издержек
2.4 Закон убывающей доходности
2.5 Закон убывающей предельной полезности
Глава III. Влияние экономических законов на экономику
3.1 Общие предпосылки влияния экономических законов на экономическую жизнь общества
3.2 Взаимодействие экономических законов и экономической деятельности людей
3.3 Механизм действия экономических законов применительно к экономической деятельности людей
2.3 Закон возрастания вмененных издержек
Ограниченность ресурсов порождает ограничение производственных возможностей. Каждая ресурсная единица обладает некоторой отдачей, характеризующей эффективность ее производственного использования. Отдача имеет свои пределы. Даже при самой лучшей, материалосберегающей технологии из тонны руды не получить больше тонны металла. Производительность людей, машин, оборудования также имеет верхний предел. В итоге при данном количестве ресурсов существует предельный объем выпуска продукции [2, с. 335].
Максимально возможный объем производства определенного продукта (товаров, услуг) при заданных объемах и структуре располагаемых ресурсов, имеющихся либо выделенных для производства этого продукта, называют пределом производственных возможностей. Таким пределом обладают предприятие, фирма, отрасль, экономика страны. В реальной действительности в масштабах экономики страны производятся не один, а множество продуктов. В этом случае можно перераспределить ресурсы между разными товарами, в связи с чем будут изменяться производственные возможности выпуска каждого из них. Рассмотрение полной картины возможных выпусков всей гаммы производимых в стране товаров чрезвычайно затруднено, поэтому в экономической теории прибегают к рассмотрению двухпродуктовой модели экономики [5, с. 211].
Затраты, связанные с производством товаров, в экономике принято именовать издержками. Переключая ресурсы с производства одного товара на другой, скажем, с продовольственных товаров на непродовольственные, мы вынуждены терять определенное количество этого товара, нести издержки в виде альтернативной стоимости. Издержки, обусловленные отказом от одного товара в пользу другого, называют вмененными. Это издержки, обусловленные упущенными возможностями. Иногда их именуют дополнительными затратами. Закон возрастания вмененных издержек правомерно называть также законом возрастания стоимости замены одного товара другим по мере увеличения объема замены.
2.4 Закон убывающей доходности
С законом возрастания вмененных издержек соседствует и взаимодействует закон убывающей доходности, именуемый также законом убывающей отдачи ресурсов, факторов производства. Этот закон устанавливает соотношение между затратами ресурсов, производственных факторов, с одной стороны, и выпуском продукции, товаров, услуг, с другой стороны. При этом рассматривается прежде всего, каким образом приращение затрат одного из факторов производства влияет на увеличение выпуска продукции при прочих неизменных факторах.
В общем случае закон убывающей предельной доходности формулируется так: «Приращение выпуска определенного продукта за счет увеличения любого переменного фактора при остальных фиксированных факторах убывает, начиная с некоторого объема выпуска» [2, с. 326].
Убывание прироста выпуска продукции и производительности не обязательно начинается сразу же после увеличения рассматриваемого фактора. Первичные небольшие приращения данного фактора, если они не нарушают рационального соотношения факторов, их согласованности или даже улучшают это соотношение, не вызывают падения отдачи, она может даже расти. Но только до определенного предела, до некоторого объема выпуска, начиная с которого вступают в силу диспропорции, и проявляется рассматриваемая закономерность (рис. 1). Согласно закону убывающей отдачи экономических ресурсов следует, прибегая к увеличению использования одного из ресурсов в целях повышения конечного результата (экономического продукта), помнить, что эффект будет зависеть не только от величины вовлекаемого в оборот ресурса, но и от его соотношения с другими ресурсами. Чрезмерное увеличение одного ресурса приводит к потере его отдачи.
2.5 Закон убывающей предельной полезности
Полезность как экономическая категория означает способность продукта удовлетворять определенные потребности людей. В экономическом смысле полезностью обладают, скажем, сигареты, так как они удовлетворяют потребности курящих людей. Такие потребности существуют, хотя они и считаются вредными. В экономической теории полезность принято считать количественной, измеримой величиной. Введено даже наименование условной единицы полезности – ютиль (от английского «utility», означающий «полезность»).
Предельная полезность представляет собой приращение суммарного потребительского эффекта от определенного блага, достигаемое за счет потребления каждой дополнительной единицы этого блага [1, с. 85]. Согласно закону убывающей предельной полезности каждая последующая единица потребляемого блага имеет предельную полезность ниже, чем предыдущая, то есть дополнительный потребительский эффект, получаемый от увеличения благ на одну единицу, ниже, чем эффект, полученный от предыдущей единицы. Предельная полезность убывает с увеличением количества потребляемых благ (рис. 2). Вследствие проявления закона убывающей предельной полезности потребители ведут себя определенным образом при выборе комплекта нескольких благ для потребления. Они исходят из принципа максимизации полезности. Суть принципа состоит в том, что потребитель в рамках имеющихся у него ресурсных возможностей предпочитает такой набор благ, пари котором отношение предельной полезности каждого товара к его цене или затратам на его приобретение одинаково для разных благ.
Принцип максимизации полезности посредством выравнивания предельной полезности на единицу затрат наиболее ярко проявляется только в тех ситуациях, когда денежные возможности потребителя достаточны для приобретения представительного набора товаров [2, с. 92]. Распределяя рациональным образом деньги на приобретение разных благ, следует стремиться к тому, чтобы получить от каждого вновь приобретаемого блага равное количество единиц полезности на единицу затрат. В быту потребитель так и действует, хотя, возможно, неосознанно. Дешевого товара с низким потребительским эффектом, доставляющим мало единиц полезности в расчете на единицу количества, люди чаще всего приобретают побольше, тем более, что это позволяет низкая цена. Дорогой же товар с высоким потребительским эффектом каждой единицы приобретается в меньшем количестве. В итоге и получается, что полезный эффект на единицу затрат оказывается по своему значению близким для всех товаров, входящих в приобретаемый комплект.
2.6 Закон спроса
В рыночной экономике понятие «спрос» наряду с понятием «предложение» относится к числу фундаментальных [5, с. 55].
В принципе спрос – это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара за имеющиеся у него, предназначенные для покупки этого товара деньги. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по ценам, находящимся в пределах «доступного» диапазона. Наряду с этими обобщенными определениями спрос характеризуется рядом свойств и количественных параметров, из которых мы выделим, прежде всего, объем или величину спроса. С позиций количественного измерения спрос на товар, понимаемый как объем спроса, означает количество данного товара, которое покупатели желают, готовы и имеют денежную возможность приобрести за некоторый период по определенным ценам. Проще говоря, спрос как объемный показатель характеризует количество продукта, которое покупатели способны, намерены, будут приобретать по различным возможным ценам. Как ясно из определений, объем спроса зависит от цен на продаваемый товар, услугу. Но кроме них на величину спроса влияет и ряд других факторов, которые иногда называют неценовыми. Это, прежде всего потребительские вкусы, мода, величина доходов, величина цен на другие, сопряженные товары, возможность замещения данного товара другим. Закон спроса проявляется в том, что при прочих неизменных факторах величина спроса уменьшается по мере увеличения цены товара [6, с. 503]. Природа закона спроса по существу проста. Если у покупателя есть определенная сумма денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше цена, и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, так как покупатель может привлечь дополнительные средства, приобрести взамен данного товара иной, замещающий его. Но в целом закон спроса отражает генеральную тенденцию свертывания объема
закупок с ростом цен на товар в условиях, когда денежные возможности покупателя ограничены определенным пределом. Графически закон спроса представлен в виде так называемых кривых спроса, отражающих в форме графика связь, функциональную зависимость между величиной спроса и ценой, то есть шкалу спроса (рис. 3, 4). Надо различать индивидуальные кривые спроса, отражающие реакцию индивидуального покупателя на цены, рыночные кривые, характеризующие объем спроса на данный товар всех покупателей рынка, и функцию совокупного спроса, отражающую интегрированный спрос в масштабах хозяйства страны, то есть всех покупателей на все товары [7, с. 29].
Закон спроса действует в полной мере только в определенных условиях, прежде всего применительно к конкурентному рынку. Действие закона может проявляться по-разному в зависимости от того, какова настоятельность потребности в товаре. Если покупатель способен уменьшить потребление данного товара, кривая спроса крутая, если же потребность в определенном количестве товара настоятельная, то кривая более плавня.
Теоретически вполне возможно существование товаров, не подчиняющихся закону спроса, величина спроса на которые возрастает при увеличении цены. Их называют товарами Гиффена. Предпринималось много попыток обнаружить такие товары. В реальной жизни нередки случаи, когда рост цены на товар увеличивает спрос на него, так как людям кажется, что рост цены отражает высокое качество товара. Но поскольку в данном случае проявилось действие не собственно цены, а других факторов, то подобные товары не принято считать товарами Гиффена. Здесь вновь сказывается условность предпосылок, заложенных в основу закона спроса. Закон спроса и закон предложения не содержат конкретного инструмента, рецепта построения кривых спроса и предложения. Однако они играют огромную роль в раскрытии природы, толковании рыночных процессов и объяснении поведения продавцов и покупателей на рынке [3, с. 26].
2.7 Закон предложения
Предложение характеризует возможность и желание продавца предлагать свои товары для продажи на рынке по определенным ценам. Такое определение обрисовывает предложение и отражает его сущность с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется его величиной, объемом. Объем, величина предложения – это количество продукта, которое продавец желает