Файл: Освобождение от психологического насилия Стивен Хассен.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
14 ГРУППЫ МАССОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
Тераписты, преступающие этические рамки, могут стать лидерами культов, когда вместо того, чтобы помочь пациенту вернуться к нормальной жизни, они ставят его в зависимость от себя. Они извлекают пользу из клиентов, изолируя их от друзей и семьи, заставляя передавать по доверенности банковские счета, удовлетворяя свои сексуальные притязания. Терапевтические культы могут включать в себя отдельного тераписта и его клиентов или группу терапистов, которые не только руководят семинарами и групповыми занятиями, но и покупают земельные участки, где последователи культа могут жить сообща.
Часто тераписты, руководствуясь благими намерениями, могут навязывать пациентам свою систему ценностей с грубыми нарушениями этики. Например, некоторые тераписты полагают, что большая часть, если не все проблемы, с которыми сталкивается взрослый человек, вызваны сексуальным насилием, пережитым в детстве. На занятиях пациентов поощряют и могут просто уговорить поделиться воспоминаниями о сексуальном насилии в детстве или же о причастности к сатанинскому культу, которого никогда в действительности не существовало. Некоторых уязвимых пациентов довели до уверенности, что в детстве они подвергались насилию, и в результате этих "открытий" их семьи оказались разрушенными.
Эти тераписты явно не отвечают этическим стандартам, предъявляемым к специалистам в области психического здоровья. Хотя статистика по насилию в отношении детей скандально высока и ясно, что сексуальное насилие, пережитое в детстве, может пагубно сказаться на личности в ходе взросления, нет никаких оснований для предположения, что подавляющее большинство взрослых проблем были вызваны именно им. С другой стороны, воспоминания о реально пережитом в детстве насилии могут у некоторых людей подавляться. Выяснение причастности своего пациента к подобному случаю требует со стороны тераписта деликатности и умения, которые сходят на нет, если он уверен, что насилию подвергались все без исключения и что цель терапии состоит в том, чтобы вытащить из пациента признание. (Один из наиболее взрывоопасных споров в мире психотерапии фокусируется на двух ошибочных точках зрения: лагерь так называемой "возвращенной памяти", включающий тех, кто верит, что большинство взрослых проблем - результат вытесненного в подсознание сексуального насилия, пережитого в детстве; и лагерь "ложной памяти", тех, кто уверен, что воспоминания вытеснить из сознания нельзя и поэтому любые заново раскрытые травмирующие воспоминания могут быть только внушенными терапистами. Оба ярлыка вводят в заблуждение. Не существует никакой признанной школы терапии "возвращенной памяти" (каждое воспоминание является "возвращенным", именно это и делает его воспомина--нием). Синдром "ложной памяти" также не признан специалистами по психическому здоровью. Исследователи должны еще доказать в контролируемых условиях, что воспоминания о травмирующих событиях,
никогда не происходивших на самом деле, могут быть внушены объектам. Отдельные реальные случаи заставляют предположить, что при определенных условиях некоторым людям можно внушить ложные убеждения, касающиеся прошлого. Многие бывшие члены культов сообщали мне, что у них возникли образы переживаний, никогда не имевших места. Один из результатов этого спора, вызывающих наибольшее беспокойство, заключается в том, что он породил сильную антитерапевтическую отрицательную реакцию. Ответственные тераписты, помогавшие пациентам исцелиться от последствий реального сексуального насилия, пережитого в детстве, столкнулись с нацеленными против них судебными исками. Наиболее широкий обзор этого жгучего спора см.: Brown, Scheflin & Hammond. Memory, Trauma Treatment and the Law. NY: W.W. Norton & Company, 1998. См. также: Brown, Scheflin & Whitfield. Recovered Memories: The Current Weight of the Evidence in Science and in the Courts // Journal of Psychiatry & Law, p. 5-156. 1999, Spring. Браун и Шефлин предполагают, что некоторые люди, возбуждающие судебные иски по поводу синдрома ложной памяти, могут страдать от псевдофактического расстройства, которое характеризуется потребностью во внимании или одобрении со стороны врачей или терапистов (т. е. клиенты придумывают себе проблему или болезнь - Прим. перев.). См.: Brown & Scheflin. The Interrelationship Between Factitious and Dissociative Disorders // Journal of Psychiatry & Law.)
Лидеры тренинговых программ по массовой психотерапии могут даже не иметь научной степени по психологии или консультированию. Однако они проводят симпозиумы и семинары, требуют от своих клиентов сотни, а иногда и тысячи долларов за обеспечение психологического "инсайта" и "просветления", обычно в обстановке конференц-зала какого-нибудь отеля. Такие группы используют многие из основных методов контроля сознания, чтобы создать "пиковый" опыт для участников. Это и неудивительно, коль скоро многие руководители подобных культообразных бизнесов когда-то имели отношение к другим контролирующим сознание группам.
Некоторых клиентов заставляют путем манипуляций записываться на более дорогие, "продвинутые" курсы, где они глубоко запутываются в сетях группы. Как только они связывают себя обязательствами с группой, им предписывают вербовать друзей, родственников и коллег или же полностью изолироваться от них, если они критически относятся к такой перспективе. Эти группы были причиной неисчислимых нервных расстройств, разрушенных браков и неудач в бизнесе, не говоря уже о некоторых документально подтвержденных самоубийствах и несчастных случаях со смертельным исходом. Люди, управляющие этими группами, нередко имеют сомнительное прошлое и чаще всего - никаких дипломов о высшем образовании.
Если на вас когда-нибудь начнут оказывать давление с целью заставить посетить проходящий во время уик-энда семинар стоимостью несколько сотен долларов, просите этого человека подробно описать, что именно там происходит. Если ответом будет: "Я не могу рассказать" или "Я не хочу портить вам впечатление", то мой совет - говорите как можно более решительно: "Нет, благодарю вас! "
15 КОММЕРЧЕСКИЕ ГРУППЫ
Эти культы играют на фантазиях о большом богатстве и власти. Их цель - довести зависимость людей от этих фантазий до рабской преданности. Многие из них организованы по типу пирамид "многоуровневого маркетинга", члены которых обманным путем вербуют людей, которые, в свою очередь, вербуют других с целью предположительного получения денежных процентов с новичков. Это якобы повышает чувство собственного достоинства у каждого члена группы, однако известно, что их состояние ухудшается по мере погружения в этот бесконечный процесс. Высшие члены иерархии вынуждают остальных покупать мотивационные аудиокассеты и видеозаписи и посещать регулярные "собрания, повышающие бодрость духа", которые якобы должны повысить интенсивность труда. Многие люди, попадающие в вербовочную цепочку, тратят так много денег и настолько глубоко залезают в долга, что оказываются банкротами.
Хорошо известные фирмы, действующие по закону, иногда нанимали и нанимают случайных "консультантов", чтобы обучить своих служащих. Результатом может быть проникновение в компанию культовой группы. Попав в коллектив фирмы, "консультанты" оказывают давление на других служащих с целью заставить посещать культовые программы. Если те отказываются, их увольняют или понижают в должности. Несколько компаний, включая одну крупную компьютерную фирму, были взяты таким способом в оборот и в конечном счете обанкротились.
Большинство культов попадают в одну из этих категорий. Наряду с ними существуют другие типы культов, от компьютерных до научно-фантастических и культов типа "Нью Эйдж". Приближение рубежа тысячелетий породило много новых культов, связанных с космосом и НЛО. По всему миру люди подвергаются стрессам и разочаровываются в существующих политических, социальных и религиозных учреждениях. Они истосковались по надежде. Харизматические культовые лидеры, обуреваемые манией величия и алчущие власти и денег, стремятся воспользоваться преимуществом этой ситуации,
вербуя людей и внушая им ту или иную форму психического рабства.
16 КТО ПОДВЕРЖЕН ВОЗДЕЙСТВИЮ КУЛЬТОВ?
Со всего мира ко мне поступают письма, телефонные звонки, электронная почта и факсы. Некоторые - от бывших адептов культовых групп, о которых я никогда не слышал. Больше всего - от отчаявшихся людей, читавших "Борьбу с культовым контролем сознания" и желающих знать больше о том, как помочь близкому избавиться от воздействия культа. Читатели могут предположить, что звонят обычно родители, пытающиеся спасти ребенка в возрасте от восемнадцати до двадцати четырех лет. Это не так. Большинство беспокоится о членах культов, которым от тридцати до шестидесяти лет. И звонят не только родители. Я получал известия от всех членов семей - детей, пытающихся спасти родителей; жен, стремящихся спасти мужей; братьев, пробующих спасти сестер; юношей, пытающихся спасти подруг и наоборот. Я даже работал с боссом, пытавшимся спасти служащего; тренером, спасавшим участника команды; и со священнослужителем, пытавшимся спасти верующего своей конгрегации.
В ходе работы мне стало ясно, что любой человек и любые отношения могут подвергнуться влиянию культовой вовлеченности. Культы воздействуют на всех нас. Подумайте о людях, которые окружают вас в жизни: Матери, отцы, дети, братья, сестры, бабушки, дедушки, тети, дяди, племянницы, племянники, кузены, мачехи, отчимы, сводные сестры, сводные братья, жены, мужья; девушки, за которыми вы ухаживаете; юноши, которые ухаживают за вами; возлюбленные, друзья, соседи, предприниматели, служащие, коллеги по работе, тренеры, духовенство, религиозные лидеры, преподаватели, тераписты, социальные работники, психологи, психиатры, консультанты, врачи, юристы; официальные лица, следящие за соблюдением законов; бывшие члены групп, политические деятели, правительственные лидеры, сознательные граждане, налогоплательщики...
Мне хотелось бы сказать вам, что каждый, кто приходит ко мне, следует выбранному пути до конца. В действительности же люди, обнаружив, что их близкий находится в культе, могут испытывать внутреннее сопротивление, чувствуют себя бессильными или даже боятся помочь. Множество различных проблем мешает людям активно оказывать помощь по выходу близкого человека из-под опеки деструктивного культа. Эта проблема будет обсуждаться в главе 5. Чтение предлагаемой книги и получение информации о культах и контроле сознания - первый шаг к преодолению таких барьеров и освобождению близкого вам человека. Пока он жив, я всячески рекомендую вам делать все, что в ваших силах,
чтобы попытаться спасти его теперь, - потому что в какой-то трагический момент любые действия могут оказаться бесполезными.
17 ТИПИЧНЫЕ СЦЕНАРИИ СТОЛКНОВЕНИЯ С КУЛЬТОМ
Чтобы дать представление о том, как люди попадают в обширное множество культовых ситуаций, я включил подборку рассказов, повествующих о людях, которым была необходима немедленная помощь, и о тех безвыходных положениях, впечатлениями от которых со мной поделились их семьи. Все это происходило относительно недавно, и потому я изменил имена и отличительные черты своих клиентов.
Курсивом выделены отрывки, призванные подчеркнуть наиболее важные понятия в ходе обсуждения ситуаций контроля сознания. Мы возвратимся к этим темам в конце главы.
Случай первый: СЫН В БИБЛЕЙСКОМ КУЛЬТЕ
Мать: Наш восемнадцатилетний сын Джеффри - первокурсник колледжа. Несколько месяцев назад он сказал нам. что ходит на занятия по изучению Библии. Естественно, мы были очень довольны. Теперь нашей радости пришел конец. Он без конца возмущается по поводу того, что все другие церкви являются мертвыми и бездуховными, разумеется, кроме той, к которой он присоединился, Он
хочет оставить учебу и посвятить все время работе по привлечению людей в свою группу. Джеф всегда хотел быть врачом, еще с тех пор, как был ребенком. Мы так расстроены. Мы просто не знаем, что делать.
СХ (Здесь и далее - Стивен Хассен (Прим. перев.).): Расскажите подробнее. Как называется группа, в которую он попал?
Мать: Мы не знаем.
СХ: Это может быть одна из Международных Церквей Христа Кипа Мак-Кина. Я получаю много запросов об этой группе. Чтобы оценить ситуацию, нам нужно узнать название группы и имя лидера.
Отец: Я спрашивал его однажды, кто у них лидер, и он сказал: "Иисус Христос".
СХ: Это очень распространенный ответ. Спросите у сына: "Кто основал это как юридическое лицо? ", "Кто является местным лидером? " и "Кто является мировым лидером? " Он давал вам какую-нибудь литературу? Это могло бы дать нам некоторую информацию.
Отец: Когда он говорит с нами, он ораторствует заученными наизусть стихами из Библии. Он говорит, что хочет "спасти" нас, но мы всегда считали себя хорошими христианами.
Мать: Я не узнаю своего способного, сердечного, любящего сына.
Отец: Он превратился в фанатика! Стив, тут что-то совсем неправильное. Мы говорили с нашим священником. Он сказал, что слышал вашу очень информативную лекцию о "Движении Пастырства/Ученичества". (The Shepherding/Discipleship Movement - "Движение Пастырства/Ученичества" - понятие, которое охватывает религиозные группы, основанные на весьма произвольном толковании Библии и предполагающие жесткое подчинение адептов лидеру и группе. "Ученичество" (discipleship) в данном случае близкорусскому "послушничество", но