Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Эффективность менеджмента организации как фактор повышения конкурентоспособности
1.1 Понятие и значение эффективности менеджмента организации
1.2 Факторы, влияющие на эффективность менеджмента
1.3 Социальная ответственность и организационная культура
1.4 Влияние культуры на организационную эффективность
2. Пути повышения эффективности менеджмента в организации
2.1 Результативность менеджмента
3. Современные подходы к оценке эффективности деятельности организации
3.1 Целевой подход и системный подход к оценке организационной эффективности
3.2 Стратегический и ценностный подходы к оценке организационной эффективности
Состав работников - подбор, мотивация, социально-психологические аспекты.
Сумма навыков - обучение персонала, повышение квалификации, переподготовка.[48]
Основные мероприятия по повышению эффективности менеджмента:
• совершенствование структуры организации, более рациональное распределение функций, прав, ответственности;
• выработка стратегии развития организации;
• совершенствование системы принятия решений в организации;
• разработка эффективной информационной системы в организации;
• совершенствование системы управления персоналом (подбор, изучение кадров, механизм мотивации; осуществление мер по предупреждению возникновения конфликтов, выработке умений разрешения возникающих противоречий бесконфликтно);
• развитие форм коллегиальности управления, максимальное развитие самостоятельности и ответственности работников;
• создание культуры организации, выработка ценностей, признаваемых и разделяемых сотрудниками. Требования к процессу повышения эффективности менеджмента:
• заинтересованность и единство руководства высшего уровня;
• соблюдение высшим руководством принципов морали;
• вовлечение всего руководящего состава в процесс преобразований;
• участие всех рабочих и служащих в повышении эффективности деятельности;
• максимальное использование всех форм коллегиальности;
• устранение причин недостатков и проблем, а не следствий;
• начинать с малого: малые победы ведут к большим успехам.
Главным признаком качества управленческой деятельности выступает качество труда, отражающее его сущностные особенности и производительную силу. Качество труда проявляется в качестве продукта труда. Именно качество продукта труда выступает функциональным назначением управленческого труда.[14]
Качественными характеристиками управленческого труда выступают:
• творчество как форма умственного труда;
• предприимчивость (инициативность);
• инновационность;
• оперативность (своевременность);
• коллективный характер (партнерство, корпоративность);
• уровень риска;
• ответственность (правовая, социальная, моральная);
• экономичность;
• производительность;
• результативность.
Качество менеджмента как процесса воздействия проявляется в его активизирующей, организующей, направляющей, мотивирующей силе, что определяется правильным выбором средств и методов воздействия, процедур их реализации. О качестве воздействия можно судить лишь после его реализации. До реализации решений можно говорить лишь о методологии обоснования, соблюдений принципов и методов формирования воздействия и предполагаемом качестве.
Качество воздействия отражается в его реализуемости, своевременности, правильности выбора путей и средств решения производственно-хозяйственной проблемы.[44]
При оценке процесса выработки и реализации управленческого решения используются следующие качественные характеристики:
• оптимальность (критерий выбора наилучшего варианта);
• оперативность (критерий соответствия решения во времени с потребностью производства);
• экономичность (критерий - минимальный размер затрат или ресурсов);
• рискованность (критерий - минимизация вероятности и уровня потерь);
• социальная значимость (критерий - максимизация полезности для общества);
• правовая/защищенность (критерий - нормативно-правовая обеспеченность);
• коммуникативность (критерий - надежность и гибкость связей).
Таким образом, наиболее характерными формами понятия "качество менеджмента" выступают:
· качество управленческого труда;
· качество персонала (профессионализм);
· качество ресурсов и потенциала управления;
· качество процессов управления, содержание которых определяется сферой или видом управляемой деятельности (производство, маркетинг, финансы);
· качество системы управления.[51]
В связи с ориентацией развития производственно-хозяйственных систем на конечные результаты формулирование и взаимно связка целей по конечным результатам приобретает исключительную значимость. Ошибки в формулировании цели становятся все ощутимей (по некоторым данным, до 90% всех ошибок в управлении происходят из-за ошибок в формулировании целей). В ряде случаев промежуточные цели подменяют главные. Иногда промежуточные цели приобретают значение самоцели, и происходит потеря главной цели. Однако преувеличение значения главной цели снижает внимание к промежуточным целям, от качества и сроков, достижения которых зависит ее реализация.[52]
Для оценки общей цели (миссии) производственной системы используются следующие показатели:
· уровень достижения цели (отношение конечного результата - объема продаж к целевой величине);
· уровень удовлетворения потребностей (отношение конечного результата к величине потребности);
· величина потенциальной потребности (неудовлетворенная и новая потребность, прогнозируемая службой маркетинга);
· доля рынка профилирующей продукции;
· устойчивость конкурентных преимуществ (прогрессивность, рейтинг);
· потенциальные возможности развития (потенциальная потребность в ресурсах).[16]
Устойчивость развития связана с оценкой уровня достижения (или не достижения) цели, определением величин неудовлетворенной и потенциальной потребности. В производственно-хозяйственной системе кроме непосредственно производственной имеется инновационная, маркетинговая, финансовая, социальная деятельность, результативность которой определяется уровнем достижения функциональных целей. Инновационный результат - масштаб новшеств; финансовый результат - величина или динамика, социальный результат - уровень жизни работников и его динамика; маркетинговый результат - доля нового рынка или расширение имеющегося. Результативность управления организациями, специализированными на выполнении функциональных услуг, например, финансовых или инвестиционных, маркетинговых, венчурных или биржевых, определяется по профилирующему виду деятельности или миссии организации. Так, миссия банковской структуры состоит в аккумуляции денежных средств, необходимых для кредитования эффективных производственных проектов, обеспечивающих развитие экономики. В условиях корпоративных структур отдельные самостоятельные структурные звенья имеют общую цель, ориентированную на определенный вид продукции, потребляемой внутри системы и реализуемой на сторону. В данном случае результативность производственно-хозяйственного звена определяется по уровню реализации его цели как степени удовлетворения рыночной и внутрисистемной потребностей. При наличии в корпоративной структуре финансовых или инвестиционных звеньев, маркетинговых центров, рекламных служб их результативность определяется аналогичным образом.[17]
В корпоративных структурах определяется результативность:
· миссии системы в целом;
· целей производственно-хозяйственных звеньев;
· целей функциональных организаций.
Выделим условия, при которых менеджмент можно назвать результативным:
· социально-экономическая система достигла конечных результатов
, в которых реализована общая цель или миссия системы (уровень достижения цели);
· достигнута результативность отдельных производственных звеньев системы;
· конечные результаты соизмеримы с потребностью (уровень удовлетворения потребности);
· определена потенциальная потребность как основание для формирования новой цели и создания условий устойчивого развития (уровень возможного расширения производства);
· достигнута результативность по каждому виду функционального менеджмента как обеспечение соответствия функциональных результатов их целям.[22]
Оценка результативности менеджмента позволяет выявить возможности и направления развития организации, дает информацию о необходимости создания новой потребности и соответственно выпуска новой продукции, о диверсификации, проблемах взаимодействия участников производственного и управленческого процесса.[27]
3. Современные подходы к оценке эффективности деятельности организации
3.1 Целевой подход и системный подход к оценке организационной эффективности
Обеспечение эффективности организации является основной задачей и сферой компетенции менеджеров. Зависимости от стратегических намерений высшего руководства ее оценивают различными методами и по различным критериям. Высокая эффективность организации достигается благодаря эффективной системе менеджмента, нацеленной на рациональное использование всех организационных ресурсов и их постоянное совершенствование через соответствующие организационные. Одной из главнейших задач менеджмента как системы управления организацией является обеспечение эффективности ее деятельности.[53]
Организационная эффективность (лат. effectivus - исполнение, действие) (эффективность организации) - способность организации существовать и достигать определенных целей с выгодным соотношением результатов.[7]
Развитие теории и практики менеджмента всегда был направлен на поиск способов повышения эффективности функционирования организаций. В частности, классическая школа менеджмента сосредоточено на формировании теории научного управления ресурсами, поскольку в начале XX в. эффективность измерялась способностью экономической организации производить продукцию с наименьшими затратами. Поэтому среди принципов эффективного управления доминировали рациональное распределение труда, иерархия, единовластие, централизм (Ф. Тейлор, М. Вебер, А. Файоль и др.). На смену школе научного управления пришла гуманистическая школа, видевших повышения эффективности в улучшении условий для реализации работниками фирмы своих способностей и возможностей (школа человеческих отношений, поведенческая школа, теория человеческих ресурсов). Видение эффективности социально-технической школы (Дж. Вудворд) состоит в прямой связи между эффективностью и типом технологии, применяемой фирмой. Исследования А. Чандлера, И. Ансоффа, Р. Майлса в области организационного развития указали на то, что эффективность организации во многом зависит от ее структуры.[54] Крах социалистической системы хозяйствования конце XX в. вывел на передний план такой фактор эффективности, как стимулирование, а в последние годы едва ли не важнейшим фактором повышения эффективности деятельности организации считают информационные технологии. Итак, проблема повышения эффективности деятельности организаций является актуальной и сложной. На постсоциалистическом пространстве она осложняется и тем, что приемы и методы управления, к которым привыкли менеджеры старшего поколения, не соответствуют новым условиям хозяйствования и менеджмент отождествляется с умением "крутиться", а не действовать по определенным правилам, которые обеспечат успешную работу. В экономической литературе выделяют три подхода к изучению