Файл: Возрождение массовых форм художественной самодеятельности, агитбригад.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Тематические

Например, за здоровый образ жизни, экология, правила дорожного движения, правила пожарной безопасности, профилактика асоциального поведения среди детей и подростков и т. п.

Подготовка выступления агитационной бригады

Как и другие виды театрализованного представления выступления агитационной бригады подчиняются правилам жанра, о некоторых мы уже рассказали выше. Как и любая другая театрализация, выступление агитационной бригады требует тщательной проработки всех этапов постановки от сценария до художественно выразительных средств, которые будут акцентировать внимание на основной идее выступления. Плюсом, является тот факт, что в жанре агитбригады скрыт огромный потенциал.

Основное преимущество агитационной бригады заключается в, том, что в названии жанра не обозначены средства исполнения, в отличие от литературно-музыкальной композиции, театрализованного празднества и театрализованного концерта, названия которых ограничивают режиссёра-постановщика в выборе художественно выразительных средств. В то время как, для агитбригады «все средства хороши»: театральные сценки и постановки, в том числе и кукольные, «живые газеты», выступления с трибуны, пластические композиции, агитационные массовые акции с использованием различных средств информации (листовки, плакаты и другие средства пропаганды), выступления с музыкальными номерами, чтения стихов, выступления мимов и клоунов. Возможно применение фокусов, видеофильмов, интермедий, монологов, сценок, куплетов, частушек, танцев и т. д.

Такое разнообразие в выборе художественно выразительных средств даёт коллективу и руководителю агитационной бригады широчайшие возможности для реализации своего творческого замысла, позволяет с наибольшей наглядностью донести до своей аудитории идею выступления и максимально эффективно мотивировать зрителей действовать в соответствиями с продвигаемыми доктринами и установками.

Именно в выступлении агитационной бригады, впервые была использована «знаменитая линейка» − шеренгу людей, стоящих на авансцене лицом в зал и представляющих собой, по сути дела, единый образ. Ещё одно открытие представителей этого жанра − «отстраненное общение», когда актеры, вопреки всем театральным канонам, обращаются друг к другу, глядя при этом в зал. Выступающие на сцене могут говорить и за автора, и за героя, а в следующий момент разбить монолог на десятерых.


Способ компоновки сценария из отдельных кусочков и даже реплик, которые вовсе необязательно связаны между собой не только логикой действия, но и логикой в целом, − тоже достижение жанра агитбригады.

Это преимущество, также может обернуться и проблемой для постановщика. Не смотря на то, что лишь удачное сочетание многообразия выразительных средств сможет удивить зрителя, привлечь его внимание и вызвать живой интерес. Благодаря широкому разнообразию художественно-выразительных средств агитационные бригады могут выступать в разных стилях:

- разговорный жанр;

- выступления с монологами, публичные выступления на тему и т.д.;

- песни, частушки, стихи, репризы;

- танцевальные композиции;

- интермедии и сценки.

Два обязательных и главных условия во всех выступлениях агитбригады − это наглядность и музыкальное сопровождение.

Для достижения большей наглядности используются агитплакаты, растяжки, декорации, визуализации и др.

Музыкальное сопровождение, в свою очередь, не только помогает сделать наглядные средства более реалистичными (различные имитации звуков), но и оказывает колоссальное эмоциональное воздействие на зрителей, закрепляя достигнутый эффект на подсознательном уровне.

Коллектив агитационной бригады. Любое театрализованное представление предполагает серьёзную слаженную работу над ним творческого коллектива, который включает в себя сценариста, режиссёра-постановщика, актёров, технических специалистов (костюмеры, декораторы, постановщики спецэффектов). Агитационная бригада не является исключением, в ней один человек может совмещать несколько функций, так актёры самодеятельной агитбригады могут сами делать декорации и готовить костюмы.

Кроме того, исполнители в агитбригаде − «мастера на все руки», владеющие широким спектром сценических приемов, умеющие петь, танцевать, хорошо читать текст, обладающие хорошей дикцией, а также зажигательным темпераментом и активной жизненной позицией.

Специфической особенностью коллектива агитбригады выступает его деятельность по формированию общественного мнения.

Вся работа агитбригады строится на глубоком знании освещаемого вопроса, а используемые факты призваны сосредоточить внимание слушателей на самых важных проблемах. Жизненные факты не просто сообщаются исполнителем, а оцениваются им. Исполнитель передаёт своё отношение к тем или иным событиям, даёт собственную оценку затрагиваемым проблемам и как бы приглашает, своим выступлением, зрителя принять участие в оценке затрагиваемых проблем, т.е. между исполнителем и зрителем возникают особого рода социально-психологические взаимоотношения. Процесс формирования общественного мнения при участии агитбригады имеет две стороны. С одной стороны, общественное мнение предварительно формируется внутри самого коллектива агитбригады. Это происходит в период сбора и обработки местного материала: выработка коллективного мнения в процессе оценки положительного и отрицательного. Общественная позиция выявляется в ходе обсуждения поступившего материала, а также поиска той художественной формы, в которую он будет облечён.


С другой стороны, программа выступления строится таким образом, чтобы позиция агитбригады совпала бы с позицией зрителя, т.е. сложившееся общественное мнение внутри коллектива агитбригады стало бы мнением зрителя и получило бы правильную гражданскую оценку. От участников агитбригады требуется особая мобильность и точность в подаче агитационного материала, динамичное решение всей программы в целом. Необходимо применение лаконичного образного языка, то есть в небольшой интермедии, пантомиме надо о многом сказать, но так, чтобы не потерять образное начало.

Как и любым коллективам, агитационная бригада нуждается в руководстве, чёткой постановке планов и контролем их выполнения, поэтому в каждой агитбригаде есть руководитель, который осуществляет все административные и идеологические функции. Так основная цель руководителя агитбригады − это формирование социально-активной личности, сначала внутри коллектива, а потом и за его пределами по средствам своих агитационных выступлений.

Цель всегда реализуется по средствам решения поставленных задач. Так в задачи руководителя агитационной бригады входит:

1. Обучение работе в коллективе

Руководитель должен научить свой коллектив работать в команде, находить общий язык в сложных ситуациях. Эта задача осложняется тем, что многие члены агитбригад творческие и эмоциональные люди иначе они не смогут, эффективно выполнять свои функции и руководителю нужно уметь направить их потенциал в нужное русло.

2. Гуманизация социальных отношений

Вся работа, внешняя и внутренняя, агитационных бригад направлена на популяризацию общественно значимых правил, поступков и жизненных установок.

3. Обучение основам ораторского и актёрского мастерства

Исторически, так сложилось, что агитационные бригады − это чаще всего коллективы самодеятельности, состоящие из активных людей, которые, к сожалению, не имеют театрального образования и поэтому руководителю нужно научить каждого члена бригады необходимым для выступления навыкам.

Итак, мы видим, что работа агитационной бригады, это целый процесс, включающий в себя все черты присущие театрализованным представлениям.

Выводы: в этой главе мы разобрали различные мнения относительно определения понятия «агитационной бригады», рассмотрели средства художественной выразительности, использующиеся в выступлениях агитбригад, разобрали основные сюжеты и тематики, а также работу коллектива агитбригады.


Заключение



Согласно исследованиям, статистике и практическим наблюдениям, существуют многочисленные внутренние процессы в организме народного творчества, которые не могут не влиять на перспективу его развития.

Во-первых, в последнее время наблюдается тенденция уменьшения участия населения в самодеятельности, особенно взрослого. Во-вторых, из-за ряда объективных причин усложняется организация выступлений самодеятельных артистов. Тем не менее, значение самодеятельности как дополнения профессионального искусства в регионах, в сельской местности имеет большое значение в плане организации культурного обслуживания и эстетического воспитания населения. В-третьих, изменяется возрастная структура клубной самодеятельности: наблюдается сдвиг показателей в сторону детской самодеятельности. Понятно, что этот факт можно рассматривать, как положительный, т.к. одна из актуальных проблем, связанных с моральным оздоровлением общества и его будущим, − это поиск оптимальных вариантов организации свободного времени подрастающего поколения.

Наблюдается разная динамика развития сельской и городской художественной самодеятельности. В городе ситуация выглядит более приятно. Происходят определенные изменения в жанровой структуре клубной самодеятельности. Идея национально-культурного возрождения всколыхнула творческую энергию народного искусства: увеличился интерес к фольклору, к народным традициям, сценическим костюмам, поиску и созданию нового репертуара. Появились нетрадиционные для самодеятельности фольклорные группы несценической ориентации, многочисленные вокально-инструментальные ансамбли, рок-группы, театры-студии и др.

Развитие средств массовой информации, повышение уровня образования, процессы урбанизации несколько снизили значение культурно-просветительной функции самодеятельности. Но в масштабах общества все большее значение приобретают такие функции самодеятельности, как развитие художественных способностей, формирование определенных качеств личности, даже ее коррекция. Таким образом, народное творчество сегодня более ориентировано на личность. Установка на самореализацию, самоорганизацию, на отношения с единомышленниками − это и есть современная функциональная нагрузка, приходящаяся на самодеятельность.

Завершая работу над рефератом можно прийти к выводу, что художественная самодеятельность занимает очень важное место в культуре нашей страны. Необходимо ее дальнейшее развитие, т.е. необходимо создать условия для дальнейшего творческого развития самодеятельных, фольклорных коллективов при национальных общинах.


На уровне регионов можно создать банки данных о таких коллективах с использованием компьютерных технологий. Самодеятельным коллективам необходимо оказывать содействие в участии на конкурсах и фестивалях народного творчества.


Список использованных источников и литературы



1. Массовость и мастерство. Проблемы и практика художественной самодеятельности. − М., 1996;

2. Евкин С.И., Шехтман Л.Б., Художественная самодеятельность России. − М., 1987;

3. Фольклор и художественная самодеятельность. − Л., 1988.

4. Туманов И.М. Режиссура массового праздника и театрализованных представлений / И.М. Туманов, Просвещение, М. 1976. 2с.

5. Уортман Р. С. Сценарии власти / Р. С. Уортман, М., 2002.

6. Чечетин, О.И. Основы драматургии театрализованных представлений / О.И. Чечетин. − М.: Просвещение, 1981.

7. Опарина Н.А. Театрализованные представления в школе/ Н.А. Опарина, https://miroslava-folk.ru/performances_school