Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Банковская система и ее структура
Глава 2. Банковская система Японии в послевоенный период
2.1 Формирование институциональная структуры банковской системы Японии
2.2 Послевоенный механизм монетарной политики
Глава 3. Развитие банковской системы в условиях либерализации финансового рынка
3.1 Дерегулирование банковского сектора
3.2 Монетарная политика в условиях либерализации финансового рынка
Глава 4. Банковская система Японии в период экономической депрессии и структурных реформ
4.1 Банковская система Японии на начальных фазах финансового кризиса
4.2 Банковская система Японии в период структурных реформ
Глава 5. Развитие системы Японии
5.1 Современная структура банковской системы Японии
5.2 Банковская система Японии в условиях мирового финансового кризиса
Глава 4. Банковская система Японии в период экономической депрессии и структурных реформ
В 1990-2004 гг. в Японии происходило глубинное системное реформирование банковского сектора. Это один из самых тяжелых периодов в развитии банковской системы Японии. В течение 14 лет финансовый сектор Японии находился в состоянии острого кризиса. Однако на протяжении этих лет характер кризиса менялся, изменялись и подходы правительства и Банка Японии к реорганизации банковского сектора. В связи с этим можно выделить четыре фазы кризисного периода.
4.1 Банковская система Японии на начальных фазах финансового кризиса
Фаза1 (1991-1994 гг.). К 1990-м годом Япония являлась крупнейшим мировым кредитором. Крупные японские корпорации и банки, их обслуживающие, стали транснациональными. По абсолютным размерам капитализации Япония опередила США и заняла 1 место в мире. Однако после устойчивого роста в экономике Японии постепенно начали проявляться все признаки циклического спада: замедление темпов роста ВВП, увеличение уровня безработицы и ценовая дефляция.
В банковском секторе первые признаки нарождающегося кризиса появились в 1991 г.: стали испытывать финансовые трудности мелкие финансовые учреждения. Первым финансовым учреждением, получившим помощь от Корпорации страхования депозитов, стал "The Toho Sogo Bank”. В декабря 1992 г. частными коммерческими банками было образована первая компания по управлению активами. Она скупала "плохие” долги у банков и затем их продавала. Компания просуществовала да 2004 г. и за 12 лет своей деятельности купила у банков "плохие” долги на сумму 15,4 трлн иен2.
Фаза2 (1995-1996 гг.). В 1995 г. возникли финансовые проблемы у других городских кооперативов и банков. В 1995-1996 гг. начали испытывать сложности кредитные кооперативы, предоставившие займи для приобретения жилья. Они были основаны в 1970-х годах банками и другими финансовыми учреждениями. При величине их потерь в середине 1995 г. в размере более 6,4трлн иен учредители не могли их покрыть. Все это свидетельствовало о развитии кризиса в банковской системе.
Правительство и надзорные органы полностью взяли на себя риски и ответственность за возможные последствия, связанные с банкротством банков и потерями вкладчиков. Летом 1995 г. министр финансов объявил о
% -й гарантии Корпорацией страхования депозитов всех вкладов населения в течение следующих пяти лет (до марта 2001 г.).
В 1996 г. было принято два новых законов: "О выполнении мер для обеспечения высокого уровня управления в финансовых институтах” и "О проведении специальных процедур для реорганизации финансовых институтов”.
Фаза3 (1997-1999 гг.). В начале 1997 г. обострилась проблема невозвратных кредитов у городских банков и банков долгосрочного кредитования Японии. Их величина значительно превышала размеры фонда страхования у Корпорации страхования депозитов.
Однако механизм выхода из кризиса слабых, но платежеспособных банков на тот момент отсутствовал. В связи с этим в октябре 1997 г. в банковском секторе начался острый кризис ликвидности, который принял системный характер и, развиваясь по спирали, охватил крупные, средние и мелкие банки. Рост убытков по ипотечным кредитам и снижение цен на акции привели к замораживанию межбанковского рынка и волне банкротств банков. Банковский сектор продемонстрировал свою слабость и уязвимость. Увеличение объема "плохих” долгов привело к сокращению кредитования банками реального сектора экономики и его ослаблению.
Десять лет после финансового кризиса в Азиатско-Тихоокеанском регионе, произошедшего в 1997 г., в Японии называют периодом "потерянного десятилетия”, который характеризовался экономическим застоем и дефляцией. Основные предпосылки разразившегося кризиса, берущие свое начало в середине 1980-х годов, связаны с развитием процессов либерализации финансового рынка. Отсутствие в связи с развитием этих процессов адекватной системы регулирования банковской деятельности и надзора за финансовыми учреждениями не позволяло оценивать возникающие в банковском секторе риски и определять методы управления ими.
4.2 Банковская система Японии в период структурных реформ
Фаза4 (2000-2004 гг.). На этой фазе проходил процесс дальнейшего дерегулирования экономики и основе проведения институциональных реформ, направленных на решение короткие сроки накопивших проблем и вывод экономики Японии из затяжного застоя. Правительством Таканака была разработана Программа финансового возрождения. В отношении банковского сектора предполагалась его санация и финансовое оздоровление в 2001-2003 гг. Планировалось проведение фундаментальных изменений как в структуре, так в деятельности банковского сектора. Программа была направлена на завершение решения проблем "плохих” долгов. Очистка балансов банков от "плохих” долгов была признана ключевым звеном при проведении реформы. Это было связано с тем, что в отличие от проблемы невозвратных долгов 1990-х годов в этот период проблемные кредиты коммерческих банков возникли у более широкого ряда отраслей, включая розничную торговлю. Наряду со старыми, возникшими в 1990-х годах проблемными кредитами возникли новые. Проблема "плохих” долгов коммерческих банков в этот период вновь стала актуальной.
Потери банков от наличия проблемных кредитов, млрд иен
Показатель | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
1. Потери от наличия проблемных кредитов, в том числе | 13 631 | 6 944 | 6 108 | 9 722 | 6 658 | 5 374 | 2 848 | 363 | 1046 | 1 124 | 3 094 |
общие потери | 8118 | 2 531 | 2 732 | 5 196 | 3 101 | 1616 | 94 | 372 | 524 | 289 | 1 532 |
списанные проблемные кредиты | 4 709 | 3 865 | 3 072 | 3 975 | 3 520 | 3 734 | 2 754 | 702 | 537 | 821 | 1 533 |
другие | 804 | 548 | 304 | 552 | 37 | 25 | 0 | 33 | 15 | 14 | 29 |
2. Потери от наличия проблемных кредитов нарастающим итогом с 1992 г. | 58 766 | 65 710 | 71 81S | 81 540 | 88 198 | 93 572 | 96 420 | ^96 783 | 97 829 | 98 953 | 102 046 |
3. Списанные проблемные. кредиты нарастающим итогом с 1992г | 24 320 | 28 185 | 31256 | 35 231 | 38 751 | 42 484 | 45 238 | 54 940 | 46 477 | 47 298 | 48 831 |
4. Общий объем выданных кредитов и займов | 506 602 | 496 173 | 494 189 | 473 242 | 446 993 | 429 957 | 419 249 | 430 232 | 437 356 | 447 204 | 467 033 |
5. Кредиты с высоким уровнем риска | 29 627 | 30 366 | 32 515 | 42 028 | 34 849 | 26 204 | 17 539 | 13 109 | 11 754 | 11 169 | 11 610 |
6. Оставшаяся сумма проблемных кредитов, несущих риск убытков | 14 797 | 12 230 | И 555 | 13 353 | 12 585 | 11430 | 8 535 | 6 438 | 5 896 | 5 273 | 5 865 |
Весной 2001 г. пополнение капиталов банков бюджетными средствами было прекращено. Это означало, что государство отказалось от проводимой в течение долгого времени в отношении банков политики "конвая”. Агентство финансовых услуг усилило регулирование и надзор за банковским сектором. Оно утвердило систему предварительного предупреждения, обеспечивающую надзор за упущениями банковского менеджмента, который проводят к нехватке основного капитала. Стала создаваться новая модель управления кредитным риском основанная на точкой оценке кредитоспособности клиента и рациональном размещении ресурсов. Перед финансовыми учреждениями была поставлена задача по переходу бухгалтерского учета.
Были разработаны новые процедуры обеспечения стабильности функционирования банков, предполагающие покупку одним банком другого банка и принятие ответственности по обязательствам последнего, передача обязательств путем функционирования промежуточного банка, пополнение капитала вновь созданного банка.
В результате 21 городской, региональный и траст-банки, которые функционировали в 1996 г., вошли в четыре вновь созданные банковские финансовые группы в 2001 г. (рис. 5). Два региональных банка, 13 трудовых банков и 41 кредитный кооператив перешли под управление временной администрации. Три крупных региональных банка пополнили свой капитал за счет средств Корпорации страхования депозитов. К окончанию проведения финансовой реформы (к 2004 г.) размер бюджетных средств, гарантированных правительством под различные формы реструктуризации банков, достиг 125 трлн иен.
Процесс консолидации в банковском секторе Японии
Рис. 5. Дочерный траст-банк
Региональный банк
Дата объединения 1 января 2006 г.
Источник: японская банковская ассоциация http://www.zenginkyo. or. jp/en/banks/changing/