Файл: Федеральное агентство морского и речного транспорта Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Волжский государственный университет водного транспорта Отчёт по прохождению учебной практики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Волжский государственный университет водного транспорта
Отчёт по прохождению учебной практики
Практика проведена:
в ООО «Волгара»
Под руководством:
мастера Гусева
Сергея Евгенивича
Выполнил:
студент группы ЗР (с)-1
Петухов Николай Сергеевич
Проверил:
Доц., к.т.н.
Савельев Валерий Николаевич
Нижний Новгород
2022 г.
Оглавление
Техническое обслуживание судовых генераторов 1
Профессиональный ремонт судовых генераторов 3
Виды ремонта судовых генераторов 4
«Особенности технического обслуживания судовых генераторов» 4
Техническое обслуживание генератора судового 6
Вывод 11
Литература 11
Техническое обслуживание судовых генераторов
Техническое обслуживание судовых генераторов
Целью ТО является обеспечение исправного технического состояния ГА и длительное поддержание их эксплуатационных характеристик на заданном уровне.
Объем, характера и сроков проведения работ устанавливают Правила технической эксплуатации морских и речных судов, «Электрооборудование».
В соответствии с упомянутыми ПТЭ, различают три вида технического обслуживания электрических машин, в том числе и генераторов:
1. ТО без разборки (ТО № 1);
2. ТО с частичной разборкой (ТО № 2);
3. ТО с полной разборкой (ТО № 3).
При ТО № 1 необходимо: вскрыть смотровые и вентиляционные отверстия; осмотреть контактные кольца (коллекторы), щеточный аппарат и обмотки статора и ротора (якоря); затянуть доступные контактные и крепежные соединения; очистить доступные места и фильтры от загрязнений, продуть генератор сжатым воздухом давлением не более 0,2 МПа.
При ТО № 2 необходимо выполнить работы в объеме, предусмотренном ТО № 1, и дополнительно: вскрыть и очистить коробку выводов; протереть доступные места ветошью, смоченной в рекомендованном моющем средстве; при необходимости изменить полярность колец СГ; при необходимости просушить обмотки и покрыть изношенные места изоляции эмалью
; осмотреть подшипники и их смазку, при необходимости добавить смазку того же сорта.
При ТО № 3 необходимо выполнить работы в объеме ТО № 1 и ТО № 2, а также дополнительно: промыть обмотки статора и ротора (якоря); отремонтировать поврежденные места изоляции обмоток, пропитать их лаком и покрыть эмалью, после чего просушить; при необходимости проточить и отшлифовать контактные кольца (коллекторы); проверить динамометром значение нажатия на щетки, при необходимости отремонтировать щеточный аппарат; заменить смазку в подшипниках; при необходимости окрасить внутренние и наружные поверхности статора и ротора; проверить сопротивление изоляции обмоток по отношению к корпусу и между собой.
После выполнения каждого вида ТО необходимо проверить генератор в режиме холостого хода в течение 1 ч. При этом следует контролировать: напряжение генератора, биение колец и работу щеточного аппарата, температуру нагрева корпуса и подшипников, отсутствие постороннего шума и недопустимой вибрации.
После выполнения ТО № 3 дополнительно испытывают генератор при номинальной нагрузке в течение 6 ч.
Периодичность ТО синхронных генераторов должна составлять:
Периодичность ТО генераторов постоянного тока в среднем в 2 раза меньше, что объясняется более тяжелыми условиями работы, вызванными наличием щеточного аппарата.
Работы по ТО выполняют члены судового экипажа, ремонтные бригады и береговые подразделения в соответствии с планом-графиком технического обслуживания (ПГТО), утверждаемым службой судового хозяйства пароходства. В ПГТО указывают состав работ, их периодичность, трудоемкость и исполнителей работ.
Профессиональный ремонт судовых генераторов
Судовые генераторы и дизельные двигатели — это достаточно прочное и устойчивое к поломкам оборудование, однако даже оно не может быть полностью защищено от мелких повреждений. Агрессивные или неправильные условия эксплуатации, попадание пыли или другого мусора — все это может вывести из строя механизм. Чтобы не столкнуться с серьезной поломкой или вовремя заметить ее предпосылки и устранить — проводится техническое обслуживание.
ТО может производиться как с разбором генератора, так и без данного мероприятия — ограничиваясь визуальным осмотром главных деталей. Своевременное техническое обслуживание позволяет избежать поломок и серьезного ремонта, однако не всегда есть время проводить ТО. Если вы
пропустили несколько плановых проверок, стоит незамедлительно обратиться к опытным специалистам с богатым багажом знаний. Не забывайте проверять наличие лицензий на осуществление соответствующих работ.
Если в ходе ТО или диагностики буду выявлены даже мелкие неполадки — их лучше оперативно устранить, проведя ремонт. Если быстро заменить вышедшую из строя деталь, она не повлечет за собой поломку других комплектующих и надолго сохранит работоспособность генератора.
Виды ремонта судовых генераторов
Ремонт судовых генераторов бывает двух основных видов:
Капитальный. Связан с заменой или восстановлением по возможности тех элементов генератора, которые подвержены интенсивной эксплуатации и чаще требуют ремонтных работ.
Текущий. В данном случае проводится замена тех деталей, которые быстро изнашиваются и требуют регулярной диагностики и восстановления.
Даже несмотря на то, что текущий ремонт, как правило, проводится членами экипажа судна, лучше его и капитальный ремонт доверить специалистам, которые точно знают все особенности устройства генератора.
В Санкт-Петербурге техническое обслуживание, диагностику, а также ремонт судовых генераторов предлагает компания «Монтажная база». У специалистов команды богатый опыт работы, а квалификация подтверждена необходимыми лицензиями. Кроме того, плюсом является и сотрудничество с ведущими заводами в стране. Поэтому любой ремонт с заменой деталей пройдет быстро и качественно — компания может оперативно найти и доставить необходимые комплектующие для генератора. Доверьте ремонт профессионалам, чтобы не усугубить ситуацию и не привести к необходимости большего объема восстанавливающих работ.
«Особенности технического обслуживания судовых генераторов»
Перед запуском генераторного агрегата, который длительное время не работал или находился на ремонте, необходимо выполнить следующие действия:
— проверить величину воздушного зазора между ротором и статором. Производят измерения в четырех точках, по возможности, с двух торцевых сторон генератора. Измерения повторяют после поворота ротора на 180°. Допустимо 20 %-е отклонение наибольшего и наименьшего значения измерений от среднего значения всех измерений;
— измерить сопротивление изоляции статорной и роторной обмоток Методика проведения измерения изложена в п. 7.3.
Основные трудности технического обслуживания бесщеточных генераторов (БСГ) связаны с отсутствием контроля за состоянием элементов ротора в рабочем режиме. Отказ одного из диодов вращающего выпрямителя во многих случаях никак не проявляется внешне. Так, АРН за счет форсировочной способности в состоянии поддержать напряжение БСГ на заданном уровне. Вместе с тем, это неизбежно приводит к перегрузке элементов АРН и обмоток возбудителя БСГ, создает угрозу их отказа в дальнейшем. В мощных БСГ на роторе применяют специальное устройство контроля работы вращающегося выпрямителя, т.к. отказ выпрямителя относится к разряду устранимых, а возможным его последствием
является отказ роторной обмотки возбудителя, для устранения которого требуется заводской ремонт. В некоторых генераторах для контроля работоспособности вращающегося выпрямителя используют специальный датчик, измеряющий пульсацию тока возбуждения возбудителя. Выходное напряжение датчика анализируется, и при отказе выпрямителя подается соответствующий сигнал. На роторе БСГ может бытьустановлено специальное защитное устройство, которое подает оптический сигнал о работе выпрямителя.
В динамических режимах работы БСГ (при изменениях нагрузки, при синхронизации, при коротких замыканиях в системе) в роторной цепи БСГ возникают напряжения, в 1,7. 4,5 раза превышающие номинальные. Для предотвращения повреждения вращающегося выпрямителя параллельно ему включают защиту в виде варисторов, стабилитронов, цепочек RC, тиристоров, ограничивающих величину перенапряжений. Отсутствие защиты на роторе приводит к отказу выпрямителя. В эксплуатации следует избегать ошибок при синхронизации БСГ, а также их длительной работы с пониженной частотой вращения (в валогенераторах). В некоторых БСГ предусмотрена специальная защита от работы с пониженной частотой, позволяющая отключить возбуждение или обеспечить снижение напряжения БСГ при работе с частотой менее 90 % номинальной.
Для оценки технического состояния БСГ важно располагать зависимостями напряжения возбуждения возбудителя от частоты, напряжения, силы тока и коэффициента мощности генератора, которые после несложных измерений позволяют оценить состояние элементов ротора БСГ.
При измерении сопротивления изоляции роторных цепей БСГ нужно учитывать наличие выпрямителя, чтобы напряжением мегомметра не повредить диоды. С этой целью рекомендуется предварительно зашунтировать выпрямитель, поставив перемычку.
Сопротивление изоляции измеряют мегомметром с рабочим напряжением 500 В. Сопротивление изоляции роторной цепи относительно корпуса должно быть не менее 2 МОм.
Существуют рекомендации для оценки допустимой величины сопротивления изоляции R, МОм,
R> 2 (U+ 1), или R>1000U /(1000 + Sн / 100), где U- номинальное напряжение обмотки, кВ;
Sн — номинальная мощность генератора, кВА.
Эти соотношения должны выполняться при температуре 20 .. 25 °С, с ростом которой на 10 . 15 °С значение сопротивления изоляции уменьшается примерно вдвое.
Фирма «Стремберг» рекомендует количество смазки в подшипнике БСГ — М в граммах определять по формуле
где D — наружный диаметр подшипника, мм;
В- ширина кольца подшипника, мм.
Периодичность замены смазки подшипников БСГ — Т в часах рекомендуется определять по формуле
где d — внутренний диаметр подшипника, мм;
n — частота вращения, мин -1 ;
К-коэффициент; К= 1, 5, 10, соответственно, для сферических, цилиндрических и радиальных подшипников.
При повышении рабочей температуры подшипников на 15 °С сверх 70 °С следует уменьшить ее в 2 раза.
При обслуживании следует учитывать наличие большого остаточного напряжения на статорной обмотке БСГ даже при включении гашения поля, что обусловлено наличием остаточного намагничивания железа статора возбудителя.
Техническое обслуживание генератора судового
Количество генераторов, включаемых на шины ГРЩ, определяется из условия обеспечения потребности в электроэнергии с учетом безопасности мореплавания в каждом эксплуатационном режиме судна.
СЭЭС и генераторы, входящие в ее состав, могут работать при ручном и автоматизированном управлении (на судах со знаком автоматизации).
В автоматизированных СЭЭС генераторы, находящиеся в резерве, и их устройства автоматизации должны быть в постоянной готовности к работе.
При использовании генераторов необходимо контролировать:
основные параметры генераторов (напряжение, частоту тока, ток, мощность и др.) по штатным щитовым измерительным приборам;
сопротивление изоляции генераторов и судовой сети по штатным приборам на ГРЩ;
работу щеточного аппарата, контактных колец (коллектора);
температуру нагрева генераторов;
работу подшипников, их температуру нагрева, подачу и давление масла в подшипниках с принудительной смазкой;
отсутствие постороннего шума и вибрации;
действие средств АПС (сигнальных ламп, световых табло, звуковых сигналов); температуру воздуха в помещении; состояние воздушных фильтров; исправность защитных заземлений.
Перед постановкой генераторного агрегата в «горячий» резерв (готовность к пуску) необходимо измерить сопротивление изоляции генератора.
При работе валогенератора особое внимание следует уделять контролю частоты вращения. Использование валогенератора с пониженной частотой вращения (более, чем на 5% номинальной) не допускается.