Файл: Федеральное агентство морского и речного транспорта Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Волжский государственный университет водного транспорта Отчёт по прохождению учебной практики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Волжский государственный университет водного транспорта


Отчёт по прохождению учебной практики

Практика проведена:

в ООО «Волгара»

Под руководством:

мастера Гусева

Сергея Евгенивича

Выполнил:

студент группы ЗР (с)-1

Петухов Николай Сергеевич

Проверил:

Доц., к.т.н.

Савельев Валерий Николаевич

Нижний Новгород

2022 г.

Оглавление


Техническое обслуживание судовых генераторов 1

Профессиональный ремонт судовых генераторов 3

Виды ремонта судовых генераторов 4

«Особенности технического обслуживания судовых генераторов» 4

Техническое обслуживание генератора судового 6

Вывод 11

Литература 11

Техническое обслуживание судовых генераторов


Техническое обслуживание судовых генераторов

Целью ТО является обеспечение исправного технического состояния ГА и длительное поддержание их эксплуатационных характеристик на заданном уровне.

Объем, характера и сроков проведения работ устанавливают Правила технической эксплуатации морских и речных судов, «Электрооборудование».

В соответствии с упомянутыми ПТЭ, различают три вида технического обслуживания электрических машин, в том числе и генераторов:

1. ТО без разборки (ТО № 1);

2. ТО с частичной разборкой (ТО № 2);

3. ТО с полной разборкой (ТО № 3).

При ТО № 1 необходимо: вскрыть смотровые и вентиляционные отверстия; осмотреть контактные кольца (коллекторы), щеточный аппарат и обмотки статора и ротора (якоря); затянуть доступные контактные и крепежные соединения; очистить доступные места и фильтры от загрязнений, продуть генератор сжатым воздухом давле­нием не более 0,2 МПа.

При ТО № 2 необходимо выполнить работы в объеме, предусмотрен­ном ТО № 1, и дополнительно: вскрыть и очистить коробку выводов; протереть доступные места ветошью, смоченной в рекомендованном моющем средстве; при необходимости изменить полярность колец СГ; при необходимости просушить обмотки и покрыть изношенные места изоляции эмалью
; осмотреть подшипники и их смазку, при необходи­мости добавить смазку того же сорта.

При ТО № 3 необходимо выполнить работы в объеме ТО № 1 и ТО № 2, а также дополнительно: промыть обмотки статора и ротора (яко­ря); отремонтировать поврежденные места изоляции обмоток, пропи­тать их лаком и покрыть эмалью, после чего просушить; при необходи­мости проточить и отшлифовать контактные кольца (коллекторы); проверить динамометром значение нажатия на щетки, при необходи­мости отремонтировать щеточный аппарат; заменить смазку в подшип­никах; при необходимости окрасить внутренние и наружные поверх­ности статора и ротора; проверить сопротивление изоляции обмоток по отношению к корпусу и между собой.

После выполнения каждого вида ТО необходимо проверить гене­ратор в режиме холостого хода в течение 1 ч. При этом следует контро­лировать: напряжение генератора, биение колец и работу щеточного аппарата, температуру нагрева корпуса и подшипников, отсутствие постороннего шума и недопустимой вибрации.

После выполнения ТО № 3 дополнительно испытывают генератор при номинальной нагрузке в течение 6 ч.

Периодичность ТО синхронных генераторов должна составлять:

Перио­дичность ТО генераторов постоянного тока в среднем в 2 раза меньше, что объясняется более тяжелыми условиями работы, вызванными наличием щеточного аппарата.

Работы по ТО выполняют члены судового экипажа, ремонтные бригады и береговые подразделения в соответствии с планом-графиком технического обслуживания (ПГТО), утверждаемым службой судового хозяйства пароходства. В ПГТО указывают состав работ, их периодичность, трудоемкость и исполнителей работ.


Профессиональный ремонт судовых генераторов


Судовые генераторы и дизельные двигатели — это достаточно прочное и устойчивое к поломкам оборудование, однако даже оно не может быть полностью защищено от мелких повреждений. Агрессивные или неправильные условия эксплуатации, попадание пыли или другого мусора — все это может вывести из строя механизм. Чтобы не столкнуться с серьезной поломкой или вовремя заметить ее предпосылки и устранить — проводится техническое обслуживание.

ТО может производиться как с разбором генератора, так и без данного мероприятия — ограничиваясь визуальным осмотром главных деталей. Своевременное техническое обслуживание позволяет избежать поломок и серьезного ремонта, однако не всегда есть время проводить ТО. Если вы
пропустили несколько плановых проверок, стоит незамедлительно обратиться к опытным специалистам с богатым багажом знаний. Не забывайте проверять наличие лицензий на осуществление соответствующих работ.

Если в ходе ТО или диагностики буду выявлены даже мелкие неполадки — их лучше оперативно устранить, проведя ремонт. Если быстро заменить вышедшую из строя деталь, она не повлечет за собой поломку других комплектующих и надолго сохранит работоспособность генератора.

Виды ремонта судовых генераторов


Ремонт судовых генераторов бывает двух основных видов:

Капитальный. Связан с заменой или восстановлением по возможности тех элементов генератора, которые подвержены интенсивной эксплуатации и чаще требуют ремонтных работ.
Текущий. В данном случае проводится замена тех деталей, которые быстро изнашиваются и требуют регулярной диагностики и восстановления.
Даже несмотря на то, что текущий ремонт, как правило, проводится членами экипажа судна, лучше его и капитальный ремонт доверить специалистам, которые точно знают все особенности устройства генератора.

В Санкт-Петербурге техническое обслуживание, диагностику, а также ремонт судовых генераторов предлагает компания «Монтажная база». У специалистов команды богатый опыт работы, а квалификация подтверждена необходимыми лицензиями. Кроме того, плюсом является и сотрудничество с ведущими заводами в стране. Поэтому любой ремонт с заменой деталей пройдет быстро и качественно — компания может оперативно найти и доставить необходимые комплектующие для генератора. Доверьте ремонт профессионалам, чтобы не усугубить ситуацию и не привести к необходимости большего объема восстанавливающих работ.

«Особенности технического обслуживания судовых генераторов»


Перед запуском генераторного агрегата, который длительное время не работал или находился на ремонте, необходимо выполнить следую­щие действия:

— проверить величину воздушного зазора между ротором и статором. Производят измерения в четырех точках, по возможности, с двух торце­вых сторон генератора. Измерения повторяют после поворота ротора на 180°. Допустимо 20 %-е отклонение наибольшего и наименьшего значе­ния измерений от среднего значения всех измерений;

— измерить сопротивление изоляции статорной и роторной обмоток Методика проведения измерения изложена в п. 7.3.

Основные трудности технического обслуживания бесщеточных ге­нераторов (БСГ) связаны с отсутствием контроля за состоянием элемен­тов ротора в рабочем режиме. Отказ одного из диодов вращающего вы­прямителя во многих случаях никак не проявляется внешне. Так, АРН за счет форсировочной способности в состоянии поддержать напряжение БСГ на заданном уровне. Вместе с тем, это неизбежно приводит к перегрузке элементов АРН и обмоток возбудителя БСГ, создает угрозу их отказа в дальнейшем. В мощных БСГ на роторе применяют специальное устройство контроля работы вращающегося выпрямителя, т.к. отказ вы­прямителя относится к разряду устранимых, а возможным его последствием
является отказ роторной обмотки возбудителя, для устранения которого требуется заводской ремонт. В некоторых генераторах для контроля работоспособности вращающегося выпрямителя используют специальный датчик, измеряющий пульсацию тока возбуждения возбудителя. Выходное напряжение датчика анализируется, и при отказе выпрямителя подается соответствующий сигнал. На роторе БСГ может бытьустановлено специальное защитное устройство, которое подает оптический сигнал о работе выпрямителя.

В динамических режимах работы БСГ (при изменениях нагрузки, при синхронизации, при коротких замыканиях в системе) в роторной цепи БСГ возникают напряжения, в 1,7. 4,5 раза превышающие номинальные. Для предотвращения повреждения вращающегося выпрямителя параллельно ему включают защиту в виде варисторов, стабилитронов, цепочек RC, тиристоров, ограничивающих величину перенапряжений. Отсутствие защиты на роторе приводит к отказу выпрямителя. В эксплуатации следует избегать ошибок при синхронизации БСГ, а также их длительной работы с пониженной частотой вращения (в валогенераторах). В некоторых БСГ предусмотрена специальная защита от работы с пониженной частотой, позволяющая отключить возбуждение или обеспечить снижение напряжения БСГ при работе с частотой менее 90 % номинальной.

Для оценки технического состояния БСГ важно располагать зависимостями напряжения возбуждения возбудителя от часто­ты, напряжения, силы тока и коэффициента мощности генерато­ра, которые после несложных измерений позволяют оценить со­стояние элементов ротора БСГ.

При измерении сопротивления изоляции роторных цепей БСГ нуж­но учитывать наличие выпрямителя, чтобы напряжением мегомметра не повредить диоды. С этой целью рекомендуется предварительно зашунтировать выпрямитель, поставив перемычку.

Сопротивление изоляции измеряют мегомметром с рабочим напря­жением 500 В. Сопротивление изоляции роторной цепи относительно корпуса должно быть не менее 2 МОм.

Существуют рекомендации для оценки допустимой величины со­противления изоляции R, МОм,

R> 2 (U+ 1), или R>1000U /(1000 + Sн / 100), где U- номинальное напряжение обмотки, кВ;

Sн — номинальная мощность генератора, кВА.

Эти соотношения должны выполняться при температуре 20 .. 25 °С, с ростом которой на 10 . 15 °С значение сопротивления изо­ляции уменьшается примерно вдвое.

Фирма «Стремберг» рекомендует количество смазки в подшип­нике БСГ — М в граммах определять по формуле


где D — наружный диаметр подшипника, мм;

В- ширина кольца подшипника, мм.

Периодичность замены смазки подшипников БСГ — Т в часах ре­комендуется определять по формуле



где d — внутренний диаметр подшипника, мм;

n — частота вращения, мин -1 ;

К-коэффициент; К= 1, 5, 10, соответственно, для сферических, цилиндрических и радиальных подшипников.

При повышении рабочей температуры подшипников на 15 °С сверх 70 °С следует уменьшить ее в 2 раза.

При обслуживании следует учитывать наличие большого оста­точного напряжения на статорной обмотке БСГ даже при включении гашения поля, что обусловлено наличием остаточного намагничива­ния железа статора возбудителя.

Техническое обслуживание генератора судового




Количество генераторов, включаемых на шины ГРЩ, определяется из условия обеспечения потребности в электроэнергии с учетом безопасности мореплавания в каждом эксплуатационном режиме судна.

СЭЭС и генераторы, входящие в ее состав, могут работать при ручном и автоматизированном управлении (на судах со знаком автоматизации).

В автоматизированных СЭЭС генераторы, находящиеся в резерве, и их устройства автоматизации должны быть в постоянной готовности к работе.

При использовании генераторов необходимо контролировать:

основные параметры генераторов (напряжение, частоту тока, ток, мощность и др.) по штатным щитовым измерительным приборам;

сопротивление изоляции генераторов и судовой сети по штатным приборам на ГРЩ;

работу щеточного аппарата, контактных колец (коллектора);

температуру нагрева генераторов;

работу подшипников, их температуру нагрева, подачу и давление масла в подшипниках с принудительной смазкой;

отсутствие постороннего шума и вибрации;

действие средств АПС (сигнальных ламп, световых табло, звуковых сигналов); температуру воздуха в помещении; состояние воздушных фильтров; исправность защитных заземлений.

Перед постановкой генераторного агрегата в «горячий» резерв (готовность к пуску) необходимо измерить сопротивление изоляции генератора.

При работе валогенератора особое внимание следует уделять контролю частоты вращения. Использование валогенератора с пониженной частотой вращения (более, чем на 5% номинальной) не допускается.