Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
То, упав на мостовую, бились в общей груде…
Звери морды прятали, в смятенье, между ног.
Только женщина, пришедшая сюда для сбыта
Красоты своей,- в восторге бросилась к коню,
Плача целовала лошадиные копыта,
Руки простирала к огневеющему дню.
Да еще безумный, убежавший из больницы,
Выскочил, растерзанный, пронзительно крича:
«Люди! Вы ль не узнаете божией десницы!
Сгибнет четверть вас – от мора, глада и меча!»
Брюсов акцентирует не «великий ужас» людей перед «всадником смерти» (хотя мотив такой есть), а восторг перед ним «женщины, пришедшей сюда для сбыта красоты своей», и сумасшедшего, «бежавшего из больницы». Отражена конечная степень трагизма: гибель воспринимается спасением. Женщина, «плача, целовала лошадиные копыта» у «коня блед». А когда он пропал, проститутка и безумный «все стремили руки за исчезнувшей мечтой
«Но восторг и ужас длились – краткое мгновенье.
Через миг в толпе смятенной не стоял никто:
Набежало с улиц смежных новое движенье,
Было все обычном светом ярко залито.
И никто не мог ответить, в буре многошумной,
Было ль то виденье свыше или сон пустой.
15
Только женщина из зал веселья да безумный
Всё стремили руки за исчезнувшей мечтой.
Но и их решительно людские волны смыли,
Как слова ненужные из позабытых строк.
Мчались омнибусы, кебы и автомобили,
Был неисчерпаем яростный людской поток.
Видение было, пусть даже воспоминания о нем смыли «людские волны», но вестник Смерти посетил землю, а это значит, что автор хочет предупредить о неминуемой кончине города, буржуазных отношений и человека-лирика в руках общества. Кольцевая композиция стихотворения позволяет судить о том, что прибытие посланника на землю не заставило задуматься о времени, о жизни, о смерти, потому что все стало на круги своя: Мчались омнибусы, кебы и автомобили, Был неисчерпаем яростный людской поток. Читая поэму В.Я. Брюсова «Конь блед», читатель чувствует что-то таинственное, что-то космическое. Город в данном произведении предстает страшной силой: надвигаются тучи, появляется всадник, людская толпа напугана. Видения не боятся лишь проститутка и сумасшедший. Это люди, которых современное автору общество отвергает. Именно «падшие» видят всю лживость мира, города, именно они протягивают к всаднику руки. Грозное для общества видение для них мечта. Сам автор видит пустоту города. Таким образом, В.Я. Брюсов выступает здесь противником городской цивилизации, поэтом-«антиурбанистом», который желает изменить город в лучшую сторону, придать его жителям духовности и нравственности. В настоящий же момент город находится в опасности, именно поэтому эпиграф взят Брюсовым из «Апокалипсиса».
16
Образ города в позднем творчестве
Творчество В.Я. Брюсова 1912 – 1924 годов характеризуется как «затихание» его урбанистической поэзии. Городские стихотворения данного периода становятся уже не столь яркими и притягательными, как в зрелый период его творчества. Они приобретают второстепенный характер. В эти годы Брюсов пишет сборники: «Семь цветов радуги» (1912-1915), «Девятая камена» (1915-1917), «Последние мечты» (1917-1919гг.), «Миг» (1920-1921), «Меа» (1922-1924) и другие. Нельзя сказать, что он отрекается от города. У него встречаются яркие произведения о городе. Так, он создает два стихотворения о Петербурге: «У канала» и «Петербург». Брюсов с любовью и нежностью описывает его жизнь, что иногда кажется, что это не он:
Так близко Невский, - возгласы трамваев,
Гудки авто, гул тысяч голосов…
А серый снег, за теплый день растаяв,
Плывет, крутясь, вдоль темных берегов.
Так странно: там – кафе, улыбки, лица.
Здесь – тишь, вода и отраженный свет.
Все вобрала в водоворот столица,
На все вопросы принесла ответ. «У канала», 1912.
Поэт видит контрасты города: шум и тишину, суету и спокойствие, разногласия и гармонию. Он видит, ощущает его природу: Люблю я зыбкость полусонных вод.… Люблю следить волны унылый ход. («У канала», 1912).Пейзажные зарисовки Брюсова полны лиризма и спокойствия, а то время как раньше они были более динамичными. Брюсов, как и Пушкин в «Медном всаднике», восторгается северной столицей:
Но Петроград огнями залит,
В нем пышной роскоши рассвет,
В нем мысль неутомимо жалит,
В нем тайной опьянен поэт. «Петербург», 1912г.
Брюсов как поэт-урбанист ратует за создание новых городов, с новыми людьми, но тут же видит возмездие человеку за то, что рост цивилизации пагубен для природы:
Воля проснется природы,
Грозно на дерзких восстанет,
17
Рухнут прозрачные своды,
Железо обманет … . «Земля молодая», 1913г.
Но рост цивилизации пагубен и для самого человека. В стихотворении «Электрические светы» (1913г.) поэт хорошо это показывает:
Залив сияньем современность,
Ее впитали мы в себя,
Всю ложь, все мишуру, всю бренность,
Преобразили мы, любя … .
Это стихотворение написано от лица «электрических светов», которые чувствуют свою власть над городом и его обитателями. Они гордятся своим всемогуществом. Поэт ощущает на себе давление городской современности.Как видим, тема возмездия продолжается и в поздний период творчества Брюсова. Поэт не мог оставаться невидящим и равнодушным по отношению к происходящему в современном городе. Здесь проплывают трамваи, «шумит, пыля, авто», и «люди, словно стая птиц, где каждая – никто!». Люди становятся безликими, ничего не значащими, влекомыми гудком паровозов, бегом толпы и зовом автомобиля: «И снова манит безотчетно» «призыв протяжный и двухнотный автомобильного гудка» («Зов автомобиля», 1917г.). 1917 год принес изменения. Теперь героями города становятся солдаты, большевики, бывшие «каменщики» и рабочие; появляются и новые его атрибуты: листовки, лозунги, красные флаги:
На улицах красные флаги,
И красные банты в петлице,
И праздник ликующих толп. «На улицах», 1917г.
Сейчас изображается уже Москва с ее главным центром – Кремлем и Красной площадью. Город этого периода связан с революционными событиями и изменениями. На улицах революционной Москвы появляются три старухи, те три женщины, которые возникли в творчестве поэта задолго до двух революций, еще в ранний период его поэзии:
И, когда в Москве трагические
Залпы радовали слух,
Были жутки в ней – классические
Силуэты трех старух. «Парки в Москве», 1920г.
Эти герои, как и сумасшедший, проститутка и рабочие, проходят через всю урбанистическую поэзию В. Брюсова. Они помогают поэту показать изменения не только
18
города, его эволюцию, но и изменения в самом человеке, от которого зависит атмосфера города. В конце 1923 года город становится очагом для Брюсова, его кровом:
Здесь полнит память все шаги мне,
Здесь, в чуде, я – абориген,
И я, храним, звук в чьем-то гимне,
Москва! В дыму твоих легенд. «У Кремля», 1923г.
В этих строках чувствуется некая усталость поэта. Однако отдыхает он в городе.
Сплав, пылав, остывает … Но, с гор вода, -
Годы, дни, жизнь, и, ужас тая,
В шелест книг, в тишь лесов, в рокот города,
Выкрик детской мечты: - это – я! «Это я», 1922г.
Книги, леса и город – вот, где Брюсов с самого начала и до конца своего творческого пути.Таким образом, в поздний период его творчества В.Брюсов подводит итоги своей поэтической деятельности. И город не остается упущенным их внимания поэта, хотя и отходит на дальний план. Город Брюсова стал тем образом, который постоянно присутствовал в сознании поэта, независимо от того, входил он в его стихотворения или нет. Он стал его домом. Это подтверждают такие слова Брюсова: «Мне казалось, что теперь, в последний период моей жизни, я вернулся в Дом отчий». Как видим, поэт принял город, к которому так противоречиво относился на протяжении всей урбанистической поэзии.
19
Анализ стихотворений
«Антоний»
Ты на закатном небосклоне
Былых, торжественных времен,
Как исполин стоишь, Антоний,
Как яркий, незабвенный сон.
Боролись за народ трибуны
И императоры — за власть,
Но ты, прекрасный, вечно юный,
Один алтарь поставил — страсть!
Победный лавр, и скиптр вселенной,
И ратей пролитую кровь
Ты бросил на весы, надменный, —
И перевесила любовь!
Когда вершились судьбы мира
Среди вспененных боем струй, —
Венец и пурпур триумвира
Ты променял на поцелуй.
Когда одна черта делила
В веках величье и позор, —
Ты повернул свое кормило,
Чтоб раз взглянуть в желанный взор.
Как нимб, Любовь, твое сиянье
Над всеми, кто погиб, любя!
Блажен, кто ведал посмеянье,
И стыд, и гибель — за тебя!
О, дай мне жребий тот же вынуть,
И в час, когда не кончен бой,
Как беглецу, корабль свой кинуть
Вслед за египетской кормой!
История создания
В далеком 1894 году Брюсов, будучи юношей, заинтересовался личностью Марка Антония. Тогда он сделал первые наброски своего будущего произведения. Окончательно оно было написано и скорректировано в 1905 году. При этом поэт в первом катрене обращается «на ты» к Антонию, что создаёт эффект присутствия и автора, и самого исторического лица в стихотворном тексте.
Тема
Можно назвать романтические отношения в стихотворении его темой. Антоний испытывал влюбленность к Клеопатре. Но это угадывается между строк. Брюсов использовал небольшую недосказанность, чтобы заинтриговать читателей.
Композиция
Поэт использует интересный ход: он выступает в роли рассказчика, передающего сюжетную линию. Можно назвать автора одним из героев произведения.
Жанр
Произведение можно отнести к символизму. По жанру же его можно назвать историческим стихотворением со свободным сюжетом.
20
Средства выразительности
Брюсов очень избирателен в тропах, поэтому каждый из них уместно использован в произведении.
Эпитеты
На закатном небосклоне, вечно юный, за египетской кормой – эпитеты. Брюсов создаёт понятные образы, используя описания. Однако иногда есть смысл искать скрытые послания читателям, обращая внимание на компоновку слов.
Олицетворение
Одна черта делила – олицетворение, использованное поэтом.
Метафоры
Вспененных боем струй, в веках величье и позор – метафоры. Их пафос обосновывается жанром и тематикой стихотворения.
«Ассаргадон»
Я — вождь земных царей и царь, Ассаргадон.
Владыки и вожди, вам говорю я: горе!
Едва я принял власть, на нас восстал Сидон.
Сидон я ниспроверг и камни бросил в море.
Египту речь моя звучала, как закон,
Элам читал судьбу в моем едином взоре,
Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон.
Владыки и вожди, вам говорю я:горе.
Кто превзойдет меня? Кто будет равен мне?
Деянья всех людей — как тень в безумном сне,
Мечта о подвигах — как детская забава.
Я исчерпал до дна тебя, земная слава!
И вот стою один, величьем упоен,
Я, вождь земных царей и царь — Ассаргадон.
История создания
Брюсов обожал тему историческую, в которой он черпал силы, находил своё вдохновение. Также он уделял внимание полководцам и известным личностям, которым посвящал многие стихотворения. Среди них стоит отметить ассирийского царя Ассаргадона, проживающего в 7 столетии до нашей эры. Эта личность была неоднозначной, и Брюсов
21
был привлечен к ней; поэтому поэт и решился на создание стихотворения.