Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема
В тексте повествование ведется от лица самого ассирийского царя. При этом затронута тема кончины. Царь по сути сам себе читает эпитафию. Но это следует из контекста. Присутствует и отчетливо слышится тема величия Ассаргадона.
Композиция
2 четверостишия и 2 трёхстишия – вот композиция стихотворения. Мысли излагаются последовательно. В конце царь называет себя, утверждая собственное земное величие.
Жанр
Стихотворение написано в жанре сонета, при этом его можно назвать своеобразной эпитафией,
Средства выразительности
Тропов много: это объяснимо тем, что говорит сам царь. Да и не стоит забывать о специфике жанра, оценивая средства выразительности в произведении.
Эпитеты
Земных царей, мощный трон – вот пафосные эпитеты, уместно вписанные в полотно стихотворного текста.
Олицетворение
Египту речь моя звучала – олицетворение.
Метафоры
На костях врагов, величьем упоен, читал судьбу – вот примеры метафор, которых в стихотворении Валерия Яковлевича много.
«Кинжал»
Люблю тебя, булатный мой кинжал,
Товарищ светлый и холодный.
Задумчивый грузин на месть тебя ковал,
На грозный бой точил черкес свободный.
Лилейная рука тебя мне поднесла
В знак памяти, в минуту расставанья,
И в первый раз не кровь вдоль по тебе текла,
Но светлая слеза — жемчужина страданья.
22
И черные глаза, остановясь на мне,
Исполнены таинственной печали,
Как сталь твоя при трепетном огне,
То вдруг тускнели, то сверкали.
Ты дан мне в спутники, любви залог немой,
И страннику в тебе пример не бесполезный:
Да, я не изменюсь и буду тверд душой,
Как ты, как ты, мой друг железный.
Тема
Автор затрагивает важную тему для всех творческих людей. Лирический герой рассуждает о месте поэта в мире и его предназначении. По его мнению, стихотворец должен служить людям, обнажая острые проблемы современности.
Композиция
В основе стихотворения четырех и шестистопный ямб и перекрестная рифма. Автор разделяет произведение на пять строф.
В первом катрене Брюсов заявляет о единстве поэта и народа. Далее он рассказывает о моментах, когда из-за пассивного настроя общественности, уходил во временное затишье. В третьем четверостишии герой откровенничает о несогласии с режимом, установившемся в стране. Последние две строфы показывают возрождение боевого настроя поэта и поддержку набирающего обороты революционного движения.
Жанр
«Кинжал» - яркий пример гражданской лирики Валерия Яковлевича. Стих посвящен актуальным вопросам, которые назрели в обществе.
Эпитеты
«Позорно-мелочный, неправый, некрасивый», «робкий», «отточенный и острый» - определениям с негативным окрасом, относящимся к правящему строю противопоставляются эпитеты о кинжале.
Олицетворение
Образ кинжала, символизирующий поэтический дар» олицетворяется и проходит через все стихотворение. «Из ножен вырван», «блещет», «верной стали».
Метафоры
«Шумит гроза», «в страну молчанья и могил», «зов трубы», «огнистые знамена», «молнии сверкали» - красочно рисуют возрастающее недовольства населения и стремление к переменам.
23
Заключение
Проведенная работа раскрывает своеобразие художественного изображения города на разных этапах творчества В.Я. Брюсова.
Обратившись к образу города в поэтических произведениях данного поэта и проследив его эволюцию, мы приходим к следующим выводам.
Наметившаяся в раннем творчестве тема города, хотя и отражает картины реальной городской жизни, все-таки навеяна символистскими пристрастиями поэта. Ночь, звезды, луна, мечты - свидетели происходящих на улице событий. Город раннего Брюсова полон намеков, он словно туманный. Отношение поэта к нему тоже пока неопределенное. Брюсов обращается к городу как к месту действия его героев и одновременно как к месту, от которого они все бегут.
Из произведений, относящихся к зрелому периоду творчества поэта, город дышит настоящим и будущим, отметая все старое. Брюсов не принимает старый город, подобно Н.Гоголю и Ф.Достоевскому, подчеркивая его закостенелость и замкнутость; это среда отчуждения для его героев. Но и в развивающейся цивилизации он видит пагубность технического процесса: человек в ней тоже наряду с машинами становится ее механизмом. В брюсовской урбанистической поэзии возникает образ "страшного мира" и тема возмездия современному городу. Образ города этого периода становится главным объектом изображения поэта. Это вершина урбанизма брюсовской поэзии.
В поздних стихотворениях Брюсова город отходит на задний план. Он теряется в потоке событий, постепенно превращаясь в воспоминания героев. Этот образ вдруг вспыхивает на улицах советского города яркими красками - красными флагами. Но теперь уже город не несет уже той наполненности и значимости, которые имел раньше. И все-таки Брюсов является крупным поэтом-урбанистом.
Дитя города, поэт не мог творить вне города. Весь его интеллект, психологический склад, понимание уровня жизни во всех измерениях связаны с городом, с постом цивилизации. Город конца XIX века породил Брюсова, и он в благодарность своему "родителю" пронес эту тему через все три десятилетия своего творческого горения. Брюсов явился поэтом, открывшим пути художественного постижения образа города в поэзии ХХ века.
Вслед за ним тема города раскрывается в поэзии А.Блока, А.Белого, С.Городецкого. По-новому вспыхивает она у В.Маяковского, современных поэтов: А.Вознесенского, И.Бродского, Е.Евтушенко и многих других.
24
Источники
1.Ашукин Н. С.
.Брюсов В.Я. Избранное. Стихотворения. Лирические поэмы. -М.: Московский рабочий, 1983.
.Брюсов Валерий, собрание сочинений в 7-ми томах, Т. 2, стихотворения 1909-1917, М.: Художественная литература, 1973
.Брюсов Валерий, собрание сочинений в 7-ми томах, Т. 3, стихотворения 1918-1924, М.: Художественная литература, 1974
.Брюсовские сборники. - Ставрополь, 1974, 1975, 1977.
6.Бурлаков Н.С. Валерий Брюсов. Очерк творчества. М.: Просвещение, 1975.
.Валерий Брюсов среди стихов 1894-1924 М.: Советский писатель, 1990
8.Валерий Брюсов и Нина Петровская. Переписка 1904-1913.
.Волошин М. Лики творчества. - Л., "Наука", 1988.
.Гаспаров М.Л. Избранные статьи: о стихе, о стихах, о поэтах. - М.: Новое лит. Обозрение
.Гаспаров М.Л. Брюсов-стиховед и Брюсов-стихотворец (1910-1920-е годы). // Гаспаров М.Л. Избранные труды. Том III. О стихе. - М.: Языки русской культуры, 1997
.Гиндин С.И. Поэзия В.Я. Брюсова. М.,1973
13.Гинзбург Л.Я. О лирике.- Ленинград, 1974
.Гречишкин С., Лавров А. Брюсов-новеллист. - В кН.: Повести и рассказы. - М.: Правда, 1988.
.Иванов Вячеслав. Мысли о символизме // Труды и дни. 1912. N 1.
.Казеева, Е. А. Эстетика и поэтика символизма в лирике В. Я. Брюсова 1892 - 1909 гг..
17.Лавров А. В. Русские символисты. - М., 2006
.Литературное наследство: В. Брюсов. - М.: Наука, 1976.
19.Лосев А.Ф. Логика символа // Контекст. 1972: Литературно-теоретические исследования. - М., 1973.
20.Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. - М.: Искусство
25