Файл: Организация проектной деятельности на уроках технологии в начальной школе в условиях инклюзивного образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В круг детей с особыми образовательными возможностями принято относить нижеследующие базовые категории:

- дети, страдающие ДЦП, аутизмом, умственной неполноценностью и другими заболеваниями нервно-психической сферы и мнестического характера;

- дети, страдающие циррозом, лейкозом, туберкулезом и другими тяжелыми заболеваниями внутренних органов;

- дети, страдающие заболеваниями, либо другими дефектами зрения и глаз;

- дети, страдающие онкологическими заболеваниями;

- дети, страдающие поражениями и заболеваниями органов слуха;

- дети, страдающие хирургическими заболеваниями и дефектами анатомии;

- дети, страдающие заболеваниям эндокринной системы [1].

Состав детей с особыми образовательными потребностями отличается неоднородностью. В их структуре превалируют психоневрологические состояния (более 60%), заболевания внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, нарушения слуха зрения. Так же значительное их число составляют дети страдающие заболеваниями нервной системы и психики. К первой группе относятся дети с последствиями ДЦП, ко второй принадлежат умственно отсталые, а также страдающие шизофренией либо эпилепсией. Еще одной группой детей с особыми образовательными потребностями являются больные с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в первую очередь это врожденные физические дефекты (аномалии позвоночника, нижних и верхних конечностей, вывихи тазобедренных суставов, хондродистрофия). К этой же категории можно так же отнести слабовидящих и слепых, чьи нарушения возникли как результат, либо приобретенного, либо врожденного поражения органов зрения. Особую категорию подобных детей составляют страдающие пороками сердца, тяжелых заболеваний почек или эндокринной системы [8].

Значительное число детей с особыми образовательными потребностями имеют инвалидность. К тяжелой ее форме может привести недостаток активных реабилитационных мероприятий на ранних этапах жизни ребенка, страдающего теми или иными заболеваниями. Доказательством выступает тот факт, что если ребенок, у которого в первые годы жизни был диагностирован ДЦП, начал поэтапное лечение, а также использовать весь обширный спектр мер реабилитации, то к 15 годам он может начать жить полной жизнью и заниматься трудовой деятельностью.


Давая характеристику причинам развития у детей особых образовательных потребностей, необходимо обратить внимание на нарушения его функционирования в микросоциальном окружении. Иными словами на его взаимоотношения с членами семьи, а также на специфику отношения членов семьи к подобным детям. Как правило, анализ этого аспекта происходит с позиции вовлечения в ход процесса реабилитации всех членов семьи на правах полноправных участников команды (бригады) реабилитации. Акцентируется доброжелательное отношение к детям с особыми образовательными потребностями, эмпатия, содействие во всех начинаниях и осуществляемых видах деятельности. Однако, наряду с этим, имеют место и перегибы, когда помощь трансформируется в замещение, иными словами предлагаемая ребенку помощь настолько активна, что трансформируется в гиперопеку.

Еще одной характеристикой детей с особыми образовательными потребностями является уровень адаптации социально-средовых условий.

У детей с особыми образовательными потребностями развиваются различные ограничения жизнедеятельности. При внимательном рассмотрении составляющих социальной недостаточности и анализе причин ее формирования можно прийти к выводу, что их основная масса носит средовой и социальный характер. Компенсация и сглаживание данных условий среды позволяет ребенку в независимости от специфики его здоровья, жить полной жизнью и общественно развиваться [7].

Разбирая и анализируя разные причины, оказывающие воздействие на развитие особых образовательных потребностей у детей невозможно обойти проблему степени влияния различных барьеров на уровень социальной недостаточности разных контингентов детей с особыми образовательными потребностями.

Изменение в архитектурно-дизайнерского пространства направленные на выработку доступной и комфортной среды чаще всего говорит об изменении отношения к детям с особыми образовательными потребностями. Однако, для того чтобы среда стала по настоящему гуманна к данной категории детей следует осуществлять весь комплекс мероприятий по формированию информативной, доступной и универсальной среды.

3 Инклюзивная среда обучения как новая социальная ситуация развития для детей с особыми образовательными потребностями



Как и по всему миру, в нашей стране фиксируется возрастание числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России в ходе формирования инновационных моделей образования, как школьного, так и дошкольного следует учитывать данные обстоятельства, которые особенно важны принимая во внимание протекающие в нашем государстве глубокие экономические и социальные изменения [5].


С начала XX века концепции обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья существенно видоизменялась. Мы можем выделить следующие этапы ее условной трансформации:

- «медицинская модель» (сегригация) – с начала XX столетия до середины 60-х гг. прошлого века;

- «модель нормализации» (интеграция) – с середины 60-х гг. прошлого века по середину 80-х гг. прошлого века;

- «социальная модель» (инклюзия) – с середины 80-х гг. прошлого века по текущий период [12].

Согласно «медицинской модели» человек с ограниченными возможностями здоровья считался больным и ему требовался медицинский уход, который в наилучшем виде оказывается в специализированных учреждениях.

Под интеграцией понимался процесс ассимиляции, который требовал от индивида принятия норм, которые были специфичны для господствующей культуры, а в виду этого, и соблюдения их в своем поведении. Было выявлено, что обучаться может каждый ребенок, и всем, в не зависимости от тяжести нарушений развития, должна быть дана возможность получить образование. Согласно интеграционной концепции детей необходимо подготовить к принятию их обществом, а также учреждениями дошкольного и школьного образования.

На современном этапе, однако, за рубежом обратились к реализации модели инклюзии, согласно которой индивид не должен быть «готов» к обучению в образовательном учреждении. Значительное внимание отводится адаптации среды к его возможностям, формированию способностей, которые могут оказаться востребованы по месту его учебы либо работы. Понятие инклюзия (или «включение») предполагает взгляд по-новому как на образовательный процесс, так и на общественное положение индивида.

Инклюзия подразумевает выработку и практическое внедрение определенных конкретных решений, позволяющих всем людям принимать участие в общественной и академической жизни на равных правах.

Под инклюзией следует понимать рост степени вовлеченности в социум всех граждан, особенно тех, кто имеет трудности физического развития. Инклюзия предполагает, что все заинтересованные стороны вовлечены в активное достижение обозначенного результата. В рамках инклюзии ребенок с ограниченными возможностями реально вовлечен в как среду ровесников, так и в живую жизнь общества, что в равной мере необходимо всем членам общества.


Необходимо подчеркнуть, что внедрение инклюзивного образования не должно вызывать снижения роли образования специального. Инклюзивное образование – это лишь вариант образования, позволяющий детям с ограниченными возможностями здоровья получить образовательные услуги. Каждому особому ребенку необходимо расширять опыт взаимодействия, как учебного, так и социального, со своими ровесниками, имеющими нормальное развитие, при этом всем детям следует подбирать полезную и доступную образовательную модель его развития. Однако инклюзивное образование имеет свои пределы, а поэтому в тех случаях, когда для ребенка неконструктивно участие в совместном обучении, ему следует дать возможность получать образование в специальных учреждениях, которые дают возможность развивать умения социального взаимодействия, вовлекая ребенка в программы совместного досуга.

Для создания инклюзивной системы образования необходимо обеспечить инклюзивную образовательную среду.

Инклюзивная образовательная среда является интегративной системой, объединяющей процессы, соответствующие ключевым фигурам – детям, педагогам, родителям, тьюторам и др.:

- процесс социальной и образовательной интеграции ребенка с особыми образовательными потребностями;

- включение родителей воспитанников в совместную деятельность, а также оказание им профессиональной психологической помощи;

- подготовка и обучение педагогов специфике работы в инклюзивной образовательной среде;

- психолого-педагогическая работа с детьми, чей статус определяется термином «норма», которые обучаются в одном классе с «особыми» детьми;

- процесс комплексного сопровождения инклюзивного образования, осуществляемого деятельностью «координатора-методиста» и «тьютора» (в роли последних могут выступать родители, сопровождающие детей с особенностями развития) [10].

Наличие инклюзивной образовательной среды исключает любую дискриминацию детей и реализует в своей практике восемь принципов инклюзивного образования:

- принцип того, что ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

- принцип того, что каждый человек способен чувствовать и думать;

- принцип того, что каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

- принцип того, что все люди нуждаются друг в друге;


- принцип того, что подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

- принцип того, что все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

- принцип того, что для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

- принцип того, что разнообразие усиливает все стороны жизни человека [10].

Одной из системообразующих характеристик эффективной образовательной среды выступает ее безопасность (физическая и психологическая). Психологически безопасной средой можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней; высокие показатели индекса удовлетворенности взаимодействием и защищенности от психологического насилия (И.А. Баева [2], Е.Б. Лактионова [13]).

В контексте проблемы построения и функционирования инклюзивной образовательной среды указанный аспект требует специальной разработки и обоснования.


Заключение



Модернизация отечественной системы образования, происходящая в последние годы, ориентирована на воспитание личности нового типа: образованного, предприимчивого человека, способного принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность в ситуации выбора, прогнозировать результаты своей деятельности.

Все вышеуказанные черты предполагают достаточное интеллектуальное и личностное развитие, основу которых необходимо закладывать уже в детстве для всех детей без исключения, вне зависимости от наличия у них тех или иных ограниченных возможностей здоровья. В связи с этим становится актуальной проблема поиска эффективных методов и технологий преподавания.

В рамках проведенного исследования мы рассмотрели такую педагогическую технологию как метод проектов в условиях такой предметной области как «Технология».

Младший школьный возраст характеризуется рядом возрастных новообразований и спецификой развития познавательных процессов. К возрастным новообразованиям указанного периода относятся произвольность, интеллектуальная рефлексия, а также возникновение внутреннего плана действий. Психические познавательные процессы также переживают определенное развитие под воздействием роста произвольности. Младшим школьником в процессе познавательного развития осваиваются также такие типы деятельности как моделирование и аналитико-синтетический, закладывающие основу для будущего формирования формально-логического мышления.