Файл: Российский государственный социальный университет практическое задание 1 по дисциплине История и онтология науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Российский государственный социальный университет



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1

по дисциплине «История и онтология науки»

Образование эпохи Возрождения

ФИО студента

Мухин Сергей Олегович

Направление подготовки

Государственное и муниципальное управление. (Муниципальное управление и местное самоуправление)

Группа

ГМУ-М-1-З-2021-2_ДИСТАНТ


Москва 2022
Оглавление

Введение 4

Образование эпохи Возрождения 5

Заключение 11

Литература 12



Введение


Эпоха Возрождения – знаковый этап для развития образования. Благодаря многочисленным научным открытиям, расширяют свою сферу влияния науки, образование становится более разноплановым и фундаментальным.

Расширяется список наук, их пополняет механика, окончательно отделяются от философии логика и история.

Одновременно происходит переход к новой концепции восприятия человеческой личности, она уже не настолько угнетена религиозными догмами, и выходит на первый план в изучении мира. Безусловно, это тоже является важным фактором изменений подходов к образовательной практике.

Таким образом, расширяется и спектр наук, и сам подход к организации обучения, что создает условия для качественного рывка в развитии образования.

Цель исследования – осветить социальные процессы, повлиявшие на систему образования эпохи Возрождения.

Объект исследования – образование эпохи Возрождения.

Предмет исследования – процессы изменения взглядов на образование и методов обучения в период Возрождения.

Задачи исследования:

1. Определить специфику образования эпохи Возрождения.


2. Выделить основные тенденции модернизации образования в этот период.

3. Рассмотреть связи в развитии образования с социальными и культурными процессами заявленного периода.

Исследование состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы.


Образование эпохи Возрождения


Эпохой Возрождения называется временной период XV-XVI веков (для Италии несколько раньше), отмеченный расцветом науки и искусства.

Говоря о том, что стало специфическими чертами этого исторического периода, мы можем отметить:

  • антропоцентризм в науке, искусстве, социальной жизни 9в противовес господствовавшему ранее теоцентризму),

  • возрождение идеи древнегреческих мыслителей и ученых, обращение к греческим канонам искусства,

  • гуманистическая направленность в науке, живой интерес к человеку, его личности, внутренней жизни,

  • расцвет науки, не скованной религиозными догмами, активное экспериментирование, широкий научный поиск [1, 14].

К XIV в. образование в странах Западной Европы развивается как самостоятельная отрасль, а в его содержании происходит смена ценностных ориентиров. Если в предыдущие исторические периоды использовался ограниченный круг семи наук, то в эпоху Возрождения грамматика становится основой нарождающихся самостоятельных наук — литературы, истории и логики. В обучении возрастает роль родного языка, поднимается престиж античных авторов, а вместе с тем забытого греческого языка. Циклу естественных наук придается большое значение, геометрия изучается вместе с географией, астрономия — с механикой [3, 45].

Новшеством в образовательной системе стал уход от одностороннего лекторского преподавания (которая свойственна сфере церковного образования) и возрождение традиции живой беседы педагога с учениками. Также активно происходил и обмен опытом между лекторами – в письмах, в ходе коллоквиумов, в беседах.

Другим важным открытием стала традиция семейной школы. Эта методика принадлежит Витто-рино (Рамбольдини) да Фельтре. Это период зарождения в педагогике мысли о том, что ребенок должен быть не объектом воздействия в воспитании, а субъектом, и также делать свой вклад. Второй важной мыслью становится отношение к семейному воспитанию как целенаправленному процессу
, требующему навыка, а не чему-то само собой разумеющемуся [5, 200].

Гуманистический подход к воспитанию выдвигает на первый план уважительное отношение к ребенку, внимание к его личности, его индивидуальности, проявлению талантов или склонностей в определенных сферах. Мы можем говорить, что здесь закладываются зачатки индивидуализации образования.

Развивается образование девочек, их тоже начинают обучать наукам. По утверждению историков педагогики, семейные школы эпохи Возрождения явились прообразом будущих классических гимназий.

Одним из важнейших событий того времени стало открытие коллежей нового типа. Здесь впервые происходит разделение учащихся по уровню подготовки на 7 последовательных классов («малые школы»),где применяется фронтальный метод обучения. Эту новую организацию учебного времени стали называть парижской моделью коллежа, которую впоследствии унаследуют иезуитские коллежи [3, 65].

С одной стороны, мы можем отметить, что иезуиты во многом опираются на старую методику заучивания больших объемов материала наизусть, что, безусловно, является не самым плохим подходом в сфере религиозного образования. Но помимо этого, мы видим и гуманистические новшества в обучении. Учащиеся получают возможности для самоуправления, они мотивируются учебными соревнованиями между классами или внутри класса, формируется дисциплинарная система и система поощрений.

В этот период активно развивается мысль о необходимости специальной подготовки педагога. Как правило, преподавателями становились предметные специалисты, знающие свою область знания, но никак не подготовленные к педагогической работе с учащимися.

Эпоха Возрождения ставит вопрос о том, что учитель должен не только владеть предметом, но и уметь специфическим образом передать эти знания другим.

Четкости и структурированности достигает организация учебного времени. Организация и деятельность учебных заведений регламентировалась Уставом 1599 г. В нем в разделе «Система знаний» четко прописывалось расписание занятий на неделю, месяц, год для учеников младшего и старшего отделений. Подробные указания определяли распорядок каждого урока, каждого дня, поскольку все учебные заведения носили закрытый характер (интернат).


Отмечая детерминанты, определившие бурное развитие образования, мы должны упомянуть книгопечатание, набирающее обороты в 15 веке. Благодаря печатным книгам знание стало легче воспроизводить, оно стало более доступным, поэтому образованного населения становится больше. Безусловно, это зажиточные слои, потому что книги все равно не являются обычным предметом обихода.

Рост всеобщей образованности, уход от суеверий и религиозных канонов зарождает в человеке интерес к себе, к изучению окружающего мира теми метода, которые предоставляет ему наука. Образование и воспитание меняют тональность своей проблематики, и теперь рассматривают вопрос не о том, как воспитать человека набожного, а как воспитать человека таким образом, чтобы помочь ему вписаться в жизнь общества и развить свои способности и таланты на пользу общества (например, воспитательные идеи П.П. Верджерио) [2, 208].

Снимается запрет на изучение астрономии, который долго существовал под религиозным гнетом. Совершенствование производства и кораблестроения позволяет расширять сферу знаний по географии.

Предметом дискуссий в этот период становится язык обучения. Классическое образование тесно связано с греческими и латинскими текстами, которые долгое время изучались в первоисточниках. Но эпоха Возрождения выдвигает на первый план овладение родным языком, обучение начинает вестись на том, языке, на котором говорит население страны.

В эпоху Возрождения сложилось новое понимание процесса обучения как добровольного, сознательного и радостного, с чем связаны и методы обучения – принцип «мягкой руки», широкое применение морального поощрения.

Немецкое Возрождение дарит нам идеи Эразма Роттердамского, среди которых впервые звучит мысль о всеобщем обучении. Обучение низших слоев населения Эразм Роттердамский связывает, в первую очередь, с овладением грамматикой, считая все остальные науки дополняющими ее [4, 87].

Возрождение во Франции отмечено идеями Франсуа Рабле. В основе его педагогической системы лежит мысль о природной благонаправленности ребенка, его приверженности положительным ценностям, которую воспитание должно развить. Рабле отмечает важное место физического воспитания в развитии ребенка и предлагает практиковать обучение в игровой форме.

Помимо этого, Рабле поднимает вопрос об индивидуальном образовании, которое, по его мнению, единственное позволяет точно видеть тенденции развития воспитанника и е оценивать его прогресс.


В некотором смысле ему вторят идеи Мишеля Монтеня. Монтень отмечает, что школьное обучение мало внимания уделяет физическому развитию ребенка, нанося ему урон и мешая естественным процессам становления и роста организма. В основе его педагогической теории активное обращение к личному опыту ребенка, к экспериментированию в обучении, к непосредственному столкновению с изучаемым материалом. Идеи Монтеня в будущем лягут в основу теории великого педагога Я.А. Коменского [5, 309].

Говоря о том, как перекликался период Европейского Возрождения с формированием образовательной системы на Руси, мы можем отметить важное противоречие: экономические и политические связи требовали заимствования систем обучения из-за рубежа, но стремление сохранить самобытную культуру тормозило этот процесс.

В это время юго-запад Руси подвергался влиянию католической церкви. Чтобы ограничить ее влияние, братства создают свои училища с типографиями для издания православной литературы. С этой же целью митрополит Петр Могила основывает в 1631 г. Киево-Могилянскую коллегию, впоследствии – академию [1, 309]. 

Ряд блистательных государственных деятелей получили в ней образование и явились основоположниками нового типа учебного заведения – греко-латинской школы при Андреевском, Чудовом монастырях (вторая половина XVII в.), школы для промышленного учения при Спасском монастыре, училища словесных наук и греческого языка Ф.М. Ртищева и Славяно-греко-латинской академии (1687).

Как и организация братских школ на Украине, так и создание новых школ в Москве преследовали цель хранить Православие от западных реформаторских движений, не допуская ересей и иноверцев. Помимо «семи свободных искусств» изучались древние языки, славянский, немецкий и французский. 

Обобщая вышесказанное, мы можем отметить, что эпоха Возрождения была отмечена бурным развитием науки, что повлекло усложнение образовательных программ, соответственно деление образовательных курсов на классы, возрастные этапы освоения. Помимо этого, большой вклад в развитие образования сделало книгопечатание, которое позволило допустить мысль о всеобщем образовании и широком распространении знания, чему способствовало и ослабление религиозного гнета по отношению к науке.


Заключение


Эпоха Возрождения была богата новыми педагогическими идеями и экспериментами. Не все из них