Файл: 22. Упрощенное(письменное) производство по административным делам.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

22.Упрощенное(письменное) производство по административным делам.

Упрощенное (письменное) производство представляет собой специальный порядок рассмотрения административных дел без проведения судебного заседания и ведения протокола при соблюдении установленных законом процессуальных гарантий прав и интересов лиц, участвующих в деле, который, в отличие от приказного производства, предполагает наличие спора.

23. Приостановление и прекращение производства по административному делу.

Приостановление производства по административному делу - это временное прекращение судом процессуальных действий, вызванное не зависящими от суда и сторон обстоятельствами, которые препятствуют дальнейшему развитию процесса.

В соответствии с частью 1 статьи 28.9 КоАП РФ, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 настоящего Кодекса, орган, должностное ли цо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 настоящего Кодекса.

24. Судебные решения по административным делам

Решение суда по административному делу — это основной акт правосудия, которым от имени государства спор о праве административном разрешается по существу. Оно представляет собой властный акт суда первой инстанции, который разрешает материально-правовое требование административного истца к административному ответ чику, устраняет спор сторон по существу и выступает как акт защиты нарушенных или оспоренных прав и законных интересов сторон административного судопроизводства.

Судебное решение как итоговый правоприменительный акт всегда включает в себя два основных компонента:

а) подтверждение, в котором находит отражение итог устранения судом спора о праве, устанавливается наличие или отсутствие правоотношений, констатируются субъективные материальные права и обязанности либо факты, имеющие юридическое значение;

б) предписание, выражающееся в велении суда, которое адресуется участвующим в деле лицам и предписывает совершить определенные действия или воздержаться от них.


25.

26.

Решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего являются формой реализации их полномочий. Такие решения, действия адресованы конкретному гражданину, организации, иному лицу и могут носить разрешительный, запретительный, предостерегающий и принудительный характер. Эти решения, действия (бездействие) могут как быть ответом на обращения гражданина, организации, так и совершаться административным органом инициативно, в порядке реализации требований нормативных правовых актов. Они обязательны для исполнения тому лицу, которое поименовано в акте или в отношении которого совершены административным органом действия (бездействие). Решения,

действия (бездействие) по своему содержанию не отвечают признакам, свойственным нормативным правовым актам

К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу гл. 22 КАС относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом и др.

27.Производство по административным делам рассматриваемым дисциплинарной коллегией Верховного Суда РФ

Особое место в рамках административного судопроизводства занимают обращения, рассматриваемые Дисциплинарной коллегией Верховного Суда РФ (далее также - Дисциплинарная коллегия). Общие правила рассмотрения жалоб, подаваемых в Дисциплинарную коллегию, аналогичны порядку рассмотрения административных исков об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего.


28.Производство по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме

1. Право на обращение в суд. Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в референдуме относятся к числу основных политических прав, признаваемых и гарантируемых Конституцией РФ (ст. 32) и международным правом (Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека, Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках СНГ и др.).

Важнейшей гарантией в механизме реализации избирательных прав и права на участие в референдуме является защита соответствующих прав, к числу основных форм которой традиционно относят международную и государственную формы защиты.

В связи с восприятием правовой системой России общепризнанных принципов и норм международного права существенное значение приобретают международные стандарты защиты избирательных прав и соответствующая им прецедентная практика органов конвенционного контроля, в частности ЕСПЧ.

В юрисдикционной системе Российской Федерации защита избирательных прав реализуется в судебном и административном порядках. Судебный порядок защиты избирательных прав осуществляется посредством конституционного и административного судопроизводств КС РФ, конституционными (уставными) судами субъектов РФ, ВС РФ, судами общей юрисдикции. Административный порядок защиты избирательных прав предусматривает возможность обжалования решений и действий (бездействия) нижестоящих избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающих избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, в вышестоящую избирательную комиссию.

Институт судебной защиты избирательных прав направлен на обеспечение эффективной защиты избирательных прав в контексте права на судебную защиту, гарантированного Конституцией РФ (ст. 10, 18 и 46), и принципа справедливого правосудия, закрепленного в п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий в сфере избирательных правоотношений.


Необходимость обособления норм, регулирующих судебную защиту избирательных прав, в рамках отдельной главы обусловлена присущей избирательным правоотношениям спецификой субъектного состава, предмета защиты и сроков. При этом необходимо учитывать, что оспаривание нормативных правовых актов по вопросам реализации избирательных прав и права на участие в референдуме осуществляется по правилам гл. 21 КАС.

2. Источники правового регулирования. Порядок осуществления административного судопроизводства по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме регулируется КАС и законодательством о выборах и референдуме, а именно:

Законом о референдуме;

Федеральным законом от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления";

Законом об основных гарантиях избирательных прав;

Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации";

Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

Законом о выборах депутатов;

Федеральным законом от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и др.

К числу источников правового регулирования также необходимо отнести акты КС РФ по вопросам защиты избирательных прав и права на участие в референдуме.

В период регулирования производства по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме ГПК было принято Постановление Пленума ВС РФ от 31 марта 2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Представляется, что до принятия ВС РФ разъяснений по вопросам применения гл. 24 КАС указанное Постановление может применяться в части, не противоречащей данному Кодексу.

29. Производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости

Процедура оспаривания результатов определения кадастровой стоимости направлена на защиту прав и законных интересов владельцев объектов недвижимости, включая владельцев земельных участков и объектов капитального строительства (зданий, строений, сооружений). Изначально поводом к оспариванию кадастровой стоимости стал п. 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утв. Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316, согласно которому споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, подлежали рассмотрению в судебном порядке. Актуальности этой норме добавил п. 3 ст. 66 ЗК, принятого в 2001 г., который предусматривал правило установления кадастровой стоимости земельного участка в процентах от его рыночной стоимости. При этом размер этих процентов нигде в нормативных источниках закреплен не был, что породило немало споров как теоретического, так и практического характера. Землевладельцы и землепользователи стали обращаться в суды с заявлениями в порядке производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, с требованиями об оспаривании актов субъектов РФ, утверждавших результаты государственной кадастровой оценки. Впервые правовую определенность применительно к судебному порядку оспаривания результатов государственной кадастровой оценки внес Президиум ВАС РФ, когда им было принято Постановление от 28 июня 2011 г. N 913/11 по делу N А27-4849/2010. Основные правовые позиции коснулись двух утверждений. Во-первых, спор о кадастровой стоимости земельного участка должен был рассматриваться в порядке искового производства. Во-вторых, основанием удовлетворения иска о признании кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной являлось определение рыночной стоимости этого участка без проверки правильности и достоверности расчета кадастровой стоимости. Указанное Постановление способствовало развитию позитивной арбитражной практики защиты прав собственников, владельцев и арендаторов земельных участков, подавляющее большинство дел завершалось удовлетворением заявленных исковых требований.


В 2014 г. законодатель изменил подведомственность дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости: их рассмотрение было изъято из компетенции арбитражных судов и передано судам общей юрисдикции с родовой подсудностью на уровне судов субъектов РФ. В этот период произошло переосмысление взглядов на вид судопроизводства, в котором подлежат рассмотрению споры о результатах определения кадастровой стоимости. Принятый КАС закрепил правило рассмотрения этих споров в порядке административного судопроизводства, что нашло отражение в гл. 25 данного Кодекса. При этом отдельные вопросы оспаривания результатов определения кадастровой стоимости освещены в Постановлении Пленума ВС РФ "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".

30. Производство по административным делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок

В законодательстве об административном судопроизводстве предусматривается возможность требования компенсации в судебном порядке, в случае если у субъекта есть основания полагать, что органом государственной или муниципальной власти, иным органом, ведомством или организацией, должностным лицом в какой-либо форме нарушено право лица на судопроизводство в разумный срок, включая досудебное и постсудебное производство. Согласно ч. 2 ст. 250 КАС РФ административный иск соответствующего содержания может быть подан в суд в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по конкретному административному делу.

ск о компенсации может быть подан и до окончания производства по конкретному делу в случае, если рассмотрение дела продолжается более трех лет и потенциальный истец обращался с заявлением об ускорении рассмотрения дела.

Также иск может быть подан в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного законодательством для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Административный иск о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок может быть подан в суд:

- в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу приговора суда или иных актов, прекративших уголовное судопроизводство, вынесенных дознавателем, следователем, прокурором, руководителем следственного органа, судом, при условии, что установлен субъект, привлекаемый в качестве обвиняемого;