Добавлен: 06.05.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тип вагона, в котором осуществляется перевозка груза. По железной дороге груз может перевозиться в универсальных, специализированных или изотермических вагонах, в цистернах или на платформах. Размер провозной платы в каждом случае будет различным.
Принадлежность вагона или контейнера. Вагон, платформа или контейнер могут принадлежать железной дороге, быть собственностью грузополучателя или грузоотправителя. В двух последних случаях ставки тарифов ниже.
Количество перевозимого груза - фактор, также оказывающий существенное влияние на стоимость перевозки – с увеличением количества груза (вагонов или контейнеров) в одной отправке ставки тарифов снижаются4.
-
На автомобильном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют следующие виды тарифов:
-
сдельные тарифы на перевозку грузов; -
тарифы на перевозку грузов на условиях платных автотонно-часов; -
тарифы за повременное пользование грузовыми автомобилями, предусматривают оплату за час работы грузового автомобиля и за каждый километр пробега в зависимости от его грузоподъемности; -
тарифы из по километрового расчета, определяются в зависимости от грузоподъемности автомобиля (автопоезда) за каждый километр пробега; -
тарифы за перегон подвижного состава; -
исключительные, на перевозку массовых навалочных грузов автомобилямисамосвалами; -
тарифы на перевозку грузов мелкими отправками; -
тарифы за экспедиционные и другие услуги: погрузочно-разгрузочные работы, складские операции - предусматривают оплату за дополнительные услуги (кроме собственно перевозки), осуществляемые автотранспортными предприятиями; -
договорные тарифы.
На размер тарифной платы оказывают влияние следующие факторы:
-
расстояние перевозки; -
масса груза; -
объемный вес груза, характеризующий возможность использования грузоподъемности автомобиля. По этому показателю все перевозимые автомобильным транспортом грузы подразделяют на четыре класса; -
грузоподъемность автомобиля; -
общий пробег (включает порожние и нулевые пробеги); -
время использования автомобиля; -
тип автомобиля; -
район, в котором осуществляется перевозка, а также ряд других факторов.
Каждый из тарифов на перевозку грузов автомобильным транспортом учитывает не всю совокупность факторов, а лишь некоторые из них, наиболее существенные в условиях конкретной перевозки. Например, для расчета стоимости перевозки по сдельному тарифу необходимо
принять во внимание расстояние перевозки, массу груза и его класс, характеризующий степень использования грузоподъемности автомобиля.
При расчетах по тарифу за повременное пользование грузовыми автомобилями учитывают грузоподъемность автомобиля, время его использования и общий пробег.
Во всех случаях на размер платы за использование автомобиля оказывает влияние район, в котором осуществляется перевозка. Это объясняется устойчивыми различиями в уровне себестоимости перевозок грузов по районам. Коррективы в тарифную стоимость вносятся с помощью так называемых поясных поправочных коэффициентов.
-
Грузовые тарифы на водном транспорте.
Данные тарифы классифицируются в зависимости от сферы применения, от вида перевозок, от вида сообщений, от партионности груза. Кроме того, они дифференцируются по отдельным пароходствам или по группам пароходств с одинаковыми или сходными условиями эксплуатации и уровнем себестоимости перевозок. Это объясняется тем, что отдельные пароходства представляют собой территориально замкнутые предприятия с различными навигационными условиями, техническим уровнем флота, различным составом грузооборота.
В зависимости от сферы применения речные тарифы могут быть:
-
общими; -
исключительными (применяются по отдельным направлениям, периодам навигации и пароходствам); -
специальными (для отдельных видов грузов); -
местными.
По виду перевозок. Здесь имеется в виду общий характер перевозимых грузов:
-
перевозки сухогрузными судами; -
перевозки нефтеналивными судами; -
буксировка леса в плотах; -
буксировка судов и других плавучих средств.
В зависимости от этого применяются различные тарифные схемы (обычно на двухставочной основе) и их дифференциация их по пароходствам:
По видам (размерам) отправок:
-
судовые - расчет производится по тоннажным ставкам, исчисленным по схемам для сухогрузов за определенную норму загрузки судов; -
сборные отправки - расчет производится по более высоким тоннажным ставкам дифференцированным кроме того в зависимости от веса отправки; -
контейнерные и мелкие отправки - рассчитываются аналогично судовым, но по более высоким тарифным ставкам. -
тарифы на буксировку плотов, судов и других плавучих средств по водным путям.
Уровень тарифов зависит от размера партий грузов, предъявляемых к перевозке, так как это влияет на рациональность использования перевозочной техники.
По видам сообщений - данный признак учитывается при установлении тарифов для магистральных речных путей и малых рек - различаются следующие сообщения:
-
внутреннее водное; -
прямое водное; -
речные и морские пути; -
смешанное; -
заграничное.
От вида пути - тарифы для магистральных путей и малых рек.
По внутреннему строению речные тарифы различают на:
-
однообразные, характеризуются единой неизменной ставкой за 1 т-км; -
дифференциальные, характеризуются изменением тонно-километровой ставки в зависимости от расстояния перевозки.
По внешнему виду речные тарифы (как и на железнодорожном транспорте) могут табличными и схемными. В ряде случаев тариф учитывает существование железнодорожной связи между пунктами отправления и назначения груза.
-
Грузовые тарифы на речном транспорте.
К основным элементам системы грузовых тарифов речного и морского транспорта, как и железнодорожного, относятся тарифные схемы, номенклатура грузов и тарифные руководства по определению тарифных расстояний, провозных платежей и сборов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении следует вывод о том, что транспортные тарифы по своей экономической природе являются ценами за услуги по транспортированию грузов. Будучи ценой, транспортные тарифы способствуют рациональному размещению продукции и правильному сочетанию интересов производства и потребления.
Транспортные тарифы, как и любая цена, обладают рядом функций: во-первых, цены выражают затраты труда; во-вторых, оказывают материальное стимулирование развития и совершенствования производства; в-третьих, формируют общественные потребности; в-четвертых, цена обладает распределительной функцией, поскольку через цену идет важный и сложный процесс. Распределения вновь созданной стоимости на нужды производства, потребления и накопления.
Установление тарифов (цен) - одна из самых важных областей принятия решений в любом бизнесе, в том числе и логистическом. Поведение цен на рынке представляет сложный процесс, и установив ту или иную цену, фирма может получить как большие прибыли, так и иметь значительные потери. Важно отметить, что процесс принятия решения о ценообразовании основан не на данных одной какой-то науки, а опирается на знания и достижения множества различных теоретических разработок, в частности, в области бухгалтерского учета, экономики и маркетинга. С уверенностью можно утверждать, что установление цены не имеет ничего общего (или имеет мало общего) с затратами, понесенными в ходе перевозок и реализации рассматриваемого продукта или услуги, но зато оно весьма прочно связано с рыночной конъюнктурой.
В основе построения тарифов (цен) лежат средние затраты, связанные с перевозками продукции, плюс прибыль (надбавки к издержкам). Уровень надбавки определяется целями, которые преследует фирма и которые могут оказывать влияние на установленную в качестве цели норму прибыли на вложенный капитал. Специалисты утверждают, что процент надбавки имеет тенденции к росту в ситуациях, когда фирма считает, что прибыль получить проще (в период экономического бума), и к снижению - в ситуации, когда фирма полагает, что прибыль получить труднее, т.е. в период экономического спада. Тем не менее этот метод установления цены (тарифа) является неплохим средством достижения максимальной прибыли в ситуациях изменчивости и неопределенности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Источник: Диксон П. Р. Управление маркетингом :пер. с англ. М.: Бином, 1998. С. 451. -
Подсорин В.А., Карпычева М.В., Яшина А.С. Транспортная логистика: Учебное пособие. – М.: РУТ (МИИТ), 2020. – 74 с. -
Транспортная логистика : учебник для студентов среднего профессио нального образования / Ю. М. Неруш, С. В. Саркисов. — Москва : Издатель ство Юрайт, 2019. — 351 с -
Герасимов, Б.И. Основы логистики / Б.И. Герасимов, В.В. Жариков, В.Д. Жариков. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 304 с. -
Аникин, Б.А. Логистика / Б.А. Аникин. - М.: Проспект, 2013. - 406 с. -
Транспортная логистика : учебное пособие / И. Н. Лавриков, Н. В. Пеньшин. – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВО «ТГТУ», 2016. – 92 с. -
Постановление ФЭК РФ от 17.06.2003 № 47-т/5 "Об утверждении Прейскуранта № 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполня- емые российскими железными дорогами" -
Неруш Ю.М. Логистика: учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 495 стр.
1 Транспортная логистика : учебник для студентов среднего профессио нального образования / Ю. М. Неруш, С. В. Саркисов. — Москва : Издатель ство Юрайт, 2019. — 351 с
2 Подсорин В.А., Карпычева М.В., Яшина А.С. Транспортная логистика: Учебное пособие. – М.: РУТ (МИИТ), 2020. – 74 с.
3 Постановление ФЭК РФ от 17.06.2003 № 47-т/5 "Об утверждении Прейскуранта № 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполня- емые российскими железными дорогами"
4 Неруш Ю.М. Логистика: учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 495 стр.