Файл: Контрольная работа Психология Выполнил обучающийся Студент 1 курса. Казак Алексей Юрьевич.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.05.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Автономная некоммерческая образовательная организация

высшего образования Центросоюза Российской Федерации

«Сибирский университет потребительской кооперации»

Кафедра педагогики, психологии и социологии

Контрольная работа

Психология

Выполнил обучающийся

Студент 1 курса.

Казак Алексей Юрьевич

(Фамилия, имя, отчество)

Торгово-технологического факультета.

(факультет)

ЗППБ-12 ППБ-3-01-21-027

(группа)

Попова Ольга Николавена

Руководитель:

Старший преподаватель

(должность, фамилия, имя, отчество)

Новосибирск 2022


Содержание
1. Внешний облик человека……………………………………………………...2

2. Манера говорить…………………………………………………………….....5

3. Знаки внимания……………………………………………………………...…7

4. Отношения между людьми в процессе общения…………………………….8

5. Я-высказывания. Ты-высказывания. Вы-высказывания…………………….9

6. Эффективное слушание……………………………………………………...13

7. Стили взаимодействия с людьми……………………………………………16

Список использованной литературы……………………………………………..18

1. Внешний облик человека
Внешний облик человека — это прежде всего объективированная данность его психической и телесной организации в целостном и нерасчлененном выражении. Внешний облик олицетворяет человека и особенности его психологии, поэтому он воспринимается как физическая данность и психологическая реальность человека [2].

В качестве физической данности внешний облик представляет собой совокупность элементов телесной организации человека, которые описываются в анатомических и антропологических понятиях.

Анатомия внешнего облика определяется строением тела, величиной и пропорциями его частей, массой и полнотой, формами и общим габитусом, грациальностью элементов лица, конституциональной типологией (пикники, атлетики, астеники и др.). Анатомические элементы внешнего облика используются нами как информация о физических и психических возможностях человека. Это означает, что данные элементы внешнего облика рассматриваются как признаки индивидных способностей человека.


Антропология внешнего облика основана на классификациях анатомических типов. Основаниями таких классификаций являются цвет кожи, волос, их волнистость, глаза и их разрез, ширина носа (расовая классификация). Пропорции лицевых черт используются как основания для этнического различения людей. Наличие и отсутствие тех или иных половых признаков служат различению людей по полу. Величины частей тела и их рост в развитии служат для определения возраста. Изменения форм и общего габитуса под влиянием постоянной деятельности используются при определении профессиональной принадлежности человека. Особое внимание к неповторимым элементам внешнего облика (узорам на коже рук, строению уха, пропорциям лицевых элементов, экспрессии) позволяет идентифицировать личность как индивидуальность в анатомическом проявлении. Антропологическая идентификация внешнего облика направлена на определение социально-групповой принадлежности человека и его индивидуальности как биологической особи. За всеми этими элементами-признаками мы усматриваем особенности соответствующей групповой или индивидуальной психологии.

Во внешнем облике происходит функциональное соединение психической деятельности с телесными движениями человека и его предметно-практической деятельностью, так как тело человека и его элементы являются «инструментами» взаимодействия с объектами внешнего мира. Эта инструментальная функция телесной организации человека превращает анатомо-антропологические элементы внешнего облика и телесные движения из орудий психической и предметно-практической деятельности в знаки психологического содержания взаимодействия людей. Как только элементы внешнего облика начинают выполнять функцию знаков, они становятся признаками более или менее конкретных психологических качеств личности [2].

Через телесные движения как способы психологического реагирования телесная организация человека трансформируется во внешний облик как знаково-символическую систему, которая содержит информацию о человеке как субъекте взаимодействия с миром людей и вещей. В тоже время сами телесные движения также являются источниками информации об особенностях психологии человека. Они информируют нас прежде всего о психических состояниях человека и направленности на объекты взаимодействия, а также о способах и приемах предметно-практической деятельности.

Телесные движения как формы реагирования человека на объекты взаимодействия трансформируются в более сложные формы телесных движений в те моменты, когда мы используем их для произвольного выражения своего субъективного отношения к миру людей и вещей. В этом случае они превращаются из простых форм телесного реагирования в сложные формы выразительных движений (мимику и пантомимику). Мимика и пантомимика служат средством выражения не только эмоциональных состояний человека, но и сложных отношений с объектами взаимодействия. Мимика и пантомимика сигнализируют партнеру позицию и смыслы этой позиции при взаимодействии с ним, т.е. участвуют в управлении процессом взаимодействия. Таким образом, мимика и пантомимика становятся своеобразным психологическим языком общения. В силу этих особенностей выразительные движения выделяются из разряда других {реактивных) телесных движений, хотя и они обладают компонентом выразительности, только в реактивных
движениях главным является нс этот компонент, а прямой и спонтанный ответ на внешнее воздействие, в то время как выразительные движения осуществляют посыл внутреннего мира человека. Реактивные движения более психофизиологичные и индивидные, а выразительные — более психологичные и личностные, хотя друг без друга они не существуют [2].

Реактивные движения никогда не рассматривались в контексте внешнего облика человека. Они чаще всего изучались как компонент телесной организации человека, в то время как выразительные движения в виде мимики и пантомимики исследовались как формы проявления эмоциональных состояний и чувств человека. Исследование выразительной и регуляторной функции телесных движений человека заметно расширило их круг, включив в число выразительных движений походку, жесты, позы, взгляд, телесные прикосновения, поглаживание, похлопывание, рукопожатие, поцелуй, дистанцию общения (расстояние между партнерами), голосовую интонацию, динамику речи, плач, смех, вздохи и др. [2].

Таким образом, во внешнем облике человека определилась большая группа динамических форм проявления психологии человека, которые можно назвать выразительными движениями.

2. Манера говорить
Манера общения имеет большое значение для его эффективности. Тон обращения (спокойный, властный, вкрадчивый, взволнованный и т. п.), поведение (сдержанность, беспокойство, неуверенность, скованность мимики и движений и т. п.), даже расстояние между общающимися могут многое сказать о характере общения. Например, выявлено, что между общающимися могут быть четыре дистанции: интимная, личная, социальная и публичная. Первые две свидетельствуют о том, что общающиеся являются близкими знакомыми, друзьями; социальной дистанции придерживаются люди, вступающие в официальные контакты; публичная дистанция имеет место между чужими людьми. Изменяя расстояние, можно добиваться дополнительного воздействия на партнера по общению, так как этим изменяется установка на манеру общения, характер отношения между партнерами [4].

Во время разговора не рекомендуется смотреть на посторонние предметы — это отвлекает, нервирует собеседника. Нужно чаще смотреть в глаза собеседнику, особенно если им является женщина (они больше нуждаются в обратной связи, чем мужчины). Не следует прерывать партнера в разговоре или споре, нужно дать ему возможность высказаться до конца.

В. А. Кан-Калик (1987) описал следующие стили общения:


1. «Совместное творчество»: ставятся общие для общающихся цели, решения отыскиваются совместными усилиями.

2. «Дружеское расположение»: основан на искреннем интересе к личности партнера по общению, уважительном к нему отношении, открытости контактам.

3. «Заигрывание»: основан на стремлении завоевать ложный, дешевый авторитет у партнера по общению, понравиться аудитории.

4. «Устрашение»: следствие неуверенности лица с более высоким статусом, чем у партнера по общению, или же результат неумения организовать общение на основе продуктивной совместной деятельности. Такое общение жестко регламентировано, загнано в формально-официальные рамки.

5. «Дистанцированность»: этот стиль имеет различные вариации, но суть его состоит в подчеркивании различий между партнерами по общению, и эта разница связана со служебным, социальным положением, возрастом и т. д.

6. «Менторство»: разновидность предыдущего стиля, когда один из партнеров («бывалый») принимает на себя роль наставника и беседует с другим назидательно-покровительственным тоном [4].

3. Знаки внимания
Знаки внимания – это обращенные к собеседнику высказывания или действия, цель которых – поддержать человека, улучшить его самочувствие [1].

Комплимент – это словесный знак внимания, который не учитывает конкретной ситуации общения [1].

Например, делая сотруднице комплимент о ее внешнем виде, не обращается внимание на то, что она очень расстроена

Похвала – знак внимания, содержащий оценку, сравнение с другими, причем в пользу того, к кому обращена похвала [1].

«Вы лучше кого-то» подразумевает, что «кто-то хуже вас».

Взрослые, считая, что ребенка надо чаще хвалить, и постоянно сравнивая его результаты с результатами других детей, могут сформировать зависимость от одобрения. Не получая этого одобрения во взрослой жизни, человек начинает испытывать дискомфорт.

Поддержка – оказание человеку знака внимания тогда, когда ему это необходимо, и относительно того, в чем в данный момент имеются затруднения.

Когда человеку оказывается поддержка, то обращаются к его личности вне зависимости от его успехов и неудач, ошибок и достижений.
4. Отношения между людьми в процессе общения
Отношения между людьми в процессе взаимодействия различны:


  • Я и Другой — Мы (если многое связывает).

  • Я и Он (если связей мало).

  • Я и Другой —Свои (если способствуем улучшению друг друга и хотим стать ближе).

  • Я и Другой — Чужие (если делаем друг другу хуже и хотим отдалиться).

Это четыре типа значимых отношений. Когда вы говорите: «Я хотел бы познакомиться с ним поближе» или «Он мне симпатичен», это значит, что вы выбрали отношения «Он Свой» [3].

Часто отношения развиваются таким образом: Он Свой — Мы Свои — Мы Чужие — Он Чужой.

Он Свой (человек нравится вам, вы рады видеться с ним чаще), вдруг обнаруживаете, что не можете быть порознь: Мы Свои. Однако чем крепче связи, тем более зависимыми вы начинаете себя чувствовать, выявляются взаимные недостатки, начинается борьба за влияние — свое возвышение или принижение партнера. И если ваши отдельные Я окажутся сильнее, чем Мы, то они победят, а в отношениях наступит стадия — Мы Чужие. Вас по-прежнему связывает очень многое, но одному — тесно, другому — обидно, поэтому оба невольно пытаются отдалиться, иногда совсем разорвать отношения — Он Чужой. Таким образом, завершился цикл: рост — расцвет — увядание.
5. Я-высказывания. Ты-высказывания. Вы-высказывания
В познании самого себя человек не может обойтись собственными силами (потому что у каждого человека и в каждый момент жизни существует «Слепое пятно» психики). Для более полного и качественного самопознания абсолютно необходимы другие люди, а именно их обратная связь.

Обратная связь – информация о человеке с точки зрения других людей: их «глазами», «ушами», «ощущениями» и т.д. Сегодня известны два способа подачи обратной связи [2].

Ты-высказывание.

Строится по формуле:

Ты + такой-то

Человек, дающий обратную связь, замечает в другом человеке различные особенности, говорит «ты» и называет его какое-либо психологическое качество (характеристику, черту характера, состояние, чувство, отношение, мотив, цель, ценность и т.д.) [2].

Примеры:

Ты – очень аккуратный.

Ты – неорганизованный.

Ты - слишком беспечный.

Очень уж ты навязчивый.

Мне кажется, что ты очень ранимый.

Может быть, я ошибаюсь, сейчас ты, кажется, расстроен.

Я замечаю в тебе неискренность.

Ты не до конца выражаешь свои чувства.

Характеристика Ты-высказываний:

1. Наиболее распространенный способ подачи обратной связи, именно так большинству людей давали обратную связь в родительской семье, в школе, в университете, и мы автоматически усвоили так же давать обратную связь другим людям.