Файл: 1 Теоретические аспекты организации работы по подготовке, переподготовке и повышения квалификации персонала на предприятии.doc
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Профессиональное развитие оказывает положительное влияние и на самих сотрудников. Повышая квалификацию и приобретая новые навыки и знания, они становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального роста как внутри своей организации, так и вне ее. Профессиональное обучение способствует общему интеллектуальному развитию человека, укрепляет уверенность в себе. Потому возможность получения профессионального обучения в собственной компании высоко ценится работниками и оказывает большое влияние на принятие ими решения о работе в той или иной организации.
2 Система подготовка кадров на предприятии
2.1 Роль службы управления персоналом в организации обучения кадров
Ведущую роль в организации обучения квалифицированных кадров играют кадровые службы.
Учебно-методический Совет (УМС), он рассматривает комплексные, перспективные и рабочие программы функционирования студенческого научного общества (СНО), перспективные направления деятельности по развитию СНО, новые виды обучения и дает рекомендации по их использованию.
Межотраслевые центры обучения (МЦО) (институты повышения квалификации других ведомств, Центр подготовки менеджеров при Российской экономической академии, Институт высших управленческих кадров, Бизнес-школа и т.д.), в которых ведется подготовка и повышение квалификации высших управленческих кадров. Основной задачей таких центров является ознакомление с методами управления производством, экономикой отрасли, социально-психологическими методами управления трудовыми коллективами и др. При этом комплектация центров слушателями ведется Управлением кадров и социального развития отрасли.
Факультеты повышения квалификации (ФПК) функционируют при ряде высших учебных заведений. Тематика обучения на этих ФПК определяется предложениями производственных подразделений, развитием экономики, техники и технологии отрасли.
Курсы повышения квалификации выполняют задачу повышения квалификации менеджеров. Управленцев знакомят с достижениями в интересующих их областях. Помимо этого изучаются новые формы и методы управления производством. Планирование и комплектацию контингента слушателей проводится с учетом специфики предприятий.
Компьютерный рекламно-информационный комплекс системы непрерывного обучения (РИК) осуществляет разработку, описание и наглядное отображение организационных структур повышения квалификации, отраслевой сети обучения и ее функционирования, комплекс блоков для деятельности служб по организации и планированию обучения кадров.
РИК разрабатывает информационные ролики с краткой аннотацией учебно-методических программ, организационной и нормативно-технической документации. Зрительный образ рекламного ролика подчинен определенной логике, позволяющей подчеркнуть оказываемую обучающемуся услугу, а не источник приобретения знаний.
Обучающийся менеджер в первую очередь узнает сведения о себе и о своих проблемах. Назначение ролика -- заставить управленческих работников захотеть приобрести или хотя бы задуматься о приобретении той или иной документации. При этом менеджер должен с первого взгляда осознать, что предлагаемая информация непосредственно касается его интересов. Знакомясь с рекламным роликом, управленцы понимают, что соблюдение рекомендаций, содержащихся в информации компьютерного комплекса, даст им какой-то реальный выигрыш (повышение в должности, прибавку в зарплате вследствие повышения квалификации, приобретения новых знаний и навыков и др.).
В российских организациях разработано большое количество программ повышения квалификации, соответствующих многообразию функций руководителя. Часть программ с модульной формой обучения рассчитана на тренировку профессиональных навыков. Дело в том, что при хорошей теоретической и практической подготовке у менеджера существует потребность в правильной поставке и тренировке конкретных приемов исполнения должностных обязанностей. Особенно широко используется тренинг для закрепления до автоматизма навыков управления в кризисных ситуациях и по особо важным проблемам предприятия.
Как мы видим, процесс обучения занимает одно из первых мест в системе управления трудовыми ресурсами. Одной из важнейших задач руководителя является правильная организация учебного процесса своих сотрудников, как вновь прибывших, так и работающих в организации продолжительное время. В современных условиях, руководителями российских компаний уделяется крайне мало внимания на создание системы подготовки кадров и повышения их квалификации, несмотря на то, что все прекрасно понимают значимость данного этапа «вхождения» и развития сотрудника на предприятии. В следующей главе автор проводит анализ системы подготовки и повышения квалификации кадров одной из ведущих рекрутинговых фирм города Москвы, выявляя при этом, значительные «пробелы» в организации подготовки, обучения и повышения квалификации.
2.2 Основные направления совершенствования системы обучения и повышение квалификации персонала
В зарубежных фирмах обучению работников придаются огромное значение. Оно является составным элементом общей системы работы с кадрами, которая предусматривает не только их подготовку и повышение квалификации, но отбор, аттестацию, продвижение по службе и стимулирование.
Проанализировав процесс обучения и повышения квалификации на предприятии рассмотрим следующие направления по совершенствованию использования этих процессов:
1.Функцию обучения и повышения квалификации персонала в отделе продаж отчасти переложить на специализированные фирмы по обучению, то есть регулярно проводить обучение отдела продаж в виде тренингов с помощью квалифицированного персонала. Это позволит: приобрести практические навыки продаж для сотрудников по ряду вопросам:
а) обучить технике активных продаж при работе со сложными клиентами, отработать приемы работы с предубеждениями, сопротивлением, возражениями и критикой клиентов;
б) осуществлять продажи в жестких конфликтных условиях;
в) научиться побеждать и продавать в ситуациях сложных переговоров;
г) возможность реально увеличить личные продажи.
Такие программы построены как для начинающих торговых агентов, так и для опытных. Это позволит начальнику отдела продаж более эффективно планировать своё время, уделить внимание организационными и другими вопросами компании.
Преимущество:
занятие проводятся опытными экспертами;
используются современное оборудование и информация;
работники получают заряд свежих идей и информации.
2. Обучение специалистов заканчивать аттестацией, которую проводит руководитель отдела. Это позволит:
Объективно оценивать профессиональные знания, навыки, умения сотрудников
Позволит разделить профессиональные качества и общечеловеческие
Позволит планировать:
карьерный и профессиональный рост сотрудника
обучение сотрудника
цели сотрудника на аттестационный период
Гибко и прозрачно увязывать результаты, денежные доходы и бонусы
Руководитель оценивает подчиненного по 11 качественным критериям:
1. Выполнение задач, поставленных на аттестационный период (достижение установленных показателей в деятельности)
2. Профессиональные знания, навыки и умения, степень их развития
3. Качество выполняемой работы, отношение к работе
4. Надежность в работе, готовность идти на встречу потребностям фирмы, пожеланиям руководства
5. Работоспособность
6. Умение работать в команде, умение ладить с коллегами, не конфликтность, готовность помочь коллеге, умение пойти на встречу.
7. Стремление к самосовершенствованию, желание профессионального роста
8. Потенциальные возможности продвижения по службе
9. Целеустремленность, способность добиваться результата, не считаясь с личными затратами, переносимыми трудностями
10. Лояльность по отношению к фирме, способность поставить интересы компании на первое место, честность
11. Общая удовлетворенность сотрудником
Заполняя общий бланк аттестации, руководитель обязан не только определить балл, но и рейтинг (место в группе) для каждого сотрудника, а также дать пояснения по критериям с низким баллом или рейтингом.
Заключение
Проблемы подготовки, переподготовки и повышение квалификации рабочих кадров, способных конкурировать в условиях рыночных отношений, по ряду важных причин приобретает особую актуальность. Во-первых, сказываются неблагоприятные тенденции на рынке рабочей силы. Современное производство предъявляет все более жесткие требования к профессиональным качествам рабочих кадров. Идет сокращение численности рабочих мест. Во-вторых, обостряется конкуренция за рабочие места внутри трудовых коллективов. Идет объективный процесс отторжения рабочих кадров с низкими профессиональными качествами. В-третьих, профессиональное образование и квалификация в личностном плане не просто выступают характеристиками того или иного рабочего, но и становятся для него гарантией социального благополучия, условиям его конкурентоспособности на рынке труда.
Проведя были сделаны следующие выводы. На предприятии организуются следующие виды обучения персонала, обеспечивающие его непрерывность:
подготовка нового персонала;
переподготовка персонала;
повышение квалификации персонала.
Проведенное исследование организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров позволило разработать основные направления по их совершенствованию, а именно:
1. Функцию обучения и повышения квалификации персонала в отделе продаж переложить на специализированные фирмы по обучению.
2. Обучение специалистов заканчивать аттестацией, которую проводит руководитель отдела.
3. Чтобы оценить знания, навыки и умение необходимо ввести экзамен. Он необходим для того, чтобы определить уровень профессиональной подготовки сотрудника и необходимость его дальнейшего обучения (чему и в какие сроки необходимо учить сотрудника).