Файл: Современные спасательные вертолеты мчс россии применяемые при спасении пострадавших в прибрежной зоне.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 1. Современные спасательные вертолеты МЧС России применяемые при спасении пострадавших в прибрежной зоне
1.1 Приемы, методы спасения
Приёмы спасения при помощи вертолёта. Методы спасения на море, включая использование спасательно-подъемных приспособлений вертолета.
- судна одного члена экипажа вертолета для оказания квалифицированной помощи вертолет может использоваться как для доставки снабжения, так и для эвакуации людей;
- обычный радиус действия вертолета - на удалении от 50 до 200 миль от базы, вертолет в зависимости от типа и размера может брать на борт от 1го до 15ти человек;
- некоторые виды спасательных операций предоставляют угрозу для экипажа вертолета, поэтому важно в каждом случае оценить серьезность ситуации и необходимость помощи с воздуха;
- при доставке снабжения вертолет просто зависает над свободной площадкой судна, снабжение спускается на палубу с помощью лебедки вертолета;
- во время спасательных операций вертолет обычно использует специальные приспособления для подъема или спуска людей.
Для эвакуации людей используются следующие приспособления:
- спасательный строп;
- спасательная корзина;
- спасательная сеть;
- спасательные носилки;
- спасательное сиденье.
1.2 Способы спасения
Спасательный строп
Спасательный строп - наиболее широко используемое приспособление для эвакуации людей. Спасательные стропа делаются из высокопрочных материалов, используемых при изготовлении стропов парашютов.
При способе одевания спасательного стропа, главное чтобы он охватывал спину и проходил под руками. Человек, использующий строп, должен висеть лицом к гаку, руки сцеплены вместе спереди. Нельзя сидеть на стропе при подъеме.
В некоторых случаях используют метод “двойного подъема”, когда вместе с обычным спасательным стропом с вертолета опускается специальный строп - сиденье с оператором. Этот метод приемлем в случаях, когда необходимо поднять с поверхности воды или с палубы недееспособного человека, для подъема которого, однако, не требуются носилки. Оператор надевает на человека спасательный строп и оказывает помощь при подъеме.
Спасательная корзина
Использование спасательной корзины не требует принятия, каких - либо специальных мер. Человек просто забирается в корзину, садится и держится.
Спасательная сеть
Спасательная сеть имеет вид “птичьей клетки”, сужающейся кверху. Она открыта с одной стороны. Человек входит внутрь с открытой стороны, садится и держится.
Спасательные носилки
Раненые и больные в большинстве случаев эвакуируются посредством специальных спасательных носилок. Как правило, такие носилки предоставляются вертолетом, даже в тех случаях, когда на судне есть свои носилки. Носилки легко отсоединяются и присоединяются к подъемному тросу вертолета.
Понятно, что перемещение пострадавшего с судовых носилок на спасательные носилки причинит ему массу неудобств, но, тем не менее, нельзя рисковать жизнью человека, используя носилки, не предназначенные для подъема их вертолетом.
Спасательное сиденье
Спасательное сиденье похоже на трехлапый якорь, только вместо лап на нем оснащены 3 специальных плоских сиденья. Человек может сесть как на одно, так и на два сиденья, держась руками за шток. Возможен вариант, когда на спасательное сиденье садятся два человека.
Связь
Между судном и вертолетом должна быть установлена прямая радиосвязь. Однако иногда обмен информацией осуществляется через береговую радиостанцию. В случаях, когда вертолет оснащен радиопеленгатором, появляется возможность идентифицировать судно и выйти на него, при условии, что судно осуществляет радиопередачу на заранее обговоренной частоте.
Радиосвязь с воздушным судном, следующим для осуществления спасательных операций, обычно возможна на 2182 kHz, или УКВ частотах 156.8 MHz и 156.3 MHz. Дополнительно судно может осуществлять радиосвязь с воздушным судном на частотах 3023 kHz, 5680 kHz, 121.5 MHz, 123.1 MHz, 156.3 MHz, 156.8 MHz и 243 MHz.
1.3 Меры безопасности при посадке и без посадки вертолета
Меры безопасности при посадке вертолетов:
- Когда вертолет сел на посадочную площадку, то его лопасти продолжают вращаться. Поэтому правильный подход к вертолету важен как для вашей безопасности, так и для безопасности вертолета.
- Ни в коем случае не приближайтесь сзади. Это «мертвая зона» для пилотов, а задний вертикальный винт защиты не имеет. На склоне всегда подходите, двигаясь вверх, так вы будете дальше от винта.
- Ни в коем случае не приближайтесь к вертолету, спускаясь со склона.
- Следите за тем, чтобы ваша ноша не повредила главный винт.
- Все острые предметы держите подальше от корпуса машины. Он сделан из мягких сплавов и легко повреждается.
- После посадки не выходите, пока не выключен двигатель и даже тогда ждите соответствующих указаний.
Спасение вертолетом без посадки на землю.
В спасательной операции пилот вертолета будет идти на риск ради спасения людей. Он может зависнуть, поставив на камень только одну стойку или лыжу шасси, так чтобы сделать возможной посадку, но при любой возможности делайте нормальную посадочную площадку и снизьте риск до минимума. Большинство спасательных вертолетов оборудованы лебедкой. Если устройство посадочной площадки не представляется возможным, то людей можно поднять с земли, пока вертолет зависает в воздухе. Все, что для этого нужно, это свободное пространство, через которое можно было бы вас вытащить.
1.4 Техника подъема на вертолетной лебедке
На воздушном судне накапливается большой заряд статического электричества. Он разряжается в землю или в воду, когда судно или идущий от него проводник касается земли или воды. Всегда сначала дайте стропу или тросу с лебедки вертолета коснуться земли или воды, прежде чем браться за этот спасательный конец, иначе получите сильный электрический удар. При спасении обычно используется метод подъема вдвоем, но иногда применяют и подъем поодиночке.
Подъем вдвоем : при подъеме вдвоем на лебедке опускают члена экипажа со вторым стропом для спасаемого. Во время подъема член экипажа поддерживает пострадавшего ногами, обхватив ими его за среднюю секцию туловища, а руками держа голову. После того как строп надет и закреплен, держите руки по бокам и не поднимайте их — просто откиньтесь назад и пользуйтесь моментом отдыха.
Подъем в одиночку : при подъеме вы сами закрепляете на себе строп. Поместив его подмышки и надежно затянув, поднимите два больших пальца вверх. Дав этот сигнал, больше не делайте никаких знаков, пока не будете на борту, если вы поднимете руки, то рискуете выскользнуть из стропа. Когда достигнете двери кабины, дайте лебедчику развернуть вас и переместить в кабину. Точно выполняйте его указания. На борту вам покажут, куда сесть. Выполните это и пристегнитесь ремнем безопасности или ждите, когда вас пристегнут каким-то другим образом.
Решение о применении вертолетапринимает начальник ПСС, поисково-спасательного отряда (ПСО), согласовывая все свои дальнейшие действия с руководством авиаотряда и командиром вертолета. Однако вылет вертолета не всегда, к сожалению, является гарантией его эффективного использования. При подлете к месту происшествия метеоусловия могут измениться настолько, что командир вертолета будет вынужден принять решение о возвращении в аэропорт. Поэтому при планировании спасательной операции, кроме использования вертолета, необходимо учитывать и возможность подключения к ней наземных (наводных) ПСО. Во время ПСР, проводимых с применением вертолета, должно быть достигнуто взаимодействие между членами экипажа вертолета и членами ПСО, находящимися как на борту вертолета, так и на земле (воде).
Использование вертолетов спасательными формированиями обеспечивает:
- быструю доставку спасателей, необходимого для их работы снаряжения, инвентаря и оборудования к месту ЧС;
- доставку пострадавших в ближайшее лечебное учреждение;
-дополнительную доставку всего необходимого груза в район проведения спасательных работ
- переброску спасателей из одного района поиска в другой;
- поисковые облеты по маршруту или обследование района бедствия;
При оценке создавшейся обстановки необходимо, в первую очередь, обратить внимание на следующие обстоятельства:
- состояние здоровья пострадавших, необходимость экстренной медицинской помощи;
- отдаленность места происшествия от ближайшего населенного пункта, где имеется лечебное учреждение;
- возможность оказания незамедлительной помощи наземным способом;
- примерные метеоусловия на месте происшествия и по маршруту полета;
- возможность оказания помощи без применения вертолета.
1.5 Использование вертолета в разных метеоусловиях
Метеоусловия при проведении ПСР с использованием вертолета должны удовлетворять следующим требованиям.
Облачность — высота над местом посадки:
- не ниже 350 м на местности с абсолютной высотой до 2000 м;
-не ниже 600 м на местности с абсолютной высотой свыше 2000 м.
Видимость — по горизонтали на высоте посадочной площадки:
- не менее 5 км при абсолютной высоте до 2000 м;
- не менее 10 км при абсолютной высоте свыше 2000 м
Ветер:
- не более 5 м/с в узких ущельях, в котловинах;
- не более 15 м/с на открытых перевалах
, седловинах, гребнях и плато.
Благоприятными условиями для выполнения зависания или приземления являются также следующие:
- направление ветра совпадает с открытыми подходами;
- подходы дают нормальную глиссаду для вертолета при снижении или наборе высоты;
- под зависшим вертолетом находится горизонтальный участок местности.
Посадка производится через дверь на левом борту. Пассажиры (спасатели и участники маршрутной группы) должны быть проинструктированы начальником ПСО или бортмехаником о правилах поведения в полете и аварийного покидания вертолета.
1.6 Спасательный вертолет МИ-8
Спасательные формирования для проведения ПСР применяют, в основном, вертолеты Ми-8 различных модификаций, допущенные к эксплуатации в транспортном и пассажирском вариантах. Пассажирский вариант Ми-8, в зависимости от особенностей салона, способен принять на борт 9-11 или 28-32 пассажира. Транспортный вариант Ми-8 имеет большой грузовой люк, усиленный пол, узлы швартовки грузов, трапы и откидные сиденья на 24 человека. Вертолеты Ми-8 спасательной службы оснащены системой внешней подвески грузоподъемностью 3000 кг и лебедкой с бортовой стрелой, позволяющей поднимать на борт в режиме зависания грузы весом до 150 кг. Максимальная масса груза, перевозимого в кабине вертолета, -4000 кг. Дальность полета с 28 пассажирами на борту — 500 км. Максимальная высота полета — 6000 м. Вертолету разрешена посадка на равнинной, холмистой и горной местности со взлетами и посадками на вертодромах и площадках, расположенных на высотах до 4500 м.
Непосредственно в вертолете все снаряжение укладывается в тех местах кабины, которые укажет бортмеханик и, при необходимости, застраховывается. Спасатели размещаются на сиденьях и застраховываются имеющимися в вертолете специальными ремнями.
Во время полета, приземления, зависания запрещается самовольное передвижение по кабине, ибо это может нарушить баланс вертолета, особенно при подъеме или спуске пострадавшего и снаряжения.
Запрещается также располагаться у открытой двери без применения самостраховки, когда вертолет находится в воздухе, а также курить в кабине вертолета или около него во время стоянки.
1.7 Способы ведения разведки и поиска пострадавших
Разведка района с использованием вертолета организуется с целью получения в короткие сроки данных об общей обстановке, состоянии населенных пунктов, объектов экономики, гидротехнических сооружений и населения, особенно на отдаленных и труднодоступных участках.