Файл: Выполнила студентка группы пмдо21 Скуйбеда Евгения Преподаватель Гоголин М. Р.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования

«Вологодский государственный университет»
Аннотация хорового произведения

«Времена года»

(В.Е.Римша, Л.Модзалевский.)

Выполнила студентка группы ПМДО-21 Скуйбеда Евгения
Преподаватель - Гоголин М.Р.

Вологда, 2020

Историко-эстетический анализ

1. Творческий портрет композитора и его основные произведения.

Вячеслав Евгеньевич Римша (род. в 1955) – петербургский композитор, выпускник Музыкального училища при Петербургской консерватории (класс композиции Г.И. Уствольской) и Петербургской консерватории (класс А.Д. Мнацаканяна). 

Вячеслав Евгеньевич вырос в военном городке рядом с Левашовской пустынью. Отец композитора был талантливым умельцем-плотником и закончил техникум перед самой войной. Его отец мечтал, что бы сын стал авиа-конструктором. И предпосылки для этого были: Вячеслава Евгеньевича посылали на математические олимпиады.

Писать музыку композитор начал в 6 лет. За пианино впервые сел в шесть лет, по своей воле. Закончил в 1974-м музыкальное училище с красным дипломом, и получил рекомендацию в консерваторию. Пошёл на композиторское. После окончания консерватории работал концертмейстером в детском хоре, регентом в церкви. Является лауреатом международных конкурсов. В 1984 вступил в Союз композиторов.

Основные произведения:

1.Сборник «Концерт» написан в 2004 году и предназначен для младшего и среднего хора детской музыкальной школы или детской школы искусств. В основном писал камерную музыку: виолончельная соната, вокальная сюита, романсы, прежде всего для хора.

2.Концерт «Борис и Глеб», написанный на духовный стих: «Зря корабле напрасно приставаема,//Возописта прекрасеная два брата Бориса и Глебо://Брате Святополче, не погуби наю,//Ещё бо есми велми млады»

3.Сборник «Золотой звон» Для детского (женского) хора

4.Соната для фагота и фортепиано

5.Вокальный цикл для детского на народные тексты (для голоса и форт-но) «Как у бабушки Арины»

2. Краткая характеристика творчества поэта, разбор поэтического текста.

Лев Николаевич Модзалевский (1837 – 1896) – русский педагог, детский писатель и поэт, соавтор классической хрестоматии К.Д. Ушинского «Родное слово» (1864). В этом поэтическом сборнике для детей были впервые опубликованы такие стишки, как «Дети в школу собирайтесь…», «Кончил дело – гуляй смело», «Слети к нам тихий вечер…».


По словам самого Модзалевского, обдумывая, сочиняя, переводя стихи для детей, он руководствовался мыслью «одновременно содействовать развитию поэтических и музыкальных потребностей детей от 7 до 12-летнего возраста, пробуждая в них эстетическое и тесно связанное с ним религиозное чувство, устанавливая изящный вкус, изощряя слух и голос, ибо любовь к природе и прекрасному служит лучшим основанием и для нравственного воспитания.
3. История создания произведения, его основная идея и содержание.

Стихотворение Л. Модзалевского «Времена года» построено по принципу «вопрос – ответ» и состоит из четырёх строф, каждая из которых охватывает три строки. Отметим, что данное стихотворение сочетает в себе три размера – хорей (двухсложный размер с ударением в стопе на первом слоге), в котором написан поэтический вопрос, амфибрахий, в котором написан ответ в первых трех строфах, и дактиль, который появляется лишь в последнем ответе:

/Как вер-/не-тся к /нам вес-/на,

/Чем о-/да-рит /нас о-/на?

Цве-/та’-ми, цве-/та’-ми, цве-/та’-ми.

/Ну, а /лет-не-/ю по-/рой

/Чем бо-/га-ты /мы с то-/бой?

Хле-/ба’-ми, хле-/ба’-ми, хле-/ба’-ми.

/Ле-то /быс-тро /про-ле-/тит,

/Чем же /о-сень /наг-ра-/дит?

Пло-/да’-ми, пло-/да’-ми, пло-/да’-ми.

/Вот зи-/ма ка-/тит как /раз,

/Чем о-/на за-/сып-лет /нас?

Сне-/га’-ми, сне-/га-ми, сне-/га-ми.

Музыкально-теоретический анализ

1. Форма произведения и его структурные особенности.

Опираясь на структурные особенности стихотворения Л. Модзалевского, в своей хоровой композиции «Времена года» В. Римша придерживается куплетно-вариационной формы, в которой ясно ощутимы границы куплетов.

В данном произведении можно выделит четыре куплета (5 – 10 такты, 13 – 18 такты, 20 – 25 такты, 27 – 34 такты), соответствующие строфам поэтического текста. Отметим, что каждый куплет представляет собой простой неквадратный (6 тактов) период неповторного строения (a+b), состоящий из двух музыкальных предложений (4+2). Исключением является последний четвёртый куплет (27 – 34 такты), который охватывает квадратный (8 тактов) период неповторного строения (a+b), состоящий из двух музыкальных предложений (4+4).
2. Жанровая основа

Учитывая архитектонические особенности данного хорового сочинения, можно сказать, что оно относится к песенному жанру, а по своему объёму его необходимо отнести к жанру хоровой миниатюры.


3. Ладовая и тональная основа.

Особое внимание привлекает к себе ладотональное развитие хоровой композиции. В. Ришма широко использует средства взаимопроникновения традиционных мажорных и минорных ладов. Кроме того, красочный эффект смены сезонов года создается смелыми тональными сдвигами, выразительной игрой ладотональностей, мажоро-минорными переливами.

Так, произведение открывается тональностью D-dur, отличающейся яркостью и восторженными оттенками. Уже с первых тактов композитор вводит ладовое смещение в параллельный минор (h-moll).

Н апример, такты 1 – 4:

Такая ладовая переменность наблюдается и в первом куплете, что позволяет композитор «нарисовать» картину весеннего прихода, возрождение природы и начало новой жизни.

Н апример, такты 5 – 8:



В последующих куплетах основной тональный центр полностью смещается в h-moll, раскрывающее летнее и осеннее богатство и суровость зимы.

Н апример, такты 13 – 14:


Такты 22 – 23:



Такты 27 – 28:
Заканчивается произведение тональностью fis-moll.
4. Особенности гармонического языка.

Гармонический язык хоровой миниатюры «Времена года» очень прост, но в то же время выразителен, легко воспринимается слушателем и ярко подчёркивает образы поэтического текста. Не насыщая гармоническую линию, В. Римша делает акцент на поэтическом тексте, которому подчиняются все элементы музыкальной речи, прежде всего, гармония.

Интервальная сторона гармонии отмечена одноголосным движением, интервалами и мажоро-минорными аккордами в разных их перемещениях. С функциональной стороны, композитор опирается на тонико-субдоминантовые отношения.

5. Мелодическая и интонационная основа.

Жанровое происхождение мелодической темы – декламационное. В её основе лежат определённые речевые интонации:

  • скачки на чистые интервалы, раскрывающие вопросительную интонацию поэтических строк.


Н апример, такты 5 – 8:

Т акты 29 – 30:


  • с татичность и горизонтальность развития, в основе которого лежит секундовая интервалика, позволяющая композитору высветлить поэтический ответ.

Например, такты 17 – 18:





Такты 24 – 25:


В 31 – 34 тактах витиеватость мелодической линии и обилие внутрислоговых распевов музыкально претворяют снежные метели:




Умеренное движение в четырёхдольном размере придаёт музыкальному развитию восторженного характера, а также позволяет композитору музыкально претворить четыре удивительных сезона, каждый из которых неповторим и очарователен: цветущая весна, благоухающее лето, плодоносная осень и суровая зима.
6. Метроритмические особенности.

В данной хоровой композиции наблюдается небольшие метрические изменения (такт 26, такты 37 – 39), что связано в первую очередь с изобразительной функцией аккомпанемента.

Вся хоровая композиция «Времена года» выдержана в неизменном умеренном темпе, благодаря чему на протяжении всего музыкального развития сохраняется единый лирико-восторженный эмоциональный тонус.

Ритмика сдержанная и степенная, преимущественно опирающаяся на чередование четвертных и восьмых длительностей, что даёт возможность с одной стороны раскрыть восторженный интонационный строй стихотворения Л. Модзалевского, а с другой – высветлить главные поэтические образы.
7. Темп и агогические отклонения.
Темповое оформление данной хоровой обработки опирается на умеренные темпы, однако всё же композитор вносит некоторые темповые сдвиги, что позволяет ему более выразительно претворить поэтические образы и раскрыть эмоциональную сферу текста.

Данная композиция открывается темой торжественно-величавого характера, и продолжается на протяжении всего произведения.

В последних 3-х тактах происходит темповое смещение в ritenuto ( замедляя).
8. Динамические оттенки.

Динамика хора отмечена преобладающей громкой динамикой (нюанс f). В пределах такого общединамического форте, в хоре образуется индивидуализированная картина переменности времён года. Отметим, что развитие четвёртого куплета опирается на контрастное сопоставление нюансов, а именно р – ff, что усиливает общий эмоциональный тон.

Такты 27 – 30:

9. Фактурные особенности произведения и его музыкальный склад.
В хоровой композиции «Времена года» наблюдается сочетание гомофонии, монодии и полифонии, которое осуществляется в последовательном развертывании музыкальной формы, образуя смену одной фактуры другой.

Первый куплет выдержан в аккордово-гармоническом складе, придающий музыкальному развитию весомости и значимости, что позволяет композитору высветлить восторженный интонационный тон поэтического текста

Например, такты 5 – 8
Второй куплет начинается монодическим изложением, что придает основной теме особую рельефность и значительность, а также ярко раскрывает образ летней поры.
Такты 13 – 14
Далее фактура уплотняется до двухголосия, благодаря чему акцентируется внимание слушателя на поэтическую фразу «чем богаты мы с тобой? Хлебами». Отметим, что во 2-м сопрано наблюдается подголосок.

Такты 15 – 18:

В третьем куплете также наблюдается монодия, обращающее внимание на смысловую значимость поэтического слова «пролетит» и фразы «чем же осень наградит?».

Такты 21- 23:

В четвёртом куплете композитор опирается на имитационную полифонию, которая наполняет музыкальное развитие активностью и действенностью, что музыкально претворяет образ зимы, засыпающей землю снегами.
Такты 27 – 30:
10. Соотношение хоровой партитуры и сопровождения

Большую роль играет фортепианная партия, которая дополняет хоровую партию, создавая яркий цельный образ – лирико-приподнятое настроение.

Аккордовое изложение сопровождения каждого куплета дополняет хор, придаёт ему большей восторженности.

Например, такты 5 – 8: