Файл: Экзамен оп. 11 История государства и права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Теория

Образование Русского централизованного государства (вторая пололовина XIV – первая половина XVI в.).

Крестьянская реформа 1861 г. и ее основные положения.

Основное содержание Конституции РСФСР 1918 г. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

Развитие Советского государства в 1950-1960-е гг. Ликвидация органов внесудебных репрессий.

Конституции СССР 1977 г. основное содержание.

Изменение состава и территории Союза ССР (1924-1956 гг.)

Формирование новой правовой системы в 1990-е гг. в России.

Практическая часть

1.

3.

5.

6.Сравнительный анализ Конституций 1924 и 1918 гг.

Конституция 1924г. разрабатывалась как основной закон Союзного государства, принципиально  новыми в ней по сравнению с  предыдущей Конституцией 1918г. были следующие  моменты:

(КОДЕКС ЗАКОНОВ ОБ АКТАХ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ, БРАЧНОМ, СЕМЕЙНОМ И ОПЕКУНСКОМ ПРАВЕ)

Основными его положениями были отсутствие легитимности церковного брака, равенство полов, отсутствие общей собственности супругов, брачный возраст 18 и 16 лет.

в 1926г. действовал:

(Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР)

(сохраняя принцип единобрачия, Кодекс 1926 г. не допускал регистрации брака с лицом, уже состоящим в фактических брачных отношениях);

6) восстанавливался институт усыновления, что было особенно важно при существовании огромной армии беспризорных, порождённой гражданской войной;

9.

10. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 г.

«О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время»

В целях обеспечения выполнения производственных заданий, связанных с нуждами военного времени, Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

2. Лица, не достигшие 16 лет, могут быть привлечены к обязательным сверхурочным работам продолжительностью не более 2 часов в день.

Ответ: нет.



В период перестройки развитие права характеризовалось повышением роли законодательства союзных республик, нормы которого в конце 1980-х гг. нередко противоречили общесоюзным законам. Изменения, вносившиеся в Конституцию СССР, а также Конституции союзных республик, оказали большое влияние на развитие в основном гражданского и трудового права. Тем не менее характерной особенностью развития законодательства периода перестройки была уже начинавшаяся «война законов», вызванная противоречиями между законодательством Союза ССР и союзных республик.

6 марта 1990 г. Верховный Совет СССР принял закон «О собственности в СССР», в котором термин «частная собственность» не применялся, а вместо него использовалось понятие «собственность граждан». Таким образом в СССР существовала собственность советских граждан, коллективная собственность и государственная собственность.

Государственная собственность была представлена: 1) общесоюзной; 2) собственностью республик, краев и областей; 3) собственностью местных советов.

25 декабря 1990 г. Верховный Совет РСФСР утвердил закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности», в котором регулировались отдельные формы предпринимательства и виды деятельности, порядок регистрации и лицензирования и др.

Согласно закону «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» от 3 июля 1991 г. начинается приватизация государственной и муниципальной собственности. Важное значение имел закон «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» от 4 июля 1991 г., в котором предусматривалась бесплатная приватизация жилья гражданами (18 кв. м на человека и 9 кв. м дополнительно на семью).

Определенный итог развития гражданского права этого периода — Принятый 31 мая 1991 г. закон «Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик» не смог оказать какого-либо влияния на развитие общесоюзного гражданского права, так как его введение в действие предусматривалось с 1 января 1992 г., т.е. уже после распада СССР.

Развитие трудового права было обусловлено необходимостью принятия мер, направленных на расширение участия трудящихся в управлении предприятиями
, а также обеспечение определенных гарантий в условиях экономического кризиса. В «Основы законодательства Союза ССР о труде» 1988 г. были внесены дополнения, согласно которым на предприятиях создавались советы трудовых коллективов. Они представляли интересы рабочих и служащих, получая при этом достаточно широкие права по контролю за деятельностью администрации. Кроме того, устанавливалась выборность руководителей предприятий.

В связи с необходимостью регулирования трудовых отношений в условиях введения частной собственности, рынка труда и появления безработицы в 1989 г. Верховный Совет СССР принял закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)». В нем рабочим и служащим предоставлялось в некоторых случаях право на забастовку. 19 апреля 1991 г. был утвержден закон «О занятости населения в РСФСР», призванный смягчить последствия приближавшейся массовой безработицы в республике. В этот период возникает трудовой контракт как новая форма трудового договора между работодателем и работником.


  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9

Изменение состава и территории Союза ССР (1924-1956 гг.)



  1. Конституция 1993 г. Общая характеристика.


Конституция Российской Федерации была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, который был признан состоявшимся, в нем приняло участие 54,8 процента избирателей. За Конституцию из них проголосовало 58,4 процента, против – 41,6 процента. Таким образом, новая Конституция РФ была принята примерно 30 процентами избирателей. Это был очень важный шаг в конституционной реформе.

Конституция России состоит из преамбулы и двух разделов. Основным является первый раздел, состоящий из 9 глав, второй предусматривает ряд норм, которые носят временный характер.

Констатируется, что Конституция РФ принимается многонациональным народом РФ, в ней называются цели, реализация которых является основной задачей государства:

  • утверждение прав и свобод человека,

  • утверждение гражданского мира и согласия в РФ,

  • сохранение исторически сложившегося государственного единства,

  • возрождение суверенной государственности России,

  • утверждение незыблемости демократических основ Российского государства,

  • обеспечение благополучия и процветания России.


  1. Государственное устройство и аппарат управления Российской Федерации (1990-е гг. – по настоящее время).


Российская Федерация (РФ) – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Она состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.

ОТ БЫКОВОЙ

В конце 1991 — начале 1992 года в России происходила ликвидация сохранившихся общесоюзных органов власти и управления, а также передача их собственности министерствам и ведомствам республики.

В апреле 1992 г. были внесены изменения в Конституцию РСФСР, в соответствии с которыми Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика получила название Российская Федерация — Россия. В Конституции подчеркивалось, что оба названия являются равнозначными. В то же время в России с прежних времен сохранялась система Советов. Необходимо отметить, что на этапе борьбы президента РСФСР Б.Н. Ельцина и его окружения с руководством СССР активно поддержал российский Верховный Совет. Однако после
распада СССР между ними возникло противостояние, обусловленное невозможностью сосуществования двух систем власти — Советов, с одной стороны, и президентов субъектов РФ, глав администраций и т.д., — с другой.

25 апреля 1993 г. состоялся референдум, в результате которого незначительную поддержку получил президент Б. Н. Ельцин и его реформы.

Кроме того, участники опроса высказались против досрочных выборов президента и народных депутатов. Опираясь на итоги референдума, президент Б.Н. Ельцин начал действовать более активно и при решении такого сложного вопроса, как подготовка проекта Конституции РФ. 5 мая 1993 г. был опубликован проект Конституции, подготовленный комиссией президента, а 12 мая в соответствии с Указом «О мерах по завершению подготовки новой Конституции РФ» определялся порядок обсуждения и принятия Конституции. 12 июля 1993 г. президентский проект Конституции был одобрен Конституционным совещанием. В то же время Конституционной комиссия Верховного Совета подготовила свой проект Конституции, который 16 июля 1993 г. был принят парламентом.

Однако проблемы отношений федерального центра с субъектами Федерации сохранились.

Так, абсолютное большинство субъектов Федерации внесли изменения в свои нормативные акты с тем, чтобы они полностью соответствовали Конституции РФ и федеральным законам. Однако к началу 1996 г. основные положения Конституций Татарстана, Тывы и Якутии противоречили Конституции и федеральным законам Российской Федерации.

Эти противоречия были полностью преодолены только в начале XXI в. Наибольшей остроты развитие отношений федерального центра достигло с Чеченской республикой, в которой установился режим Дудаева.

В результате двух войн свыше 100 тыс. человек погибло, а разрушениям были подвергнуты многие города и населенные пункты республики.

Тем не менее на территории Чеченской республики как субъекта РФ была установлена легитимная власть и восстановлен конституционный порядок. В целом в Чечне стабилизировалась социально-политическая обстановка и были восстановлены промышленные предприятия и разрушенная инфраструктура. В настоящее время Чеченская республика является одним из самых стабильно развивающихся субъектов Российской Федерации на Северном Кавказ.

  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9